В начале 60-х годов 19-го века многие варшавские евреи присоединились к восстанию польских патриотов. За правое дело, против царского гнета. В синагогах пели польский национальный гимн. Примерно в те же годы сотни евреев в красных рубашках Гарибальди объединяли оружием, деньгами и идеями различные части Италии в единое государство. Большую часть 19-го века большинство просвещенных и немало ортодоксальных евреев посвятили освобождению европейских народов друг от друга. Везде за правое дело, за свободу, за справедливость. Только не за себя.
Чаще всего, это оправдывали также еврейскими интересами – признанием, равноправим, а порой ¬- самой Торой и еврейскими идеалами, даже долгом!
Однако, еврейской в них была одна лишь видимость.
9-го Ава 1914-го все эти “интересы”, “идеалы” и “долги” встретились на поле боя. Там же встретились свыше 1,5 миллиона евреев во всевозможных обмундированиях. Свыше 170 тысяч не вернулось. Со времен захвата Титом Иерусалима и разрушения Второго Храма не было такого пролития еврейской крови шпагами, штыками и пулями других евреев, решивших применить существительное “брат” к тем, кто на самом деле были лишь случайными соседями. В последние годы Великого Восстания мы убивали друг друга по причине беспричинной ненависти, в Первой Мировой мы убивали друг друга по глупости и заблуждению. На самом деле нас убивал галут. Сначала ослеплял, затем убивал.
Более того, в результате наших жертв на чужих алтарях, нашим “родинам” по заблуждению, да и человечеству в целом становилось ничуть не лучше. Один из наиболее трагических примеров сему – крещенный еврей, химик Фриц Хабер, профессор Берлинского университета. В начале Первой Мировой он возглавил исследование по новой техники разработки аммония, необходимого для производства взрывчатых материалов, исследование проводившееся под эгидой немецкого военного министерства. Помимо этого, человечество также обязано Хаберу за изобретение первого неконвенционального оружия и его применение на фронте под его личным руководством. Без его стараний, пишут историки, Первая Мировая была бы не только менее жестокой, но и на несколько лет короче.
Гениальность, преданность, идеализм и опыт индивидуальных евреев на службе чужих революций, освободительных движений, на войнах и в иных столкновениях, вредили Израилю и вредили другим народам.
Одарив нас еврейской душой и ее уникальными качествами, Всевышний прикрепил к ней инструкцию и сосуды. Инструкция – Тора, сосуды – народ Израиля и Земля Израиля. “И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ … И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ” (Берешит 12, 1-3) Благословение народам придет от народа Израиля; от отдельных евреев рассеянных по миру придет не дай Б-г что.
Участие на Майдане и прочих аренах чужой славы евреев идеалистов, даже выходцев боевых частей Цахала, со светлой еврейской душой, вызывает много чувств. Гордость – не одно из них.
Хотите обустроить Украину, Россию, Францию или США? Предлагаю обменять короткий, но длинный путь, на длинный, но короткий. Сделайте сильнее Израиль, его свет и благословение распространятся и за пределы Черного моря. Не сразу, так через поколение.
Именно этому нас учит Пурим: не участвовать в чужих пирах и не скрываться за масками 127 государств и за империей Ахашвероша, за масками отдельных национализмов или человечества в целом, а собраться вместе за спасение своего народа и своей столицы, чья честь попирается на чужих празднествах и войнах.
Мегилат Эстер, Свиток Эстер означает дословно, “Раскрытие скрытого”. У еврея не может быть двух народов, двух богов, двух лиц – есть лицо и есть маска. Пурим нас призывает снять чужие маски, они нам не к лицу!
Пурим самеах!