… Я видел, что евреи носят разные кипы. Не могли бы вы объяснить, почему?
Кипа – это обязательный головной убор для еврея. Как и любая другая одежда, она должна отвечать правилам скромности и человеческого достоинства. Других рамок закон не устанавливает.
Психологически человеку приятно и иногда необходимо ощущать себя частью идеологической группы или общины также и по внешним признакам. Поэтому у разных идейных групп в иудаизме выработались особенности в одежде и в кипах. Такие обычаи можно только приветствовать, т.к. они подчеркивают верность человека традициям семьи и общины.
Человек, который не вырос в традиционной атмосфере, сам вправе выбирать для себя кипу и форму одежды, особо не связывая себя с тем, что принято у одной из идеологических групп.
Следует следить за тем, чтобы этот внешний и второстепенный вопрос не довел человека (не дай Б-г) до по-настоящему серьезных нарушений законов Торы, как то злословие, подозрение по отношению к порядочному человеку (носит не ту кипу – значит, наверное, и свинину ест), внутренняя ненависть и т.п.
Главное – это сохранять правильную пропорцию ценностей и сознавать, что важнее – заповеди или обычаи.
Пожив в Израиле недолгое время, человек начинает сам разбираться в этой «шапочной грамоте». Важно, однако, заметить, что именно в Израиле, несмотря на острые несогласия по разным вопросам, развивается диалог между людьми различных направлений, которых объединяет верность Торе, и которые, отметая смешные и маловажные внешние различия, обмениваются мнениями и идеями по животрепещущим вопросам Израиля, понимая их важность и осознавая, что только с позиции единства можно говорить о будущем народа.
Согласно современной еврейской традиции, каждый еврей должен покрывать голову, подчёркивая тем самым, что над ним присутствует Творец. То есть кипа имеет ритуальное значение, без каких-либо оговорок на цвет, вид ткани или покрой. Мудрецы нашего поколения разошлись во мнениях о том, какого размера должна быть кипа. По мнению рава Овадии Йосефа, большая часть головы должна быть покрыта.
Другое мнение – рава Шломо Авинера – говорит, что кипа должна быть видна на голове со всех сторон. Как видите, речь идёт лишь о размерах и не более.
К сожалению, среди множества разногласий в нашем народе присутствует также и спор о том, какую кипу носить. В утешение я лишь могу сказать, что надетая на голову кипа того или иного цвета не формирует мировоззрение еврея – наоборот, мировоззрение определяет «форму одежды».
Как говорит русская пословица, «встречают по одежке». Что поделаешь – в душу человека при первой встрече не заглянешь, а его кипа видна издалека. Поэтому вопрос о том, какую кипу носить, упирается в вопрос: «Кем я хочу казаться окружающим?» Узнавая людей поближе, я десятки раз убеждался в том, что это первое впечатление ошибочно.
Есть еще эффект узнавания в толпе «своих». Например, болельщики разных команд узнают «своих» и «чужих» по шарфикам и значкам. С еврейской точки зрения, здорово, конечно, когда встречаешь человека в кипе на Крещатике и думаешь: «Свой!»
Но в Израиле и любом другом месте, где евреи проживают компактно, такое деление неуместно: у евреев не бывает «чужой» команды, все попадают в категорию «свои» – даже те, на ком кипы нет вообще. И если ты считаешь другого еврея «чужим», это твоя личная большая проблема.
Разные евреи по-разному воспринимают присутствие или отсутствие кипы на еврейской макушке. У некоторых маленькая кипа, прикрывающая скорее ухо, нежели голову, вызывает чувство пренебрежения.
Мол, тоже мне, кипу на на ухо прицепил и думает, что стал ближе к Б-гу. Другие, наоборот, скривятся, завидев большую черную кипу, плотно облегающую голову – ах уж эти ультраортодоксы, чтоб вас…
Евреи – народ эмоциональный, особенно когда речь идет о самом Творце: каждый еврей претендует на эксклюзивные отношения с Ним. Дети часто борются между собой за особое отношение со стороны отца.
Главное, чтобы эта борьба не выходила за рамки приличия. Ну что ж, религиозные сионисты носят вязаные кипы, хасиды и другие ортодоксы – черные. Но все они молятся три раза в день, соблюдают субботу и ходят в одни и те же синагоги.
Кипы разные, но носят их одни и те же макушки. Все евреи наши – родные и незаменимые: вязаные и бархатные, белые и черные.