Для евреев история – это не дней минувших анекдоты, не цепь случайностей и уж конечно не борьба производительных сил с производственными отношениями.
Для евреев история – это язык, которым говорит с нами Творец.
Если, не дай Б-г, на нас сыплются несчастья, мы понимаем, что ошибались, и ищем возможность исправить ошибку. Если всё благополучно, то нас интересует не благополучие само по себе, а то, что нас поддерживают свыше – а значит, мы на правильном пути.
Но кроме этого «естественного» хода истории есть ещё и другой. Чудо. У евреев нет такой проблемы – верить или не верить в чудеса. Они составляют в нашей истории неотъемлемый компонент. Потому что даже сам факт существования еврейского народа – несомненное чудо.
Наша проблема – как относиться к чудесам. Для примера расскажу такую сказку.
Ребёнок должен поскорей добраться домой, но на пути у него ручей. Он настойчиво ищет, как спуститься по крутому берегу, падает, ушибается, идёт в другую сторону, находит более пологий склон, осторожно сползает по нему, но, в конечном итоге, останавливается перед непреодолимым препятствием – бурным течением глубокого ручья. И тогда ласковая и сильная рука отца берёт и переносит его на другой берег. Что же остаётся делать ребёнку? Поднять глаза вверх, улыбнуться и сказать: "Спасибо". И бегом бежать домой.
Что же делать целому народу, для которого Отец превращает море в сушу?
Петь!
Только наша история устроена сложнее.
На самом деле, после ручья еще полно всяких препятствий: крутая горка, колючки, противные мальчишки дразнятся и кидают камнями. Да ещё и брат, с которым ты шёл всю дорогу, вместо того, чтобы идти к дому, побежал играть с теми злыми мальчишками.
Наш мальчик может забыть сказать «спасибо» и пригорюниться, сесть на камушке и ждать, когда его опять возьмут и донесут до дома…
В нашей длинной истории подобные моменты были.
В Талмуде говорится о том ,что Всевышний хотел сделать Машиахом (мессией – человеком, руками которого Всевышний приведёт наш народ к окончательному избавлению) царя Хизкиягу, величайшего праведника и мудреца.
Но не сделал. Потому, объясняет Талмуд, что Хизкиягу не воспел благодарственную песнь от имени всего народа после явного чуда – когда огромное (185-тысячное) войско Санхерива, осаждавшее Иерушалаим, умерло от неизвестной науке болезни в одну ночь. Тем самым Иудейское царство было спасено.
Для того, чтобы попробовать понять царя Хизкиягу (почему не воспел песнь, благодаря Творца за чудо), надо представить себе историческую ситуацию.
Йерушалаим-то был спасён, но страна была разрушена и опустошена. Северного царства больше не существовало. 10 из 12 колен были уведены в рабство и рассеяны. Как же можно было тут петь?! Талмуд говорит – обязан был петь…
Что же происходит с нашим народом в последние сто лет?
Несомненное чудо. После двухтысячелетнего изгнания мы возвращаемся в свою страну. И страна, бывшая пустынной и заброшенной всё это время, расцветает. Большая часть народов мира признаёт наше право на эту землю. Чудо. Само по себе.
Мы видим ещё и чудо осуществления пророчеств великих пророков Израиля. Мало того, что эти пророчества раскрываются в общем – даже мельчайшие их подробности осуществляются в наше время!
Есть известный Мидраш, записанный более 1500 лет назад, который расписывает сотворение Б-гом человека по часам: в первый час задумал, во второй – взял прах земли для замеса…В пятый – вдунул в ноздри душу, в шестой -поставил на ноги и т.д. Последовательность, конечно, важна, но зачем нам этот процесс высчитывать по часам? От имени Виленского Гаона передаётся следующее объяснение. Шесть дней Творения уподобляются шести тысячам лет истории (столько лет отпущено этому миру на его развитие). Мы недавно вступили в последнюю четверть шестого тысячелетия (по еврейскому календарю нынче 5766 год). Сутки, как известно, начинаются у евреев с ночи, т.е. начало шестого часа дня соответствует началу 18-го часа суток. Далее расчёт очень прост. 1000 / 24 х 17 = 708 год. 5708 год. Время, когда человек встает на ноги… Cогласно григорианскому летоисчислению получается…1948 год. Кстати, на иврите образование государства так и называется – «Кум а-Медина» (буквально: «вставание государства»).
Правда и то, что пророчества раскрываются пока далеко не все. И не совсем так представляли себе многие мудрецы последних поколений начало процесса освобождения еврейского народа.
Да, этот процесс «вставания на ноги» был начат руками людей, отошедших от Торы. И государство, построенное ими, очень сильно отличается от наших идеалов. Со вздохом отмечаю: "слишком сильно".
Но человек предполагает (речь не идёт о пророках), а Б-г располагает. Всё-таки это – государство народа Израиля на земле Израиля. И «официальные праздники страны» – это наши еврейские Песах, Сукот, Шавуот. И Йом-Кипур, и Рош а-Шана, и Пурим, и Ханука. И выходной день – суббота…
Да, и День Независимости. Который, кстати, и положил начало государству, в котором такие замечательные «официальные» праздники.
Меня могут упрекнуть в идеализировании действительности.
– Розовые очки сними! – говорю я сам себе. – Грязь на улицах, проституция, дети хамят, субботу не соблюдают. Дошли уже до того, что своих же евреев выгнали из домов на улицу и отдали еврейскую землю террористам. А дальше – больше!
Да, каждый день я с болью отмечаю несоответствие действительности и идеалов.
Но есть такой еврейский закон – судить о ближнем в сторону его оправдания. А разве государство нашего народа на нашей земле – не ближний?
И ещё. Наше обладание этой Землёй важно не само по себе, а как свидетельство непосредственного присутствия Творца в этом мире. Здесь и сейчас. Наш народ называют разными именами – иудеи, евреи, – но есть ещё одно имя, самое главное – Израиль (ישראל), состоящее из двух слов – йашар («прямой») и Э-ль («Б-г»). Оно раскрывается только тогда, когда наш народ находится на своей Земле. Только при соединении двух Израилей – народа и страны – раскрывается внутренний смысл этого слова – «прямое присутствие Всевышнего».
Вот пример этому. В начале 20-го века возникла первая за много веков еврейская боевая организация "А-Шомер". Возникла для защиты еврейских поселений. Молодые еврейские парни взяли в руки винтовки, сели на лошадей и стали вполне успешно противостоять арабским бандам. Вызвав большое удивление последних, которые прежде презрительно называли евреев "дети смерти".
Вот диалог, имевший место в 1909 году между воинами «А-Шомера» и арабскими шейхами во время очередного прекращения огня. Диалог этот приводится в книге Ф. Канделя "Земля под ногами":
– Кто вы?
– Мы евреи.
– Евреев мы знаем, но кто вы?
– Мы те, кого ты знаешь.
– Нет, – сказал шейх.- Я скажу вам, кто вы. Когда-то здесь жил народ "сыны Израиля". Вы – сыновья этих сынов.
Бойцы "А-Шомера"