Гилель говорил: "В то время, когда вбирают – разбрасывай, когда разбрасывают вбирай". В то время, когда ты видишь, что Тора любима среди евреев и все радуются ей, – распространяй ее… когда же ты видишь, что Тора забыта евреями и не все обращают на нее внимание, – внеси ее внутрь. Внеси внутрь не для того, чтобы оставить других без света, а для того, чтобы осветить мир изнутри.
Рабби Меир говорил: "Всякий, кто забывает хотя бы что-то одно из мишны его (из высказываний Учителей, которые он слышал), говорит о нем Писание, что он как бы сам отвечает за все, что с ним случится, как сказано (Дварим, 4:9): "Только очень берегись и береги свою душу, чтобы не забыть то, что видели глаза твои". Может быть это относится и к тому случаю, когда он не смог постичь мишну (не смог понять высказывание Мудрецов и забыл или не способен помнить все, что он выучил)? – Учение сказало: "Чтобы не отошло от сердца твоего все дни жизни твоей." Он не становится виноват в том, что происходит с ним, пока он не сядет и не постарается "убрать с сердца" (забыть)". (Авот, 3:8).
Слова Рабби Ишмаэля: "Как молот разбивает скалу…" Что известно про молот? Из него вылетают многие искры – так и один стих Торы имеет несколько смыслов" (Санэдрин, 34:1).
Рабби Ишмаэль говорит: "Тот, кто хочет стать мудрым, пусть занимается законами имущественного права (диней маманот), так как ты не найдешь в Торе другой области знаний, которая была бы похожа на бьющий источник более, чем эти законы (Брахот, 63:2).
В школе Рабби Ишмаэля учили: "Слова Торы пусть не будут для тебя чем-то обязательным, но и освободиться от них ты не можешь" (Менахот, 99б).