Беседа 3. Глубина одного слова

Беседа 3. Глубина одного слова

January 10, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 

В статьях о святом языке, которые уже публиковались в нашей газете, мы неоднократно говорили о том, что Тору, как никакой другой текст, важно читать в оригинале.

Но что тут принципиально нового? Что в языке Торы такого, что столь отличало бы его от любого другого?

Несомненно, язык – это средство передачи информации. И иврит – не исключение. Но весь вопрос в том, какого уровня информация и насколько средство её передачи совершенно. Я постараюсь ничего не приводить без доказательств и примеров. А потому рассмотрим две пары общеизвестных слов на древнееврейском языке.

Муж и жена – одна…

Первая пара – это "мужчина" и "женщина", «иш» – «иша».
אִיש – אִשָּה
В Торе мы читаем о сотворении женщины:
וַיֹּאמֶר הָאָדָם זֹאת הַפַּעַם עֶצֶם מֵעֲצָמַי וּבָשָׂר מִבְּשָׂרִי לְזֹאת יִקָּרֵא אִשָּׁה כִּי מֵאִישׁ לֻקֳחָה זֹּאת

«И сказал человек: сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она» (Берейшит 2:23).

Здесь переводчик (Д.Йосифон) явно вышел из границ того, что обычно называется переводом. Оставив в скобках перевод, а на главное место поместив русскую транскрипцию оригинала, переводчик подчеркнул особую важность этого оригинала, которую невозможно передать никаким переводом.

Посмотрим внимательно: первая женщина получает своё первое имя "иша", потому что взята от того, который получает имя "иш". То есть связь причины и следствия в процессе Творения сразу отражаются в языке. В каком?

Данный стих представляет нам точнейшее доказательство того, что языком творения мог быть только иврит: только в этом языке мужчина и женщина называются одним и тем же словом (только женщина – в женском роде). Пожалуйста, проверьте:

Русский: Мужчина-Женщина
Французский: homme-femme
Английский: man-women
Греческий: andros -gynea
Латинский: mascul-femina
Арамейский: gvar-iteta

Этот уникальный факт должен иметь объяснение, и оно потрясает своей простотой. Ни одному народу мира не приходило в голову назвать одним словом столь разные существа, как мужчина и женщина. Это – вполне понятно.
А вот то, что иврит связывает их вместе, говорит только о том, что с самого начала этот язык связано с Первопричиной, формировавшей этот мир.

Пример с "иша" и "иш" был нами взят как доказательство (согласитесь, доказательство вполне серьёзное) того, что иврит – это и есть язык Творения. Это значит, что если мы хотим узнать что-то про творение, про основы и принципы нашего мира – то сделать это нам может помочь именно язык.

К примеру, та же вечная тема: мужчина и женщина. Хотите узнать побольше про "это"? Смотрите внимательно.
אִיש – אִשָּה
Чем отличаются друг от друга два этих слова?
У женщины – лишняя "ה" (гэй), у мужчины – лишняя "י" (йуд).
У каждой буквы в иврите – свой портрет, за каждой буквой стоит определенное понятие. Назовем только самые простые значения этих символов.
"ה " – символизирует понимание, более глубокую связь с этим миром,
"י " символизирует мудрость и связь с духовностью.

Но самое интересное – не это. Две эти буквы вместе образуют одно из имён Всевышнего, отражающее категорию Шхины – Божественного присутствия. Наши мудрецы так и говорят: "Если мужчина и женщина достойны – то между ними пребывает Шхина".

А что это значит – достойны? Можно попробовать догадаться. Божественное присутствие обозначается Именем, складывающимся из букв, которые отражают отличие между мужчиной и женщиной. Значит, когда это Имя можно сложить? Когда каждый отдаёт другому то особенное, что у него есть, вкладывает свой особый потенциал в их связь.

А теперь скажите – а что одинаково в наших словах (вроде "А упало, Б пропало, что осталось на трубе?")
Две общих буквы – "алеф" и "шин" – вместе образуют слово "эш" – огонь.
Так вот, мудрецы в продолжении той же цитаты из Талмуда и про это сказали: "Если мужчина и женщина достойны, то между ними пребывает Шхина, а если нет – всепожирающий огонь".
То есть, если муж и жена не смогли удержать те самые буквы – то остаётся огонь. О каком огне идёт речь, я думаю, объяснять не нужно.
Да-да. "Угрюмый тусклый огнь желания", который запросто может спалить и человека, и человеческие отношения.
А куда же этот огонь девается при, скажем так, благополучном стечении обстоятельств? Что тут можно ответить?
Возможно, его энергия используется для варки супа в семейном очаге.

Дотошный читатель может сурово заметить: мы ведь с вами не семейными отношениями занимаемся, а семантическими, простите за каламбур. Но кого интересует семантика? А семейные отношения интересуют всех. Хотя мы с вами действительно говорим не про это, а про то, как можно, изучая язык, открывать для себя много нового – в том числе и в семейных отношениях.

Возвращаясь к пословице, фигурирующей в названии, хотел бы заметить её явные еврейские корни.
Муж и жена – одна сатана.
Во-первых, "сатана" – это же наш еврейский "сатан" – ангел-обвинитель, который при переходе в языческую среду приобрёл рога, хвост и копыта, а в контексте данной пословицы ещё и женский род.
Во-вторых, сам смысл пословицы передаёт ту же самую идею единства между мужем и женой, как в хорошем, так и в плохом, о котором мы говорили.
И, в-третьих, словосочетание "иш вэ иша" – гораздо более подходит под определение единства, чем "муж и жена".