Пути правления единства

Пути правления единства

December 30, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments
 

Комментарии

До сих пор я объяснял тебе, с Б-жьей помощью, то, что ты должна знать о правлении награды и наказания. Теперь перейдем к объяснению второго образа правления451 -скрытого правления452, стремящегося к всеобщему восполнению. Здесь будет объяснено тебе сказанное нашими мудрецами (Зоар Насэ 134): <Все зависит от судьбы>.

161.СКАЗАЛА ДУША: Ты упомянул проблему, которую я очень хочу понять и которая является одной из самых трудных для меня, поэтому я жажду услышать объяснение.

162.СКАЗАЛ РАЗУМ: Однако здесь мы столкнемся с явлениями <праведник, которому хорошо> и <праведник, которому плохо>, которые непознаваемы.

163.СКАЗАЛА ДУША: Зачем же ты затронул вопрос, который не можешь объяснить?

164.СКАЗАЛ РАЗУМ: У этого явления есть граница, до которой мы сможем его понять, а после нее прекратим исследование. Того, что я сообщу тебе, будет достаточно, дабы понять, что явление это справедливо, а о том, что невозможно познать, не спрашивай. Однако знай – даже то, что недоступно для постижения, не наносит ущерба нашей вере и не искажает знание. Ты своими глазами увидишь, что это не что иное как дополнительное знание, совсем не обязательное для нас. Однако объяснения, необходимые для успокоения сердца и прояснения веры, у нас есть. Не сделает Всевышний вещи, из-за которой сыны человеческие запутаются в вере и на которую не найдут ответа, поэтому и сказано (Дварим 4:39): <И узнаешь ты сегодня и примешь сердцем своим, что Создатель – это Всесильный>.

165.СКАЗАЛА ДУША: Если так, расскажи то, что считаешь для меня необходимым знать.

166.СКАЗАЛ РАЗУМ: Поскольку Господь, благословен Он, установил образ правления <награды и наказания>, получает каждый человек по делам своим: добрые – добро, злодеи – зло.Однако глубинный замысел Всевышнего – вести все к тому, чтобы не было в мире никакого зла, а одно только добро453. Это называется исправлением и очищением самого образа правления454. Однако для того, чтобы осуществить это общее исправление, необходимо действовать сообразно с самой причиной существования добра и зла. Тот, кто хочет полностью излечить болезнь, должен вникнуть в ее причины, и тогда можно будет устранить следствия. Так же и здесь: для того, чтобы обратить образ правления к одному только добру, так, чтобы зла не было вообще, необходимо знать причину, в силу которой сегодня зло присутствует в образе правления. И в соответствии с этой причиной надо будет обернуть круговорот событий так, чтобы в результате возник этот плод – отсутствие всякого зла в образе правления. И это очевидно, ведь Святой, благословен Он, не хочет <передумать>, как человек, сожалеющий о прошлых поступках и оставляющий один путь ради другого, – напротив, в соответствии с исходными условиями Он приведет все к желанному совершенству455.
Как мы уже объясняли, корень появления зла в образе правления – это раскрытие единства Его, благословен Он. Т.е. необходимо было раскрыть зло и позволить ему действовать соответственно егоприроде, дабы затем, обратив зло в добро, продемонстрировать таким образом единство власти Всевышнего. По этой причине, чем больше Всевышний скрывает Свое лицо и допускает усиление зла, до самой последней границы, т.е. вплоть до полного разрушения мира, которое, однако, никогда не произойдет, – тем полнее будет основание для последующего раскрытия, демонстрирующего истинность единства Всевышнего тем, что все причиненные злом разрушения будут исправлены Его властью. Свет по-настоящему заметен именно в темноте, как мы уже объясняли ранее456. Следовательно, поскольку Всевышний хочет установить в мире образ правления, основанный только на добре, Он построит все Свое правление на фундаменте раскрытия своего единства, из-за которого родились и существуют сегодня добро и зло.
Однако награда и наказание – это еще не максимальное усиление зла457, ведь при таком подходе зло настигает только злодеев; оставляющие Всевышнего получают его [зло], а тем, кто ищет Всевышнего, Он дает себя найти. Усиление зла – это когда Всевышний совершенно скрывает Свое лицо от мира, как сказано (Мишлей 1:28): <Тогда будете звать Меня, а Я не отвечу>, и также (Йешаягу 59:15): <Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим>. Это – полное сокрытие, пришедшее только ради того, чтобы открыть затем совершенное исправление. Как сказано далее у пророка (Йешаягу 59:16): <…и помогла Ему десница Его, и справедливость Его укрепила Его>. Это значит, что в рамках этого образа правления Всевышний не обращает внимания на заслуги или вину, а управляет так, как нужно, т.е. позволяет злу побеждать, дабы затем показать власть добра. И все время, пока зло побеждает, даже праведные вынуждены находиться под давлением зла, – не потому, что так следует по закону, а потому, что так необходимо в это время. Ведь в любом случае потом, когда добро вернется, откроется и будет властвовать, они сполна получат награду как компенсацию за все зло, которое им пришлось терпеть. Так сказано об этом (Псалмы 90:15): <Дай нам радость соответственно [тем] дням [когда] притеснял нас>. Но пока зло побеждает, заслуги не помогут спастись от него, как сказано (Амос 5:13): <Поэтому разумный в это время будет молчать, ибо это время плохое>. Более того: поскольку разрушение и уничтожение порядка в природе зла, не только заслуги не помогут праведным спастись от зла, но и злодеям будет сопутствовать удача. Это время как будто улыбается им, идет им навстречу, а праведные притеснены и страдают, как сказано (Сота 49а): <В период перед приходом Машиаха наглость возвысится… а мудрость знающих будет презренна>, и сам пророк уже сказал (Йешаягу 59:15): <Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим>458.
Следовательно, если Господь, Благословенный, хочет управлять миром посредством своего единства, – показывая нам свет из тьмы и приводя все к тому, чтобы само зло обернулосьдобром459, – он должен дать злу возможность усилиться, не обращая внимания на заслуги праведных. Наоборот – злодеи достигнут успеха, а праведники будут повержены в прах, после этого откроется власть Всевышнего, и плодом этого будет обращение самого зла в добро, и не будет более зла, но только добро. И только тогда праведные получат награду, не ранее. Когда Всевышний управляет миром посредством награды и наказания, праведные получают добро, а злодеи зло, однако тогда нет никаких предпосылок приводить все к полному исправлению, так, чтобы зло исчезло совсем. Ведь почему оно тогда должно исчезать? И без того зло настигает только злодеев, оно ограничено и действует не согласно своей природе, а лишь исполняя справедливый закон. И именно из-за того, что Святой, благословен Он, на самом деле хочет полного исправления мира и окончательного уничтожения зла, Он желает относиться к праведным в соответствии с образом правления единства, так что праведность не поможет им спастись от страданий этого мира. Несомненно, это не связано с наградой и наказанием, а происходит так, чтобы с помощью праведников совершить полное исправление мира. И это, безусловно, благо для праведных, и благодаря этому их награда будет гораздо больше460, чем та, которую они могли бы получить за одни только добрые дела. Это также хорошо и для мира – ведь если бы мир управлялся наградой и наказанием, то плодомтрудов человеческих была бы только плата за добрые дела, а не полное уничтожение зла в мире. Но поскольку праведники страдают не из-за своих поступков, а соответственно образу правления, – также и пользабудет не частной (воздаянием за их дела), а общей, пользой для всего закона правления, и в их заслугу раскроется высшее единство, и зло будет исключено из образа правления миром.
И обрати внимание на дополнительное преимущество, которое здесь есть – даже раскрытие Высшей власти произойдет благодаря заслугам, а не просто как подарок. И несмотря на то, что по отношению к другим людям это будет подарком, для праведных это заслуга, и их добро прольется на весь мир, и тогда получится, что есть заслуга у всей общины Израиля461.

167.СКАЗАЛА ДУША: Согласно этому, всем праведникам следовало бы страдать, но не такова реальность.

168.СКАЗАЛ РАЗУМ: У этого есть очень глубокая причина. Господь, благословен Он, создал зло с такими свойствами и ограничениями, с какими пожелал. И Он направляет события к тому, чтобы полностью уничтожить зло в Творении, как мы уже объяснили. Однако Он должен управлять этим процессом в соответствии с природой зла и порядками его действия. Это очевидно. Поскольку Благословенный создал Творение несовершенным, Он вращает колеса, чтобы восполнить его, удалив недостатки. И Он единственный, кто знает корень всего, что Он пожелал сделать, и скрытые от созданных причины своих установлений. Ведь созданные знают только сами установления Высшей воли, а то, что выше их, т.е. причины установлений, на самом деле не передано созданным вообще, и это запрещенные нам исследования, поскольку корень их – в высотах воли Всевышнего, непостижимых для нас462. Он, благословенно имя Его, знает, что для восполнения Творения необходимо усиление света, т.е. усиление влияния и его увеличение, с одной стороны, и его сокрытие и уменьшение, с другой стороны. Поскольку есть аспекты, которые исправляются увеличением света и волеизъявления, а есть аспекты, которые исправляются их отстранением и уменьшением, когда злу позволено побеждать, как мы объяснили.
Принцип этот ясно увидит тот, кто внимательно проанализирует происходящее в мире. Он обнаружит, что не происходит события, доброго или злого, которое не принесло бы миру пользу. И уже сказалимудрецы (Брахот 60б): <Все, что делают Небеса – к добру>. Однако много путей у Всевышнего,одни справа [благословение], другие слева [испытание], и это зависит не от дел человеческих и заслуг, а от свойств Творения и его сущности. И Он, Благословенный, единственный, кто на самом деле знает сущность создания, знает и то, что необходимо ему. Одно нам известно – сущность Творения такова, что для его восполнения необходимы как увеличение [усиление света лица Всевышнего], так и уменьшение [сокрытие]. Это смысл двадцати восьми времен463, упомянутых в книге Коэлет (глава 3), и свидетель, соответствующий им – луна, которая сама восполняется и уменьшается, являясь примером этого явления. И есть в этом глубокое знание, которым обладают мудрецы, понимающие траекторию и пути движения луны и все варианты ее отношения к солнцу в различных состояниях. Ибо они в общем виде соответствуют всем основным аспектам правления, которое приводит в движение Творение и восполняет его согласно его (Творения) природе. Как мы уже объяснили, для этого восполнения необходимо усиление и уменьшение464. Поэтому община Израиля уподобляется луне: <Они в будущем обновятся, как она [луна]> (Сангедрин 42а). Частностей здесь много, и они глубоки. Однако общее правило таково: оборот колеса, влекущего общину Израиля и все Творение к восполнению (в соответствии с их природой, а не по делам их), подобен тому, что на наших глазах происходит с луной, во всех деталях этого явления.
Вместе с тем Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения, соответственно тому, что, как Он знал, подходит каждой из них по ее сущности. Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем465, поскольку относится к упомянутым нами выше причинам установлений, которые скрыты от созданных466и которые мы можем познать только через их следствия. Выходит, что одному человеку в соответствии с его корнем суждено изобилие влияния Всевышнего, которое является одним из путей восполнения Творения. Есть же такой человек, которому в соответствии с его корнем суждено довольствоваться малым влиянием, и это – второй путь восполнения Творения. И у этого различия нет причин, которые были бы связаны с поступками человека; все связано только с тем, как Всевышний распределил между людьми исправление Творения: одно исправление – одному, другое – другому, и каждый идет своим путем.
Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду – и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрыедела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием [в этом мире], а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью,мудрецы назвали мазаль467 [судьба]. Смысл этого – установление [судьба], не зависящее от выбора человека и его поступков. Однако, как я уже сказал, это происходит только в этом мире, в будущем же мире нет ничего, кроме награды по делам, мера за меру, и даже доброе слово оценивается наградой.

169.СКАЗАЛА ДУША: Если так, не вынуждены ли мы сказать, что в этом мире нет награды и наказания и они есть только в мире будущем?

170.СКАЗАЛ РАЗУМ: Это не так. Здесь, однако, тебе необходимо услышать важное введение. Сказали мудрецы (Берейшит Раба 25:3): <"И был голод в дни Давида" (Шмуэль 2, 21:1) – пик468 его [голода]должен был выпасть не на дни Давида, а на дни правления Шауля, но поскольку Шауль был деревом бесплодным469, изменил решение Святой, благословен Он, и привел его [голод] в дни Давида>470 (конец цитаты). И еще сказано (Берейшит Раба 55:2): <Трепальщик льна, когда проверяет лен, проверяет его так…>471. Как ты видишь, не всегда Господь, благословен Он, правит соответственно мазалю, но именно тогда, когда, как известно Ему, это принесет пользу. Ведь Он, Благословенный, приготовил очень глубокий порядок восполнения Творения, и установил для него два пути: путь награды и наказания и путь судьбы [мазаля], и Он выбирает иногда один путь, а иногда другой – тот, который в каждый момент лучше для мира. Когда Всевышний идет по пути награды и наказания, то все происходящее в мире соответствует порядку награды и наказания, а когда Он идет по пути судьбы, то все происходит соответственно судьбе и сущности Творения.
И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжелым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают! И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд:<Все как у всех, одно и то же происходит с праведным и злодеем> (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: <Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными> (Ялкут Шимони, Коэлет, 989, и см. там предыдущий пункт). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины. Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): <Праведник верой своей будет жить>472. Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдется того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идет от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что все от Всевышнего, каким бы путем это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нем обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): <Не исправлены пути Всевышнего> (стих переведен согласно Раши). Однако должен человек твердо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовется цельным.
Итог: есть два пути, путь награды и наказания и путь судьбы, и Всевышний выбирает из них тот, который, как Он знает, принесет добро миру.
В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому,кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: <Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания>473. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством <судьбы>, т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49б): <В период перед приходом Машиаха наглость вознесется>. Все это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего, как мы уже объясняли474.
Еще одно введение необходимо, чтобы разрешить многие сомнения. Знай: даже в то время, когда Всевышний управляет миром посредством <судьбы>, Он так поворачивает происходящее, что даже то, что происходит по закону судьбы, приходит изнутри пути правления награды и наказания. Таким образом пришли страдания раби Йегуды а-Наси, как сказали мудрецы: <С поступком пришли, с поступком ушли>475 (Баба Меция 85:а).Хотя на самом деле эти страдания были страданиями праведника, но такова мера – Святой, благословен Он, соединяет два пути вместе, и даже то, что предопределено судьбой, приходит посредством того, что относится к награде и наказанию, так, чтобы всему можно было найти объяснение, ведь именно вместе с наградой и наказанием приходит все, что должно прийти[57], даже если сами по себе награда и наказание незначительны[58] (т.е. послужили поводом).
Обобщение476: истинная основа управления – это всеобщее исправление всего сотворенного, вращающееся на осях свойств самих созданий, таких, какими создал их Создатель, благословен Он477.И все повороты правления – не что иное как движение к цели всеобщего исправления, к удалению всех недостатков. И есть у этого порядок и законы, непостижимые совершенно. В основе же вращения этих колес действует правление награды и наказания, открытое правление, от которого зависят все законы неба и земли478. Однако внутренний смысл всех порядков и законов связан с упомянутым общим исправлением, поскольку это не два противоречащих образа правления, напротив, правление всеобщего исправления является основой. Просто Господь, благословен Он, знал в своейнепостижимой мудрости, как установить законы награды и наказания, необходимые все время движения, так, чтобы их действие соответствовало и подводило к тому, чего требует правление всеобщего исправления. Поэтому образ правления награды и наказания не выходит за рамки образа правления всеобщего исправления, а напротив, соответствует ему и соединяется с ним, т.е. само влияние образа исправления приходит путями награды и наказания, как мы уже объяснили.
И знай, что не дал Всевышний созданиям возможность постичь высший порядок правления – ни порядок, ни его аспекты, и не открыл соотношение между этим образом правления и образом правления награды и наказания. Этого не понимали ни пророки, ни провидцы. Они видели то, что видели, но не постигали с полной ясностью, и всегда оставались со многими сомнениями, в ключе того, как объяснилимудрецы стих Торы (Шмот 33:19): <И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя> (см. Брахот 7а)479.
И знай, что плод добрых дел, совершаемых праведниками – это то наслаждение, которые они получат в мире награды, мире вечности. Однако есть в их добрых делах и то исправление, которое они ужесейчас приносят Творению, согласно его строению, и, соответственно, есть награда, которая положена им за совершенное исправление480. Поэтому Всевышний должен рассматривать дела человеческие такими, какие они есть, и судить их по тем следствиям, к которым они фактически приводят, соответственно тому, что Он оставил человеку для исправления во всем Творении. И это должно устанавливаться в соответствии с той сущностью Творения, которую дал ей Всевышний, и согласно всем аспектам, которые можно выделить в природе Творения.
И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнитсяисправление, а порча будет забыта, или наоборот – если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его. Исправление, пришедшее после разрушения – не то же самое, что исправление после другого исправления или исправление после двух разрушений, и так до бесконечности, всего не передать словами. Каждое действие судится в контексте движения всего сущего, в соответствии с прошлым, настоящим и будущим481, поскольку всеобщее исправление Творения происходит как результат всего, что произойдет за шесть тысяч лет – все время существования этого мира.
Господь, благословен Он, будет судить каждую вещь на основании трех упомянутых времен, поскольку следствие каждого действия зависит от того, что предшествовало ему, от того, как оно происходило, и от того, что пришло за ним. И после всего этого суда будет установленанаграда будущего мира, награда, соответствующая делам, и это очевидно. В день великого суда Господь, благословен Он, на глазах всех созданий развернет простыню482, на которой – все, что свершилось со дня создания человека и до этого дня. И каждый увидит прямоту Его правосудия во всех Его деяниях, малых и больших, и узнает, что присуждено ему истинным судом на время получения награды в будущем мире[59]. А затем выйдут праведные для получения награды, каждый по делам его.

171.СКАЗАЛА ДУША: Безусловно, я выучила очень много. Теперь, по крайней мере, у меня есть некое рациональное объяснение Б-жественного провидения, которое устраивает разум. Кроме того, я увидела великое значение служения человека, узнала, что такое служение и какая от него польза. Я увидела также, какие есть источники событий, происходящих в разные времена: качество суда Его, благословен Он, и качество милосердия, и судьба, и главное – намерение, заложенное во всем этом. Я поняла сущность человека в это время и его возвышения тогда, когда придет время возвыситься. Поняла смысл прихода Машиаха и воскрешения мертвых. А главное – усилилась моя вера в то, что все происходит от Него, благословен Он, от Его глубокого замысла, и что нет ничего случайного или бесполезного, ни в малом, ни в большом. Все это части одного колеса, вращающееся в мире, цель движения которого – дать полное исправление всем созданным, и общее исправление будет концом вращения. И я буду считать, что до сих пор были изложены общие основы мудрости483. Дальше же последуют объяснения, помогающие понять все тонкости существования этого мира,а это каждый человек понимает в зависимости от своей природы. Мне же достаточно того, что у меня в руках – основы, дающие, по крайней мере, ясное понимание моей вере484.