Наша недельная глава – Микец – не случайно часто совпадает с Праздником Света – Ханукой. Связь между ними мы и попробуем проследить в нашей сегодняшней беседе.
Сперва немного о событиях, которым посвящена Ханука.
В конце четвертого века до новой эры на историческую сцену выходит Александр Македонский. В процессе создания великой империи он включает в ее состав и Землю Израиля, причем это включение, согласно нашим первоисточникам, происходит чудесным образом мирным путем. Греки и их союзники расселяются на Ближнем Востоке. После смерти Александра его империю делят между собой диадохи – соратники и родичи императора. В начале Иудея попадает под власть династии Птолемидов, правивших в Египте, а через сотню лет переходит под скипетр Селевкидов – властителей нынешних Сирии, Ливана, и некоторых других территорий. Все это время в Иудее возрастает присутствие и влияние греков и огречившихся варваров, происходит взаимопроникновение культур. Но если эллинская культура охотно абсорбирует в себе изначально чужеродные элементы, то фундаментальный принцип иудаизма категорически запрещает перенимать чужие обычаи, и, тем более, верования. Поэтому многие греки интересовались еврейской культурой, оставаясь греками, но когда подобное происходило с евреями, то со временем отмирало наиболее глубокое религиозное мироощущение, и все сводилось к тем или иным ритуальным формальностям. Разложение коснулось, прежде всего, "сливок общества" – правителей, священников и богатых торговцев и землевладельцев, т.е. тех, кто наиболее плотно общался с пришельцами. Такие люди заводили у себя дома термы, посещали стадионы, языческие оргии и т.п. Со временем они изменили свои имена. Например, один из назначенных царем Антиохом первосвященник носил имя Менелай. Особое проклятие Мудрецов Торы заслужили люди, делавшие себе пластическую операцию по восстановлению крайней плоти, т.к. в гимнасиях выступали нагишом и они не хотели выделяться на общем необрезанном фоне. Так сформировался довольно влиятельный слой евреев-эллинизаторов, проводивших активную политику забивания всего традиционного и внедрения чужеродных традиций, враждебных самой сути иудаизма. Разумеется, все это делалось под эгидой "Нового Ближнего Востока". Ситуация накалилась при правлении Антиоха IV Эпифана, который стремился всюду насадить греческую культуру, особенно в Иудее. Иерусалим к тому времени стал почти языческим городом, в Храме стояли идолы, которым приносились жертвы. Антиох особым декретом запретил изучение Торы, соблюдение Шабата и некоторых других заповедей. Большинство населения не решались открыто противостоять властьимущим, но некоторые группы оказывали пассивное сопротивление – уходили в дальние деревни, в труднодоступные места, и там свято хранили завет с Творцом. Но и там их находили и преследовали. В конце концов, в поселке Модиин вспыхнуло вооруженное восстание, спровоцированное попыткой эллинизаторов заставить всеми уважаемого коэна Матитьягу Хашмонаи принести жертву идолам. Сперва восставших было совсем немного, и они были практически безоружны, но после первых побед над превосходящим противником, одержанных с помощью Вс-вышнего и тактического таланта Йегуды Маккаби, к ним начали стягиваться люди. Вооруженная борьба продолжалась еще два года, прежде чем захватчики покинули Иерусалим, а их местные прихвостни заперлись в Акре – неприступной крепости возле Храма. После той победы Йегуда и его братья вместе со своими воинами вошли в Храм и очистили его. Тогда-то и произошло чудо с горшочком масла. А праздник был назван "Ханука", что означает "обновление", "новоселье".
Зачем я привел здесь эту историю? Чтобы подчеркнуть насколько важных моментов. Во-первых, Ханука – это праздник победы приверженцев традиции над сторонниками ассимиляции. Многие ошибочно думают, что война велась между евреями и греками. На самом же деле это была гражданская война, где одна сторона пользовалась поддержкой метрополии, а другая полагалась на широкие народные массы.
Во-вторых, в нашей недельной главе Микец продолжается история Йосефа и его братьев. В нашей традиции Йосеф именуется очень уважительно "Йосеф а-Цадик", т.е. праведник высшей пробы. За что Йосеф заслужил такую честь? Прежде всего, тем, что проведя 22 года на чужбине в полном одиночестве, он ни на йоту не отступил от Закона Вс-вышнего, от традиции своих отцов Яакова, Ицхака и Аврагама.
Каждый из нас испытывал в прошлом, и испытывает ежедневно пресс ассимиляции. Западная эрзац-культура рвется в наши дома через радио, телевидение, интернет. Ее задача не изменилась со времен Хашмонаим – нивелировать традиционные ценности, заменив их образчиками дурного (реже – хорошего, но все равно не нашего) вкуса, и задача каждого еврея, ценящего и уважающего свою традицию – останавливать этого врага уже на дальних подступах, не допускать в святую еврейскую душу потоков чужеродной грязи, стать неуязвимым для соблазнов массовой поп-культуры и главное – оградить от нее свое будущее – детей. Я понимаю, насколько непроста эта задача, но не существует легких путей, ведущих вверх. Вниз катиться всегда легче и приятнее, но тем больнее будет удар, когда достигнешь дна.
Поэтому хочу сказать вам – зажигайте ханукальные свечи и помните, что их свет – это свет нетленной еврейской души, которая продолжает светить даже в самом глухом мраке изгнания.