1104

Начало расцвета нашего избавления? (Продолжение)

September 10, 2005 Автор: рав Яаков Ариэль - No Comments

Начало см. здесь

    Если мы бросим взгляд на все витки и изгибы долгой дороги, пройденной с начала возвращения в Сион, мы не сможем не заметить, как рука Всевышнего подталкивала народ Израиля и заставляла его строить свою страну. Строительство это, как я уже говорил, включает также и строительство общества, основанного на высокой этике, ценностях и культуре. Говорил Адмор из Моджича: «Не мы подгоняем конец времен – конец времен подгоняет нас…» Как и во всех деяниях Всевышнего – Он дает нам толчок сверху и возлагает на нас выполнение задачи снизу.

   Задача, возложенная на нас Творцом, включает в себя не только восхождение в Святую Землю, не только ее заселение, ведение войн, развитие науки и экономики, строительство прочного, «качественного» общества, – но и тот мотив, который красной нитью проходит через Тору в целом и через слова Моше в книге Дварим, которые мы читаем в эти недели, в частности: «И будет, если послушаетесь моих заповедей, которые Я даю вам ныне…»
   Хотя нам и обещано, что третьего изгнания не будет и что избавление нашего поколения не зависит исключительно от нашего раскаяния, – тем не менее, темпы продвижения вперед и возможность отступления назад зависят от нашего духовного и морального уровня. В этой взаимосвязи нет ничего мистического. Она видна невооруженным глазом. Отрыв от ценностей в целом и этических ценностей в частности, отрыв от идеалов в целом и от национальных идеалов в частности, пренебрежение Землей – именно эти факторы привели к злосчастному решению о размежевании и к необычайно болезненной форме, в которой было реализовано это решение. 

   «И увидел Б-г все, что Он создал, и вот – хорошо очень». Творец назначил человека главой над всем сотворенным, однако человек по своей воле может причинять вред и портить деяния Творца. Всесильный сотворил человека праведным и прямодушным, однако в его власти искривлять, искажать и выбирать зло вместо добра. Всесильный создал человека здоровым, однако человек может своими действиями или же своим бездействием разрушать свое здоровье – и при этом «на Всевышнего разгневается сердце его».
   Всевышний отдал в наши руки эту Землю, однако с самого начала мы (мы – как составная часть всего общества Израиля) пренебрегли Землей Обетованной – не заявили во всеуслышание, на весь мир, что мы вернулись домой. Нашим долгом было распространить наш суверенитет по крайней мере на большинство пустынных и безлюдных областей нашей Земли. Однако мы побоялись собственной тени. Первое упущение повлекло за собой все остальные упущения и ошибки, вплоть до сегодняшнего дня. И все это началось с отрыва от Торы.
    Религиозно-национальный лагерь не ошибся при выборе пути. Мы делали то, что требовалось от нас, в соответствии с простым здравым смыслом, согласно нашему пониманию Торы и признанию объективной действительности, в которой мы живем. Промах допустили другие – те, на кого мы так полагались.
    Мы продолжим строить, сеять и сажать везде, где только возможно, – в Иудее и Самарии, в Негеве и в Галилее. И заодно со строительством страны мы построим дополнительную надстройку, связанную с Торой и еврейской этикой, которая, в сущности, представляет из себя основу, на которой стоит все здание нации. Так мы построим основу идеального Государства Израиль. Никто другой не возьмет на себя этот труд, кроме нас – большой, крепкой, удивительной общины, которая доказала свою самоотверженность и верность. Происходящий в настоящее время кризис только усилил и сплотил эту общину, и быть может, ради этого этот кризис должен был произойти.
    В свете этого нет сомнения, что расцвет молодого поколения, великого с точки зрения своего количества и качества, в первую очередь представляет собой начало расцвета нашего избавления. Это – первый великий плод воспитания, созданный новым поселенческим движением и вдохновленный им. Отмечая особую привязанность поселенцев к Земле, незаслуженно и сознательно замалчивают их вклад и привязанность к человеку и к народу. «Выйди и посмотри» – сколько общественных, культурных и прежде всего образовательных, связанных с Торой начинаний возникло в среде поселенческого движения! Возращение к Земле – это не только возвращение к почве, но и возврат ко всем этическим, культурным, национальным и общечеловеческим ценностям, которые в этой Святой Земле заложены.
    Земля Израиля – это не только географическое пространство, в котором могут существовать эти ценности. Привязанность к Земле становится причиной их расцвета. Поэтому именно этот аспект так воодушевляет наше общество, и вовсе неспроста. Мы имеем дело не с культом земли, не дай Б-г, – напротив, речь идет о восстановлении человека, который избавляет Землю, и о Земле, которая возрождает человека с помощью скрытых в ней высших ценностей.
   Этот путь, ведущий к Дому Всесильного – Храму, будет продолжен, и мы будем подниматься все выше и выше, с помощью Создателя, благословен Он