Раши, комментируя стих Торы "И толкались сыновья в утробе ее" (Берешит, 25:22), объясняет: "Когда Ривка во время беременности проходила рядом с домом учения Шема и Эвера, где учили Тору, Яаков пытался выйти".
Когда он подрос, стал человеком простым, сидящим в шатрах дома учения Шема и Эвера. А в старости, когда ему пришлось "спуститься" в Египет, дом учения построил для него Йеуда, его сын.
Дела отцов – пример для сыновей. И "на каждом из сыновей Израиля лежит обязанность изучения Торы. Будь он беден или богат, здоров или страдает физическими недостатками, молодой человек или глубокий старик, силы которого убывают… обязан он выделить определенное время для изучения Торы днем и ночью, ибо сказано: "и говори ими (этими словами) днем и ночью". И до какого времени человек обязан учить Тору? – До дня своей смерти" (Рамбам, Законы изучения Торы, глава 1).
И еврейский народ во всех своих поколениях проявил себя как народ, который учится. В наши дни изучение Торы занимает все более центральное место в жизни общества. Мы являемся свидетелями бесконечных попыток людей, оставивших изучение Торы, вернуться к своим источникам. Это постоянный процесс. И только естественно, что народ, вернувшийся на свою родину после тысяч лет изгнания, возвращается и к своим культурным корням.
Но очень важно, и что учить. В каждом еврейском доме в книжном шкафу должны стоять на полке ТаНаХ и книги мудрецов – гигантов еврейского духа. Однако не менее важно вернуться в Бейт мидраш к той тяге праотца Яакова и всех поколений еврейского народа учиться всем вместе, помогая друг другу, обмениваясь мнениями и впитывая слова людей, способных передать учение от одного поколения другому.
И когда народ Израиля достаточно крепко соединится со своими историческими и культурными корнями, он расцветет, и даст плоды, и "увидит своими глазами возвращение Всевышнего в Цион" (Йешаяу, 52:8).