Что следует прежде — получение Торы или приход в Страну Израиля? Если проследить последовательность событий, то дарование Торы предварило приход в Страну Израиля. И хотя гора Синай находится в пределах земли, обещанной нашим праотцам (то есть, как сказано в главе Насо, к югу от северной границы «великой реки египетской»), повеление «Идите и разведайте страну, которую Я даю вам», звучит гораздо позже: при отправке разведчиков (глава Шлах).
Следовательно, вступление во владение Землей Израиля является конечной задачей исхода и достижимо только после получения Торы.
Мне хочется обратить ваше внимание на слово «получение». Оно говорит о том, что не только дарование Торы, но и готовность сыновей Израиля принять ее является из ряда вон выходящим событием. Как мы знаем, их согласие спасло человечество и Вселенную от аннигиляции, ибо получение Торы является предварительным условием сотворения мира. Сам же еврейский народ, сделав этот отважный шаг, обрек себя на бесконечные испытания и стал великим в страдании. Однако нас в данный момент интересует вопрос последовательности двух событий в терминах современной истории. Я буду исходить из гипотезы, хотя и недоказанной, о повторимости процесса.
Обратимся к периоду, последовавшему за разрушением Первого Храма: исход из Египта давно состоялся, Тора получена, земля Израиля завоевана Йеошуа бин Нуном, и, тем не менее, известно, что Устная Тора была как бы вторично принята к исполнению во времена персидского владычества. Вслед за принятием Устной Торы началось возвращение времен Эзры и Нехемьи.
Почти в той же последовательности разворачивались события после разрушения Второго Храма (после поражения в войне против Рима в 68-70 гг. н. э.): сразу же после этой катастрофы возобновился процесс получения Торы — сначала в Явне под руководством раби Йоханана бен Закая, а потом — всей плеяды великих мудрецов-провидцев от раби Йеуды а-Наси и до наших дней.
Кривая, описывающая усиление процесса постижения и выполнения Торы за последние 20 веков, представляется в виде возносящегося к небу склона новой горы Синай.
В 1798 г. Вильнюсский Гаон с высоты воего понимания Торы призывает учеников начать исход, и те выполняют его повеление. Вроде бы наша гипотеза подтверждается. Но есть сложность, вернее, две: сразу же после кончины Вильнюсского Гаона начался процесс массовой секуляризации евреев, и Тора стала скрываться от нашего народа еще до прихода в обещанную землю.
Вторая проблема состоит в том, что государство Израиль создано людьми, потерявшими Тору. Более того, вожди сионизма считали, что соблюдение заповедей только мешает. Это, впрочем, не помешало им воспользоваться текстом Торы, чтобы доказать христианину лорду Бальфуру (вместе с английской королевой) право еврейского народа на Палестину.
Прошло время, в жизни Израиля случилось много чудес: победа в Войне за независимость, массовое собирание изгнанников (600.000 человек стали 6.000.000), победа в Шестидневной войне, экономический взлет и т. д. Единственное чудо, которого не произошло, — это получение Торы.
Нет, конечно, расцвет изучения Торы в Израиле вызывает восхищение. Но все это — в лучшем случае — касается 25% евреев, живущих в еврейском государстве. И мы все еще очень далеко отстоим от получения Торы, которое всегда носило характер из ряда вон выходящего события, поразительного по своей необычности и мощи, вселявшего в людей ощущение восторга, радости и счастья.
Еврейский народ по-прежнему находится в стадии исхода: он освободился от рабства и движется к горе Синай, с нетерпением ожидая нового Откровения. Несмотря на то, что каждый из нас в душе знает, как мы недостаточны и несовершенны, мы все же ждем истинного счастья. Прилива энергии. Так, чтобы душа пела. Это время наступает. Будем же готовиться к нему.