635

Свобода творчества

March 27, 2004 Автор: рав Яаков а-Леви Фильбер - No Comments

  

    Еврейский народ, единственный среди всех языков и наций, объявил о том, что учеба является самой главной обязанностью человека: «Каждый из сыновей Израиля обязан изучать Тору». Эта обязанность распространяется на бедных и на богатых, на человека с крепким здоровьем и на страдающего от недугов, на молодого и на совсем старого, потерявшего силы. Даже если человек обеднел настолько, что живет на подаяние, которое собирает, обходя дома, даже если человек женат и у него есть дети (и значит, он отвечает не только за себя), он обязан выделить определенные часы для изучения Торы как в дневное, так и в ночное время. Как сказано: «И ты должен размышлять о ней, о Торе, днем и ночью». Но чтобы размышлять о Торе, необходимо научиться понимать жизненные ситуации и уметь сопереживать.

   В своем введении к Шир а-ширим Рав Кук писал: «Роль литературы заключается в том, чтобы раскрыть и сделать естественными и привычными для человека все те духовные понятия и принципы, которые изначально заложены в его душе. Даже первый этап развития личности нельзя считать завершенным, пока человек не обнаружит в самом себе все те здоровые основы эмоционального мира, опираясь на которые можно правильно понимать окружающую среду и давать верную оценку намерениям и поступкам людей».

    Далее Рав Кук предлагает человеку выделить определенный круг интересов и ограничить себя в выборе книг: «Само собой разумеется, что следует прикасаться только к тем сокровищам мирового искусства, раскрытие которых наполняет воздух приятным запахом».

   Такое ограничение области интересов чуждо современному обществу, которое придерживается изобретенного им же самим принципа «свобода самовыражения». Когда же ничем не ограниченная свобода выпущенных на волю инстинктов приводит к плачевным последствиям, идеологи современного общества вытаскивают из кармана постулат «право общества знать», настаивая на том, что произведения искусства и литературы не могут быть ограничены никакими рамками. В соответствии с этой теорией каждый писатель, сценарист или скульптор имеет право распространять или выставлять на всеобщее обозрение плоды своего свободного творчества — как осмысленные и развивающие чувства, так и бессмысленные, пробуждающие самые низменные инстинкты. Читатель же или зритель должен выбирать сам, что ему подходит, а что — нет.

   Подобной позиции в вопросе свободы творчества придерживается весь западный мир. Но позиция верующего человека, соблюдающего законы Торы, принципиально иная: как запрещено загрязнять окружающую среду опасными для жизни веществами, так же не следует наполнять мир произведениями «искусства», раскрывающими самые темные стороны души, связанные с низменными инстинктами человека.
   Зададимся вопросом: существуют ли правила, позволяющие использовать искусство и литературу для развития мысли и чувств молодежи и одновременно избегать столкновения с неприятными явлениями, порожденными вседозволенностью, эгоизмом и ненавистью? Рецепт только один: направляющая рука родителей, педагогов и формирование общей высокой культуры, предполагающей наличие вкуса и умения выбирать.
    В Торе запрет смотреть, слушать или читать то, что портит душу, выражен словами: «И не тянитесь за вашим сердцем и за вашими глазами, за которыми вы ходите развратничать».