Снимок экрана 2014-03-10 в 23.13.21

Чтобы не различить

March 10, 2014 Автор: рав Авраам Ицхак Кук - No Comments

Иди, собери всех евреев (Эстер, 4:16). Сказал Равва: Человек обязан напиться в Пурим до такой степени, чтобы не различить между «будь проклят Аман» и «да благословится Мордехай» (Талмуд, Мегила, 7б).

 

В эти дни Пурима, в час, когда муки терзают народ Израиля, весь народ целиком, когдя нас язвят бедствия извне и еще страшнее напасть, порожденная нашими внутренними бедами, потому что нет мира между самими евреями, – давайте вспомним такие же дни года и связанные с ними события, как они описаны в Книге Эстер, созданной вдохновением Святого Духа. А Святой Дух пребывает над всеми переменами, что несет время, над всеми прихотями столетий. Вечные слова: «Иди, собери всех евреев», – должны и сегодня придать нам жизнеспособности и вызволить нас из униженного состояния.

 

Но тут умеющий задать вопрос непременно спросит, да и тот, кто не умеет задать вопрос, захочет понять: возможно ли в наше время пойти и собрать всех евреев? Как поместить в единое пространство и в общие рамки всех-всех – все наши партии и группировки? Как вернутся обломки, рассеянные по всему свету, по бескрайней юдоли изгнания, изгнания физического и изгнания духовного, и снова сблизятся один с другим, чтобы возродился гордый и единый организм, называемый народом Израиля? Как сделать, чтобы этот народ пожелал быть могучим, полным жизненных сил и вернулся из изгнания на родину? И ты скажи вопрошающему, что есть место, где это рассеяние, физическое и духовное, не имеет над нами власти. А если возразишь и скажешь, что мы наблюдаем страшную беду внутри нас, когда одни евреи восстают на других евреев, когда брат идет на брата и становится хуже волка или гадюки, и спросишь – как при этом сказать: иди, собери всех евреев? Вот тебе ответ.

 

Всякий, кто скажет: солгал и все выдумал злобный Аман, когда говорил: «Есть один народ, рассеянный и разобщенный» (Эстер, 3:8), – ошибется в суждении своем. И вправду рассеян и разобщен этот народ, и все же он – один народ. А если скажешь: возможно ли, чтобы две противоположные вещи соединились в одном, чтобы наш народ был един, но также разобщён и рассеян, – отвечу: не удивляйся этому. Есть в мире чудеса. И этот народ, чье существование в мире буквально окутано чудесами, являет чудо уже тем, что он все еще жив. По сути своей это – один народ, несмотря на то, что он рассеян по свету и разобщен.

 

Но верно и то, что наша великая болезнь, будь то болезнь пребывания в изгнании, которая обрушилась на нас, как удар молота, или будь то исказившая нас издревле болезнь, ставшая причиной национальной катастрофы, когда «за грехи наши мы были изгнаны из своей страны и оказались вдали от родной земли», как сказано в молитве праздников. Болезнь держит нас как в тисках и превращает в рассеянный по свету и разобщенный народ, но «Вечный Израиля не обманет» (I Шмуэль, 15:29). Изгнание со всеми его ужасами непременно окончится, когда отовсюду повеет новым ветром, и изнуряющие нас в изгнании тяготы, с одной стороны, и душевное прозрение, наполняющее всех нас и зовущее вернуться и изменить свою жизнь в своей стране, с другой, совместно приведут к тому, что мы признаем: есть средство победить нашу болезнь разобщенности и рассеяния. Ведь как ни поверни, мы – один народ и будем единым народом, и силою вечных слов: иди, собери всех евреев – Израиль воспрянет вновь.

 

И если у кого-то снова возникнет возражение и станет преградой на нашем путь к Избавлению, как железная стена, как неодолимое препятствие: мол, как ни взгляни, рассеяние и разобщенность гложат нас и калечат. Ты притупи такому зубы и ответь: исцеление отдельного человека происходит за счет того, что в самом человеке обнаруживаются источники силы и здоровья: душа черпает силы в самой себе, в сокрытых до времени и не знакомых самой себе глубинах. Человек и сам не знает своих возможностей, а заболевания души и, как следствие, телесные недуги, гнездятся лишь в непродуктивной части личности, и эта-то часть обычно у всех на виду, и по ней-то о человеке судят, и это может ввести в заблуждение даже его самого. Но сокровенная часть личности, ее непознанные глубины, всегда исполнена отваги, жизнеспособности и силы, и эта сокрытая сокровищница здоровья чрезвычайно обильна, ее хватает, чтобы преодолеть видимую, болезненную часть личности. Человек часто ошибочно судит о себе по внешней, видимой части своей личности и полагает, что он болен и разбит, тогда как на деле он обладает здоровой и смелой душой, полон жизни и сил.

 

То, что справедливо для отдельного человека, еще активнее проявляется, когда речь идет о народе в целом. А когда заходит речь о народе Израиля, о том едином народе, про который сказано: «А кто, как Твой народ Израиль, – один народ на земле» (I Шмуэль, 7:23; I Диврей а-ямим, 17:21), мы просто обязаны признать ошибочность нашего суждения о самих себе и о сути еврейства – суждения, которое сделано, исходя из того, как выглядит наш народ, на основе того, что у всех на виду, тогда как это есть непродуктивная, убогая часть нашей сути. А ведь из-за этого ошибочного суждения евреи делаются боязливыми, не верят в себя и видят только, как мы разобщены и беспомощны. И толпы наших ненавистников и преследователей во все времена, а особенно в нынешнее переходное время, тоже воспринимают нас как слабый народ, потому что эта слабость – она на виду, она очевидна. Однако именно из-за переживаемых нами потрясений мы начинаем ощущать, что у нас как у народа есть общая, не знакомая нам пока душа, великая национальная душа, о которой мы позабыли, и она-то полна мощи, у нее есть сила поставить нас на ноги, обновить нашу жизнь, как было прежде, и противостоять всем на свете амалекам, жаждущим сломить и погубить нас.

 

И вот эта-то сокровенная, не познанная нами самими суть еврейства, эта великая душа великой нации, несущей в себе и страдания мира, и светоч мира, она обнажится перед нами в эти великие дни. И откуда-то из непознанных глубин национальной души придет к нам благословение: иди, собери всех евреев! Начиная с этих дней Пурима и вплоть до грядущего Пурима и до дней Пурима во всех последующих поколениях мы должны прислушиваться к этим словам, черпать из нашей великой тайной сокровищницы, где хранится то, что приведет нас к счастью и изобильной жизни, и чудесная способность нашего народа быть единым народом победит слабость и недостатки, порожденные нашей разобщенностью и изгнанием. И пусть есть в мире спасающие нас доброжелатели, и пусть не перевелись еще ненавидящие нас поработители, пусть мы подвержены действию разных сил и людских замыслов, Сидящий в Небесах радуется – Он пошлет нам спасительный свет и вечное Избавление. И тогда воплотится сказанное: чтобы не различать между «будь проклят Аман» и «да благословится Мордехай» – потому что появится высшее понимание, которое откроет нам пока еще не познанного еврея, заключенного в каждом из нас. Тогда брат подставит плечо брату, все мы возьмемся за руки, и прозвучит общий громкий призыв: «Встаньте, и взойдем в Сион, в Дом Бога нашего!» (Иеремия, 31:5). И как в былые благополучные времена снова скажут ныне: есть один народ, сплоченный, могучий, единый в своем намерении отстроить то, что было разрушено.

 

Есть у нас для этого глубинное, сокрытое от глаз сокровище, где хранится данное нам благое наставление: иди, собери всех евреев! И коль скоро человек обязан напиться в Пурим до такой степени, чтобы не различить между «будь проклят Аман» и «да благословится Мордехай», скажем дружно: Ле-хаим! За жизнь! Ле-хаим! За добрую жизнь и дружбу всех евреев! И ответим: Амен!

 

Перевела Зоя Копельман