Глава 6

Глава 6

November 11, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Предупредив о разрушительных для всего общества последствиях, к которым приведет нечестность людей, не пожелавших преодолеть стремление к наживе и удовольствиям, Зхарья переходит к выявлению недостатков и испорченности нравов правителей, которые станут одной из основных причин будущего изгнания.


6. 1. И снова поднял я глаза свои, и увидел: и вот четыре колесницы выходят (из ущелья) меж двух гор; а горы эти – горы медные.


четыре колесницы Силы народов мира, цель которых – разбросать еврейский народ на четыре стороны света. Они подобны четырем рогам (см. прим. 1,2 к 2:2). В книгах пророков колесница олицетворяет силы тела, а возница – души. Тот же образ используется и для описания пути управления народами мира: за физическими силами – лошадьми, запряженными в колесницу, скрывается духовная составляющая – возница, направляющий их к нужной цели. Поскольку Зхарья говорит об историческом периоде, на протяжении которого духовная составляющая остается скрытой, и представляется, что все события подчиняются законам природы или развития общества, возницы в этом видении не видно.


выходят (из ущелья) меж двух гор, Вторая половина эпохи, начавшейся с восстановления Храма, была отмечена распрями и борьбой за власть между потомками Хашмонаев, отошедшими от Торы. Горы символизируют правителей, ставших носителями греческой культуры, и прежде всего – Гуркануса и Аристобула. Именно междоусобная война, начатая ими, привела к установлению чужеземного господства в Земле Израиля и впоследствии – к изгнанию народа. 1


горы медные Медь можно начистить до блеска, и она станет похожа на золото. Этот металл в книгах пророков символизирует красоту, лишенную внутреннего содержания. В пророчестве Даниэля (2:39) медь соответствует периоду распространения эллинизма, уделявшего внимание красоте форм и мысли, а не исправлению дурного начала. Испорченность нравов уводит от понимания истины и скрывает от людей настоящую красоту – свет духовности. Слово нехошет («медь») по своему составу близко к слову нахаш («змей»). Змей изначально был похож на человека, но не обладал самым главным – Божественной душой. Из-за нежелания сыновей Израиля вернуться Божественное Присутствие не раскрылось в полной мере, и это отразилось на свойствах Святой земли – она во многом утратила свое главное качество: давать человеку силы, позволяющие понять истинный смысл Торы. Мудрость людей, проникшихся греческой культурой и философией, подобна медным горам, по которым можно подняться до небес, но так и не обрести истинного света.


2. В первой колеснице – кони красные, а во второй колеснице – кони вороные,


в первой колеснице Когда умножаются преступления сыновей Израиля, один из народов мира начинает набирать силу и достигает господства над Иудеей. В каждую колесницу впряжены четыре коня (Ибн Эзра), и это служит указанием на начало новой эпохи. Если раньше еврейский народ противостоял одному врагу, которого на определенном этапе сменял другой, то теперь враждебные силы объединятся. На это указывает одинаковый цвет коней, запряженных в каждую колесницу. Характер и особенности проявления этих сил – в зависимости от того, какая из них сумеет стать доминантной, – будут постоянно меняться.


кони красные. Красный цвет указывает на одно из четырех самых страшных преступлений – пролитие крови, которое (в силу распространения эллинизма) стало отличительной чертой эпохи Второго Храма. Красный цвет напоминает золото и соответствует Вавилону, который в пророчестве Даниэля назван золотой головой (Мальбим). Однако пророчество Зхарьи говорит не о прошлом: сила Вавилона, которая продолжает действовать, нашла свое выражение в борьбе за власть, разделившей еврейский народ на враждующие между собой группы и породившей беспричинную ненависть, принявшую особенно уродливые формы во время братоубийственной войны Гуркануса и Аристобула, унесшей тысячи жизней.

Все враждебные силы берут свое начало между медных гор: греческое владычество несет с собой то, что характерно для народов мира и никогда не было присуще сыновьям Израиля. И прежде всего грех пролития крови, который изначально ассоциировался с силой Вавилона. Эгоизм, гордыня, неумение прощать, утрата осознания ценности каждой человеческой жизни – все эти качества, проникшие в еврейскую среду из эллинизированного мира, изменили нормы поведения. Подтверждением могут служить слова мудрецов, приведенные в трактате Сота (47а): «Когда убийцы стали многочисленны, отменили закон о телице с проломленным затылком». 2


а во второй колеснице – кони вороные Черный цвет указывает на утрату духовного света, без которого невозможно ни пророчество, ни постижение Торы. Из-за тяжелых условий жизни, постоянного соперничества и частых случаев преследований мудрецов Торы, безграмотность стала распространенным явлением. Поскольку невежественному человеку нельзя было доверять в вопросах соблюдения закона (например, при отделении десятой части и доли для коГенов, устранении от работ в седьмой год и т. п.), то общество разделилось на хаверим («товарищей», клятвенно обязавшихся во всем следовать Торе) и амей Га-арец («людей земли», не придававших большого значения ее требованиям). Для сыновей Израиля удаление от своих корней подобно смерти: организм, еще недавно преисполненный жизненных сил, начинает распадаться, когда душа оставляет тело (МаГарал, Нэцах Исраэль).


3. и в третьей колеснице – кони белые, а в четвертой колеснице – кони пятнистые, серые.


кони белые Белый цвет соответствует такому состоянию общества, когда дурные поступки представляются правильными и даже возводятся в закон. Примером может служить поведение Лавана (букв. «белый»), который, приведя под свадебный балдахин Лею вместо Рахели, ответил на упрек обманутого Яакова: «Не делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую прежде старшей» (Берешит, 29:27). Белый цвет символизирует также подмену настоящих ценностей мнимыми. В среде сыновей Израиля это может произойти только в том случае, если значительная часть народа перестанет понимать принципиальное отличие Торы от мифологии и философии, лежащих в основе культур других народов.


кони пятнистые Пятна указывают на разобщенность сыновей Израиля, доходящую до такой степени, что между людьми не остается ничего общего. Признаком отсутствия связи стали доносы властям. Поэтому в трактате СанГедрин сказано, что из-за доноса о том, что жертва, присланная в Храм римским императором, не была принесена, был разрушен Йерушалаим (см. прим. 11-6-1).


серые У последней четверки коней, названных пятнистыми, пятна расположены на темно-сером фоне (Даат софрим).


4. И воскликнул я, и сказал ангелу, говорившему со мной: «Что эти (явления означают), господин мой?»


что эти (явления означают) В этом видении основную трудность для Зхарьи представляет то, что колесницы, вырываясь из ущелья между гор, несутся одна за другой в одном и том же направлении. Зная, что каждое из преступлений связано с одной из сторон света, он ожидал увидеть, что народы мира разбрасывают сыновей Израиля в разные стороны, как было сказано Яакову: «…и будет потомство твое как пыль земная, и распространишься (будешь рассеян) на запад, на восток, на север и на юг» (Берешит, 28:14). И ангел объясняет ему, что речь действительно идет о силах, действующих в разных направлениях (см. ниже стих 5). В последовательности их появления есть дополнительный смысл. Постепенная смена цветов (красного, черного, белого), заканчивающаяся появлением коней с пятнами на темно-сером фоне, указывает на силу, с которой Божественное Присутствие оставляет Землю Израиля: красный свидетельствует о начавшемся отделении света от материального мира, черный – об утраченной духовности, белый – о подмене настоящих ценностей мнимыми, занявшими место понятий и законов Торы, и, наконец, пятна на сером фоне – о разобщенности сыновей Израиля.

Пророку была непонятна и смысловая нагрузка цвета каждой четверки коней, так как в видении о посланцах, отправленных человеком на красном коне, изменение масти коней от красной через гнедую к белой означало постепенное угасание гнева Всевышнего (см. 1:8-9). Теперь же цвет указывал на тяжелые преступления, разъединяющие народ, дающие силы врагам и, в конечном итоге, приводящие к изгнанию. Первый раз кони выходят из-за спины ангела, символизирующего Божественное Присутствие, и характеризуют пути управления миром в тот период, когда гнев сменяется на милость; а второй раз они вылетают из ущелья между двух гор, символизирующих приверженность греческой культуре, ставшую причиной распространения грехов на Святой земле.


5. И отвечал ангел, и сказал мне: «Это (в) четыре стороны небесные выходят они, после того как предстали перед Господином всей земли».


это (в) четыре стороны небесные выходят они Силы народов мира, готовые рассеять сыновей Израиля. Разлетающиеся колесницы указывают не только на приближение нового изгнания, но и на его последствия, имеющие значение для всего мира.


после того как предстали они перед Господином всей земли Ангел пояснил, что колесницы – посланцы Всевышнего и прежде, чем ворваться в этот мир (между двумя горами или между двумя братьями, вступившими в междоусобную войну), они предстали перед Всевышним. И, значит, это не просто разрушительные силы, в них заложено нечто положительное – потенциал исправления грехов и будущее возвращение на Землю Израиля.


6. Вороные кони, которые (в одной колеснице), выходят в страну северную, и белые вышли за ними, а пятнистые вышли в страну южную.


вороные кони… выходят в страну северную Иврит: цафон («север»). От слова цафун («скрытый»). Одна из причин изгнания – скрытие духовного света.


и белые вышли за ними Белый цвет связан с восточной стороной, откуда, набирая силу, поднимается солнце: природный цикл, определяемый движением большого светила, скрывает от людей духовный мир.


а пятнистые вышли в страну южную Южный зной, лишая почву влаги, превращает ее в пыль: утрата объединяющего начала приводит к разъединению и вражде.
Про красных коней не сказано отдельно, так как очевидно, что они отправились на запад. Цвет заходящего солнца указывает на многочисленные войны.


7. А серые вышли и просили (разрешения) идти, расхаживать по земле. И сказал он: «Идите, расхаживайте по земле», – и расхаживали они по земле.


а серые вышли Сила, которая была одной из составляющих в последней четверке коней, проявляется как самостоятельная. Она способна сделать изгнание особенно тяжелым и наказать за грех осквернения имени Всевышнего.


просили (разрешения) идти, расхаживать по земле Этой силе не соответствует ни одна из сторон света. Она – страдания во всех странах рассеяния, пришедшие с изгнанием, следствием которого станут раскаяние и возвращение к Богу и на Святую землю, как сказано: «И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти: благословения и проклятия, которые изложил я тебе, – то прими это к сердцу твоему в среде всех народов, куда забросил тебя Бог Всесильный твой. И обратишься ты к Богу Всесильному твоему, и послушаешь голоса Его во всем, как я (Моше) заповедую тебе сегодня, ты и сыновья твои – всем сердцем твоим и всей душой твоей. Тогда возвратит Бог Всесильный изгнанных твоих, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Бог Всесильный твой» (Дварим, 30:1-4).


8. И громко позвал он меня, и сказал мне так: «Смотри. Выходящие в страну северную успокоили дух Мой в стране северной».


успокоили дух Мой Если сыновья Израиля благодаря неустанной деятельности мудрецов и праведников даже в изгнании сохраняют приверженность Торе, гнев Всевышнего успокаивается, страдания становятся искуплением грехов и день освобождения приближается. В трактате Брахот (3а) говорится, что всякий раз, когда Всевышний слышит, как сыновья Израиля, собираясь в синагогах, освящают Его имя в молитве, пробуждается Божественная милость и желание возвратить еврейский народ в пределы святости. Он как бы качает головой и говорит: «Горе Отцу, прогнавшему детей Своих от Своего стола».


9. И было слово Бога ко мне, чтобы сказать:


и было слово Бога Зхарье дается ясное и четкое указание, и нет необходимости в ангеле, разъясняющем видение или неясные слова пророчества.


10. «Возьми у изгнанников – у Хэлдая, у Товии и у Йедайя, которые пришли из Вавилона, и придешь ты в день тот, и придешь в дом Йошиа, сына Цфаньи;


возьми Золотые и серебряные слитки, которые прислали евреи Персии, чтобы сделать из них короны для Зерубавеля и ЙеГошуа. Несмотря на порядок, царивший в Персидской империи, для того чтобы снарядить охраняемый караван и переслать ценности из одной провинции в другую, требовалось немало усилий. Это действие не могло быть частной инициативой и, вне всякого сомнения, было вызвано решением руководителей народа в изгнании (что само по себе свидетельствует об автономии, которой пользовались еврейские общины Персии). Прибытие посланцев в Иудею свидетельствовало о возрождении национальной надежды у тех, кто остался в изгнании. Они начали воспринимать строящееся государство как законного наследника южного царства, а его правителя – как преемника династии Давида, власть которого будет распространяться не только на жителей страны, но – в какой-то степени – и на тех, кто остался за ее пределами. Немаловажную роль в появлении таких настроений сыграло пророчество Зхарьи о ЙеГошуа и Зерубавеле, которое быстро стало известно в еврейской среде и дошло до самых отдаленных мест. Но само решение послать золото и серебро породило две проблемы. Во-первых, эти драгоценные металлы были присланы не для строительства Храма (на которое явно не хватало денег), а для того, чтобы подчеркнуть царское достоинство Зерубавеля и первосвященство ЙеГошуа, чья должность теперь стала и политически важной. Не вызовет ли это гнев Всевышнего, Который всегда – устами своих пророков – упрекал еврейских царей за гордыню, особенно неуместную, когда речь идет о возведении Храма? И, во-вторых, не возгорится ли гнев персидского царя из-за того, что его подданные признают царем наместника Иудеи?


у изгнанников Так в книге Йехезкеля названы евреи, расселившиеся на территории Вавилона.


у Хэлдая, у Товии и у Йедайя Каждый из посланцев назван по имени. Тора отказывается рассматривать любое объединение евреев, проживающих за пределами Земли Израиля, как общину, у которой могут быть свои представители. С точки зрения закона, вне границ святости человек может быть лишь частным лицом и представлять исключительно самого себя. Важность повеления, данного Зхарье, заключается в том, что оно явилось разрешением принимать пожертвования от тех, кто по-прежнему оставался в Персии. Пророку велено показать, что они не отвергнуты и у них может быть доля и в завершении строительства Храма, и в жертвоприношениях. Это позволит им сохраниться и осознать свою неразрывную связь с Землей Израиля (Даат софрим).


которые пришли из Вавилона Вавилон разрушен и больше не существует как самостоятельное государство, но евреи по-прежнему всю территорию, подвластную Персии, называли Вавилоном, за исключением земель за Иорданом, которые они называли ЙеГуда или Исраэль.


и придешь ты в день тот Пророку не следует ждать, пока посланцы принесут свои дары. В тот же день, когда делегация прибудет в Йерушалаим, ему следует самому отправиться к ним. Этим будет проявлено уважение к жителям диаспоры и одобрение их решения признать наместника Иудеи и первосвященника представителями власти, чьи постановления обязательны для всего еврейского народа. Но одновременно в этом повелении – не дожидаться их прихода – содержится и указание на то, что Всевышний Сам (не дожидаясь согласия живущих за пределами Святой земли) решит, кто будет царем.


и придешь в дом Йошиа, сына Цфаньи Зхарья получил указание, куда ему следует отправиться, чтобы найти посланцев из Персии.


11. И возьмешь серебро и золото, и сделаешь венцы, и возложишь на голову ЙеГошуа, сына ЙеГоцадока, первосвященника.


и сделаешь венцы, и возложишь Зхарья должен сам изготовить короны и возложить их на голову людей, избранных Всевышним. По законам вежливости и дипломатии, нужно было бы поступить иначе: предоставить гостям это право.


на голову ЙеГошуа Одна из корон должна быть возложена на ЙеГошуа, а как следует поступить со второй, пока остается неясным.


12. И скажешь ему (ЙеГошуа), чтобы сказать: «Так сказал Бог воинств, говоря: «Вот человек, Цемах – имя его. И из места своего произрастет он, и построит он Храм Бога».


вот человек, Цемах – имя его Ранее Цемахом был назван Зерубавель (см. 3:8). Слово цемах обозначает молодое растение, полное сил, но не раскрывшее все свои потенциалы. Это имя перекликается с именем Зерубавель («семя Вавилона»), в котором также есть намек на то, что посеянное еще не проросло. Возлагая на голову ЙеГошуа корону первосвященства, которое в новых условиях наделяет ее носителя и государственной властью, Зхарья должен напомнить ему, что истинный наследник царей Иудеи стоит рядом с ним, но пока еще не может стать полноправным правителем.


и из места своего произрастет он Потомок Зерубавеля, который поднимется и займет его место и, продолжая начатое дело, достигнет успеха, опирась на заслуги отца. Это пророчество относится к Машиаху и намекает на то, что ему будет дано завершить дело освобождения еврейского народа. И в этом заключается еще одна причина, по которой пророку следовало самому взять золото и серебро у посланцев и самому произвести коронацию: планы Всевышнего отличаются от человеческих желаний и представлений о будущих путях развития истории.


и построит он Храм Бога Речь идет о Третьем Храме, который будет построен в конце дней и ознаменует собой начало нового времени, когда «из Цийона выйдет Тора и слово Бога – из Йерушалаима» (ЙешаяГу, 2:3) и не будет войн, ибо для дурного начала не останется места.


13. И построит он Храм Бога, и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем, и будет коГен на престоле его, и совет (и) мир будет между обоими.


и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем Все это произойдет в будущем. Зерубавель не удостоится в полной мере ни величия, ни престола, ни реальной власти.


и будет коГен на престоле его На протяжении всего периода Второго Храма и всего того времени, пока не придет Машиах, не будет у сыновей Израиля царской власти.


и совет (и) мир будет между обоими Зерубавель и ЙеГошуа будут действовать в полном согласии между собой.


14. А венцы те будут для Хелема, и для Товии, и для Йедая, и для Хена, сына Цфаньи, на память о Храме Бога.


будут… на память Когда работа по изготовлению венцов была закончена, один из них был возложен на голову ЙеГошуа. После этого оба венца были положены на хранение в здание Храма (Мидот, 3:8), чтобы постоянно напоминать о великих задачах, стоящих перед правителем Иудеи и первосвященником. Знаки царской власти, украсившие помещение Храма, а не головы людей, наделенных властью, должны были стать упреком евреям диаспоры и напоминанием о том, что только их нежелание «подняться стеной» (Ктубот, 112а) стало причиной зависимости Иудеи от Персидской империи.


15. И (живущие) далеко придут, и строить будут в Храме Бога; и узнаете вы, что Бог воинств послал меня к вам, и будет (это), если послушно внимать будете голосу Бога Всесильного вашего.

и придут… и строить будут Зхарья предсказывает события будущих времен, когда все изгнанники соберутся строить Храм. Они придут сами, а не просто пришлют подарки.


и узнаете вы, что Бог воинств послал меня к вам По окончании строительства Третьего Храма будет до конца осознан смысл пророчества Зхарьи и станет понятно, что единственным препятствием началу нового времени было нежелание сыновей Израиля вернуться на родину.


и будет (это), если послушно внимать будете голосу Бога Всесильного вашего Все, о чем вы мечтали: возрождение еврейского народа, которое завершится возведением Храма, избранием первосвященника и царя, – осуществится сразу же, как только вы прислушаетесь к голосу Бога, и переселитесь на Святую землю. Ничто не может помочь и ничто не может исправить положение, пока евреи остаются в чужих странах.