Всевышний собрал крупицы почвы или, как говорят, «праха земного» со всей земли и создал тело человека. А затем вдохнул в него душу.
Название Хеврон образовано от слова «хибур» – «соединение». Отсюда был взят материал для головы первого человека, а сердце было создано из почвы Храмовой горы.
Итак, духовность впервые проникла в материальный мир через ноздри человека, когда Всевышний вдохнул в Адама душу. Несовместимое – дух и материя – соединились в тот момент, когда забилось сердце и возник человек.
Поскольку ноздри Адама не только наполняли легкие кислородом, но и все его существо – Б-жественным дыханием, оживляющим мир, его голова была важнее сердца и всех других частей тела. Поэтому он и похоронен там, откуда была взята земля для его головы, – в Хевроне. Соединение тела и души, Б-жественного дыхания, оживляющего мир, и воздуха в легких человека… Все это связано с этим географическим местом. Рядом с ним похоронена Хава.
Тора умалчивает, почему Авраам выбрал именно это место, но не трудно догадаться, что оно было известно, как место захоронения первого человека и Хавы, «матери всего живого». И в 2068 г. от сотворения мира, когда Авраам искал наиболее подходящее место для захоронения Сары, кто-то смог указать это место, впоследствии ставшее местом и его покоя.
Почему Авраам так добивался, чтобы Сара покоилась именно там, где лежат родители человечества? Авраам искал Творца в мире, где Его присутствие почти полностью скрылось из-за преступлений людей, порожденных первым грехом человека. И он нашел Его: «Авраам похож на человека, который увидел горящий дворец, заглянул внутрь и нашел Хозяина» (Мидраш раба). И именно он, а не кто-то другой раскрыл для всех, кто только хочет услышать и понять, что Творец любит человека и желает ему только блага, и нет более высокого блага для самого же человека, как ответить любовью на любовь. Поэтому нашего праотца Всевышний называет «Авраам, любимый мой» (Йешаяу, 41:8). Авраам не закончил свою духовную работу, но без тех основных понятий любви к ближнему и к Творцу, которые он дал человечеству, мир бы просто не мог существовать.
Вместе с тем без духовного влияния Сары Авраам не смог бы пройти долгий путь, начинающийся с повеления «иди себе». Ее духовная работа – исправление греха Хавы. Женщине свойственно не логическое, а интуитивное восприятие мира, которое по своей природе близко к пророчеству. Это объясняется тем, что близость женщины к высокой духовности более непосредственная, чем у мужчины. Но такой мощный потенциал с трудом находит свое выражение в материальном мире и чаще всего, оставаясь неосознанным, занимает область подсознания и проявляется как интуиция. Верность интуиции, которая может подняться до пророческого уровня, зависит от чистоты устремлений сердца человека. Хава ошибается и дает Адаму плохой совет, а про Сару Всевышний говорит Аврааму: «Слушай ее голос» (Берешит, 29:12).
Благодаря тому, что Сара полностью чиста от греха, ее интуиция совпадает с Б-жественным желанием. Почему сказано: «И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет»? (Берешит, 23:1)
Потому что в сто лет она была так же красива как в двадцать, а в двадцать – так же чиста от греха, как в семь (Раши, там же). Живое восприятие Творца и стремление к Нему с любовью – заслуга не только Авраама, но и Cары.
Вид на пещеру Махпела