344

Недельная глава Бэхукотай: Слова, высеченные на камне

May 25, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

   

Глава, содержащая благословения народу Торы и предупреждения народу, который оставляет Тору, недвусмысленно дает понять, что для нас самым великим благословением является спокойное проживание на Земле Израиля, а самым сильным наказанием – изгнание из нее.
"Если вы в соответствии с высеченным Мною будете поступать и заповеди Мои будете хранить и исполнять, то дам Я дожди ваши во время их, и земля даст ее урожай, и дерево полевое даст плод его… И будете есть хлеб ваш в сытости, и будете уверенно проживать в земле вашей. И дам Я мир в Земле… И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом…"
"А если не послушаете Меня и не выполните все эти заповеди, и если с отвращением отвергнете высеченное Мною… И опустошу землю вашу, а вас расселю между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами…" (ср. Ваикра 26:3-33).
Оглядываясь назад, на прошлые столетия и тысячелетия, можно догадаться, почему Всевышний изгнал нас. Первое изгнание было результатом пролития крови, разврата и идолопоклонства. Второе – результатом беспричинной ненависти между людьми (Гитин 59). Но почему Всевышний позволил нам вернуться и жить на Его земле – это выше понимания. Ведь мы не стали в изгнании идеальным народом, да и не могли стать таковым: чужая земля не добавляет духовности, а лишь отбирает ее! Единственная заслуга нашего народа – перенесенные страдания, которые искупают грех. Но ступив на почву Эрец Исраэль, нужно быть не только чистым от прошлых грехов, стертых муками, но и обладать потенциалом, который поможет не совершать новые ошибки и продвигаться к достижению цели, к построению общества, живущего по Б-жественному закону, главной силой которого является взаимная любовь.
В изгнании неоткуда обрести подобный потенциал. Кроме того, множество бед и влияние чужих культур и образа мышления отбирают способность понять происходящее в свете данных нам пророчеств. И когда начинается возвращение в Цион измученного и пропадающего на чужбине народа, мы оказываемся не в состоянии осознать великое чудо.
Ни в период возвращения из Вавилонского плена, ни в наши дни, когда Б-г собирает нас со всех краев земли, мы не смогли увидеть величия картины всего происходящего. При возвращении из Вавилона Вс-вышний хотел совершить такие же чудеса, какие сопровождали исход из Египта, но мы были не достойны проявления Его величия – и чудо спасения стало чудом скрытым, когда спасение приходит к народу через правителя или министра. Люди Великого Собрания (120 человек, возглавивших в эпоху возвращения восстанавливаемое государство, так как Персия не позволила евреям восстановить монархию.) задавали вопрос: "Где Его мощь и где Его величие?" Трудно было в молитве произносить слова "Великий", "Могучий", видя, что народ не обрел свободы и остался под властью идолопоклонников.
И вдруг ответ возник сам собой, родившись из многократно повторяемого вопроса. "В этом и есть Его мощь, в этом и есть Его величие!" – провозгласили люди Великого Собрания. Что же они имели в виду? Ведь мощь и Величие проявляются, когда Он сокрушает врага и спасает Свой народ! Вот что имели в виду мужи Великого Собрания: когда народ, раздавленный физически и духовно, рождается заново, из ничего, в невероятно трудных условиях – в этом еще сильнее и полнее проявляется Б-жественное величие и мощь.
И стали понятны слова Зхарьи, одного из последних пророков, сказанные немногочисленному народу, вернувшемуся в Цион с первым караваном: ""Не могуществом Моим и не силой, а только духом Моим", – сказал Б-г воинств". Горсточка неграмотных людей, родословная которых вызывала сомнение, многие из которых были женаты на женщинах, чей гиюр впоследствии не был признан, – именно они начали эпоху Второго Храма, отмеченную восстанием Маккавеев, обретением независимости и блистательным раскрытием глубин Торы для огромного числа людей. В этом Его мощь, в этом Его величие!

Исходя из всего сказанного, можно представить себе, насколько велико чудо возвращения в Землю в наше время. И оно происходит не столько во внешнем мире, сколько внутри отдельных людей и внутри всего народа. Из ничего раскрывается Присутствие Всевышнего, и на этот раз оно принимает форму рождения из измученного и обескровленного физически и духовно народа той нации, которая "по высеченному Им" будет ходить. Есть разница между буквами Торы, начертанными на пергаменте свитка, и буквами заповедей, высеченными на скрижалях завета. Высеченное представляет собой единое целое с камнем, в то время как буквы свитка наносятся на пергамент и как бы прикрепляются к нему. Именно гравировка драгоценного камня и тем более нанесение на него надписи придают ему особую красоту и ценность. Так и сердце человека – оно прекрасно, если слова Торы неотделимы от него. Проживание на Земле Израиля возможно только в том случае, если человек воспринимает Тору как резьбу на камне, являющуюся единым целым с природой, с окружающим миром во всей его полноте.
Но как прийти к этому состоянию, если изгнание покалечило нас? Помочь нам может только чудо со стороны Творца, объявившего нам: "Я Б-г, излечивающий тебя". Наша роль только в том, чтобы не противиться этому чуду, не отвергать хорошее (помня о предостережении "и если с отвращением отвергнете высеченное Мной…"). И тогда, так же, как и для изгнанников, вернувшихся из Вавилона, исполнится для нас обещание: "Не могуществом Моим и не силой, а только духом Моим". И поднимется новый народ, излеченный Всевышним, рождение которого подобно чуду творения: "Вот народ, который сотворил Я, – о славе Моей расскажут они", – сказал Всевышний о чуде возвращения сынов Израиля (Йешаягу 43:21). В величии народа, возродившегося после страшного изгнания, – величие Всевышнего.