421

Поднимались ли евреи на Храмовую гору?

August 9, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

   Поднимались ли евреи на Храмовую гору?

     Многие источники упоминают, что Тит приказал сравнять с землей все стены Йерушалаима. Только три башни были оставлены целыми, чтобы все видели, какой неприступный город он одолел. Но в действительности ему не удалось даже частично претворить в жизнь свой замысел. Свидетельство тому — огромные камни Иродианской подпорной стены вокруг Храмовой горы, частично разрушенные топорами римских легионеров, бросивших свою работу в самом начале, так как она оказалась непосильной.

   Через 16 лет после разрушения Йерушалаима (84 г. н.э.) Демициан приказал распахать место, на котором стоял Храм, в знак того, что он никогда не будет восстановлен. Но мудрецы Торы никогда не оставляли надежды на возобновление служения Всевышнему на месте, которое Он Сам избрал. Они поднимались на гору Мория и молились об избавлении Израиля.

   В начале II в. (н.э.)  на Храмовую гору поднимались рабби Элиэзэр бен Урканус, рабби Йеошуа бен Хананья и рабби Акива (Макот, 24б). Примерно в то же время на месте разрушенного Храма стоял бен Зома и размышлял, как восстановить единство духовного и материального миров.

  Во времена арабского владычества, на протяжении более 400 лет (638—1080), на Храмовой горе находился бейт мидраш и синагога. Сначала они размещались на месте мечети Эль Акса, но впоследствии евреи были изгнаны оттуда и перенесли дом изучения Торы и молитвы в другое место Храмовой горы (проф. Бен Цион Динур «Евреи на Храмовой горе во времена арабского владычества»).

   Рабби Авраам бар Хия а-Наси (1065— 1135) писал в своей книге «Мегилат а-мегила»: «Несмотря на то, что римляне во времена злодея Тита осквернили святыню, они тогда не претендовали на владение Храмовой горой…

   И арабские правители разрешали евреям подниматься на гору и молиться в доме, который они построили там».

   В 1166 г. на Храмовую гору поднимался Рамбам. «Дал я обет, что день, когда я поднялся на святое место, будет для меня отныне днем праздника и благодарственной трапезы. И как я удостоился молиться на развалинах Храма, так поможет мне Б-г и всему дому Израиля увидеть утешение для наших глаз (отстроенный Йерушалаим)» (предисловие Рамбама к трактату Рош а-Шана).

   В 1948 г., перед началом прорыва в Старый город через ворота Цион, Давид Шалтиэль, командующий отрядом Хаганы, приготовил ягненка, чтобы принести его в качестве жертвы благодарности Всевышнему на Храмовой горе. В данном случае не столь важно та, что этого нельзя было делать, пока не установлено место жертвенника, как то, что порыв командира отряда отразил чаяния всего народа. Во время Войны за независимость Йерушалаим оказался разделенным и о посещении Храмовой горы не приходилось даже говорить, так как она находилась в руках Иорданского легиона.

   Подъем на Храмовую гору связан с проблемой ритуальной нечистоты. И хотя прикоснувшийся к мертвому телу имеет право зайти на Храмовую гору, подавляющее большинство авторитетов опасались, что люди, не зная, где начинались дворы Храма, зайдут на их территорию и тем самым нарушат строжайший запрет Торы.

  За два месяца до войны 1967 г. собрание раввинов в Йерушалаиме приняло решение полностью запретить вход на Храмовую гору по причине невозможности на сегодняшний день произвести процедуру очищения от ритуальной нечистоты. Среди тех, кто был против категорического запрета подниматься на Храмовую гору, был рав Шломо Горен (ЗаЦаЛь) — главный раввин Армии обороны Израиля.

   В последний день Шестидневной войны Старый город был захвачен израильскими десантными войсками. Поскольку иорданский легион при отступлении взорвал весь еврейский квартал, включая великолепную синагогу «Тиферет Исраэль», многие ожидали, что израильское правительство оставит за собой право распоряжаться Храмовой горой. Но через несколько дней владение горой Мория было передано в руки Международного исламского комитета.

   Мечта восстановить Храм и служение в нем никогда не угасала в еврейском народе. На протяжении столетий продолжалось подробное изучение устройства Храма и законов жертвоприношений. В настоящее время борьбу за восстановление Храма возглавил «Институт Храма» под руководством рава Ариэля.

 

Историческое фото, Рав
Горен трубит в Шофар в
день освобождения Йерушалаима