1029

Помолиться за еврейского солдата

May 14, 2005 Автор: Цви Ариэли - No Comments

День, предшествующий Дню Независимости, отмечен в еврейском календаре как День Памяти воинов, погибших в войнах Израиля. В этот день, из года в год, мы вспоминаем наших солдат, павших на поле боя, и мирных жителей, ставших жертвами терактов и войн – ибо в наших глазах они также подобны солдатам, погибшим на передовой во имя своего народа. День Памяти всегда немного теряется и затушевывается на фоне следующего за ним Дня Независимости – праздника яркого и радостного. Поэтому мне показалось важным написать именно о тех вещах, которые связаны с Памятью. Памятью – и благодарностью как важнейшей ее составляющей…

Автор этих строк служил в армии в разгар последней интифады. Мне также довелось присутствовать при нескольких террористических актах и принимать участие в ликвидации их последствий. В 2001-2003 годах еврейская кровь в Израиле текла рекой. Десятки террористических актов – взрывы в автобусах и ресторанах Иерусалима и других городов, вылазки террористов на улице и расстрел мирных граждан, многочисленные обстрелы и мины на дорогах, унесшие сотни еврейских жизней, и, что, быть может, еще хуже – оставившие тысячи мужчин, женщин и детей калеками, многие из которых уже никогда не вернутся к нормальной, полноценной жизни.

Кто, живя в государствах СНГ, в Америке или Германии, знает, что такое страх зайти в автобус – когда ты не уверен, что сможешь спокойно выйти, а не вылететь по частям? (Вспоминается мрачная шутка в одной из книг Дины Рубиной: еврейская рулетка – это когда заходишь на автобусную станцию и садишься в первый попавшийся автобус…) Представляет ли себе кто-то за границей, что чувствует мать 19-20-летнего парня, который служит в армии, если он в один из вечеров не позвонил домой? Кто поймет, из каких побуждений ребята делают общие фотографии бойцов подразделения перед каждым боевым заданием?

Сейчас, слава Б-гу, стало немного "тише", и евреи погибают реже. Надо ли нам говорить за это "спасибо" Хамасу и Бригадам мучеников Аль-Аксы? Нет. Убийцы остаются убийцами, шакалы остаются шакалами, и как только у них появится возможность вырвать у нас кусок мяса, они вновь попытаются это сделать. Благодарить надо не их и не Абу Мазена.

Благодарить надо солдат Армии Обороны Израиля, которые, с Б-жьей помощью, день за днем ловят террористов и предотвращают теракты по всему Израилю. Статистика свидетельствует, что армия и силы безопасности предотвратили около 80% запланированных врагами за последние годы терактов. Благодаря кому евреи имеют возможность жить, работать и учиться в Эрец Исраэль, молиться в Меарат а-Махпела (Пещере Праотцев в Хевроне) и у Котеля (Стены Плача в Иерусалиме)? Благодаря кому спокойно ездят отдыхать на Мертвое море, на Кинерет, на Голаны?

Я задаю себе вопрос: неужели еврейские солдаты, защищающие еврейские жизни, не достойны того, чтобы их просто поблагодарили? Хотя бы самым простым способом – прочитав за них в синагоге традиционную молитву "Мишеберах", в которой содержится пожеление здоровья, благополучия и удачи. Неужели это слишком высокая плата тем людям, которые готовы отдать за нас свои жизни? Однако есть "очень религиозные" синагоги и общины, которые с завидным упрямством отказываются читать "Мишеберах" за израильских солдат – по идеологическим причинам, как они утверждают.

Столетиями еврейские общины произносили молитвы "Мишеберех" за царя, польских наместников и других представителей антисемитской власти в странах Европы – но не готовы произнести такую молитву за защитников еврейского народа, солдат ЦАХАЛа. Почему? В Иерусалимском Талмуде и в Мидраше "Мишнат рабби Элиезер" написано, что "быть неблагодарным – то же самое, что и быть еретиком". То есть тот, кто не признает добрые дела, сделанные для него другими – не признает существование Всевышнего. Сильно, не так ли?

Великий Стайплер Рав пишет в книге "Биркат Перец": когда наши мудрецы сказали, что не разрешено жалеть того, у кого нет мудрости, они имели в виду, что нельзя проявлять милосердие к тому, у кого нет разума, чтобы признать добро, сделанное для него. Стайплер Рав использует сильное выражение для определения неблагодарности: мида менувелет меод, дословно – "очень подлое качество".

Мидраш "Мишнат рабби Элиезер" пишет, что Адам и Хава были изгнаны из Райского Сада по причине своей неблагодарности по отношению ко Всевышнему. Там же написано, что неблагодарные недостойны Будущего мира.

Из сказанного видно, что неблагодарность является большим грехом, и те, кто отказываются читать молитву за солдат, спасающих еврейский народ в земле Израиля, должны будут держать ответ перед Б-гом.

Некоторые люди пытаются подвести религиозную базу под свою неблагодарность. Они говорят, что солдаты не заслуживают молитвы, потому что защищают "нерелигиозное государство", "государство, рожденное в грехе". Хочется задать этим людям вопрос: уверены ли они, что современный Израиль менее религиозен, чем еврейские государства древности, существовавшие во времена царей-злодеев – Ахава или Менаше? В Гемаре (Трактат Санэдрин, 102б) написано, что во время правления царя Ахава не было ни одной лужайки во всем Израиле, на которой не стоял бы идол. Тем не менее, Писание нигде не ставит под сомнение важность оборонительных и освободительных войн, которые вели в это время еврейские армии!

Можно продолжить и задать некоторым "очень религиозным евреям" целый ряд неприятных вопросов, более непосредственно связанных с современностью. Кто, собственно говоря, виноват в недостаточно религиозном характере государства? Кто долгое время игнорировал возможность принять участие в заселении Эрец Исраэль? Кто за 10 лет до Холокоста говорил своим последователям в Европе, что запрещено ехать в страну, заселенную сионистами и светскими евреями? В результате национальный очаг в Земле Израиля строили представители светских движений – "Шомер а-Цаир", "Поалей Цион", "Дрор" и других. Многие из них считали себя атеистами, верили в социалистические и коммунистические идеи. Может быть, после Катастрофы основная масса религиозных евреев передумала и тоже взяла на себя ответственность за только что созданное государство? Нет, большая часть религиозных евреев опомнилась поздно, когда уже сформировалась политическая и экономическая элита Израиля.

Это сейчас в Кнесете можно найти представителей разных религиозных течений, а раньше мало кто хотел сотрудничать с "сионистскими еретиками". Да и серьезной религиозной алии, к сожалению, долгое время не было. Некоторые "очень религиозные евреи" предпочитают не замечать целый ряд фактов: – это "нерелигиозное государство" является мировым центром изучения Торы; в этом "нерелигиозном государстве" больше йешив, хедеров, синагог и благотворительных фондов, чем во всех странах диаспоры, вместе взятых; в этом "нерелигиозном государстве" живут почти все мудрецы Торы, воспитывая новое поколение своих учеников. Их авторитетные мнения являются законом для евреев во всем мире.

Наши мудрецы требуют, чтобы мы чувствовали боль своего ближнего и поддерживали его в трудную минуту. Тем более мы обязаны это делать по отношению к десяткам тысяч еврейских матерей, ожидающих своих сыновей из боя. Не заслуживают ли они того, чтобы за их детей прочитали короткую молитву? Евреи в странах изгнания не принимают непосредственного участия в боевых действиях в Земле Израиля. Но минимум того, что все мы обязаны делать – это молиться за защитников еврейской родины и еврейского народа.

 

Евреи в странах изгнания не принимают непосредственного участия в боевых действиях в Земле Израиля. Но минимум того, что все мы обязаны делать – это молиться за защитников еврейской родины и еврейского народа.