9. Пурим

9. Пурим

April 27, 2003 Автор: Зеев Гейзель - No Comments

Начинается месяц адар…

Свиток Эстер

Что говорит традиция о событиях Пурим

Помни, что сделал тебе Амалек…

Название праздника

Как празднуют Пурим

Заповеди праздника

Чтение свитка Эстер

Мишлоах манот

Подарки бедным

Праздничный пир

Странный день

О дате праздника

Пост Эстер

Укрепленные города

Словарь

 

 

Начинается месяц адар – увеличивается радость", – сказано в Талмуде (трактат "Таанит", раздел 4, лист 29а). Традиция рекомендует евреям по возможности откладывать начало сложных, представляющих опасность дел до месяца адар – в частности, не начинать до адара судебных процессов с недругами. Почему именно адар?

Потому что 14-го адара – день праздника Пурим (), который евреи празднуют в память об удивительных (хотя и не содержащих в себе ничего сверхъестественного) событиях, происшедших более 2400 лет назад, когда еврейский народ, стоял на пороге тотального уничтожения и победил своих врагов.

 

 

Все события Пурима описаны в ТаНаХе, в книге "Мегилат Эстер"
() – "Свиток Эстер". Вот их краткий пересказ: примерно через 65 лет после разрушения 1-го Храма и изгнания евреев из Эрец-Исраэль на трон персидской империи, владевшей 127 провинциями – от Индии до Эфиопии – взошел царь Ахашверош. В ознаменование начала 3-го года своего царствования в столице Шушан он устроил грандиозный пир, длившийся 180 дней. На этот пир пригласили огромное количество народу, в том числе – евреев.

В конце пира царь потребовал, чтобы царица Вашти появилась перед гостями – хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась, и царь в гневе приказал казнить ее.

После этого начались поиски новой жены для царя. После долгих поисков выбор пал на девушку по имени Эстер. Эстер стала царицей империи. Но никто во дворце не знал, что Эстер была еврейкой по имени Адаса и двоюродной сестрой человека по имени Мордехай (), одного из самых известных евреев в Персии. Мордехай также имел высокое положение во дворце и однажды спас жизнь царя, подслушав разговор двух заговорщиков.

На самый же высокий пост в стране – пост, соответствующий сегодняшнему понятию "премьер-министр", – царь назначил антисемита по имени

. Ѓаман..добился, чтобы царь издал указ: встречая Ѓамана, все должны падать перед ним на землю. Но Мордехай ему даже не кланялся, объясняя, что он – еврей, и поэтому не поклонится никому, кроме Всевышнего.

И тогда _аман пришел к царю и заявил: "Среди народов, населяющих твою империю, есть один народ, разбросанный по всем ее провинциям. Народ этот живет среди других народов своей обособленной жизнью, выполняя свои законы, а не законы царя. Давай уничтожим их!".

Ахашверош разрешил аману издать соответствующий указ; дату уничтожения – 13-е адара – Ѓаман. установил при помощи жребия.

Указ этот был с энтузиазмом встречен широкими народными массами – тем более, что в нем не только предписывалось убивать евреев, но и разрешалось грабить еврейское имущество. Евреи всей империи Ахашвероша были в панике и готовились к самому худшему. И тогда Мордехай пошел к царице Эстер и сказал ей: "Может быть, именно ради такого случая ты стала царицей?". Эстер объявила: все евреи должны поститься три дня, а затем она пойдет к царю.

В эту ночь царю не спалось. От бессонницы он начал перелистывать дворцовые хроники и нашел запись о Мордехае, раскрывшем заговор. Выяснилось, что царь не отблагодарил Мордехая. В это время _аман пришел просить у царя разрешения казнить Мордехая. Но вместо этого получил поручение – оказать Мордехаю самый высший почет.

Наконец, Эстер пришла к царю и пригласила его вместе с Ѓаманом на пир, а затем и на второй. Во время пира она открыла царю, что она – еврейка и что Ѓаман. хочет погубить ее вместе со всеми евреями. Разгневанный Ахашверош приказал казнить Ѓаман.. На его место был назначен Мордехай и дополнительным царским указом евреям было объявлено, что в день погрома они могут сами атаковать своих врагов.

Так и произошло. Враги, все-таки решившие выступить в этот день против евреев, погибли. Сам _ и десять его сыновей были повешены.

Ѓаман

В письме, разосланном во все еврейские общины, Мордехай и Эстер постановили отныне отмечать этот день как праздник.

Вопросы для повторения

Когда празднуют Пурим?

В какой книге описаны события, в честь которых этот праздник отмечается?

 

 

Кратко изложенный свиток Эстер производит впечатление литературно-исторического повествования о давно минувших днях. Чем же объяснить, что этот свиток – единственная книга в ТаНаХе, целиком посвященная событиям, в память о которых установлен праздник?

Оказывается, все в этой книге имеет дополнительный смысл – и время действия, и место, и каждое из описанных событий, каждая сказанная фраза и даже имена действующих лиц.

Прежде всего, почему Ахашверош решил отметить грандиозным пиром именно третий год от начала своего царствования? Дело в том, что он слышал о том, что предсказывали еврейские пророки: Храм будет восстановлен через 70 лет после изгнания народа Израиля. Пророчество начало сбываться: незадолго до этого царь Кореш (Кир) опубликовал указ, разрешающий евреям вернуться в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев начали возвращаться и восстанавливать Храм. Ахашверош боялся этого предсказания, подрывавшего уверенность народа в том, что все в мире происходит только по воле царя – тем более что он не был законным наследником престола и получил царский трон, женившись на Вашти – внучке царя Навуходоносора (Невухаднецара). Он пытался помешать исполнению пророчества и для начала – отменить указ Кореша.

У восточных царей было принято, что счет годам они вели от дня своего восшествия на престол: новый царь – новый год. Так вот, по таким расчетам у Ахашвероша выходило, что 70 лет истекают как раз с окончанием 2-го года его царствования. Поэтому начало 3-го года его правления означало для Ахашвероша великий праздник: 70 лет прошло (по его мнению), а Храм не восстановлен! Вот по этому поводу он и устроил пир – то есть отмечал, в сущности, свою "победу" над еврейскими пророками и еврейскими надеждами.

А что же сами евреи? Они … пошли на пир, как и все остальные, и ели, и пили, и веселились, пытаясь не думать о том, ЧТО они празднуют. Были, правда, и такие евреи, как Мордехай, которые отказались пойти на пир – Мордехай даже пытался убедить других не делать этого. Но евреи – кто из страха, кто из желания "быть как все", кто просто по легкомыслию – в большинстве своем все же были на пиру. Чтобы окончательно отпраздновать свою "победу", еще больше унизить евреев, Ахашверош приказал выставить на стол в качестве посуды военные трофеи: священные предметы из разрушенного Храма. Но евреи "проглотили" и это унижение, оставшись на пиру. Таким образом, говорит традиция, не случайно оказались евреи в такой опасности: это была расплата за их же поведение.

Но от кого исходила опасность? Кто такой Ѓаман?

 

 

Когда аман появляется в повествовании, Мегилат Эстер уточняет: аман, сын Амдаты, потомок Агага.

Кто такой Агаг и почему так важно уточнить, что от него произошел аман?

Агаг известен из 15-й главы 1-й книги пророка Шмуэля как царь народа Амалек (), с которым воевал царь Шауль. Но какая же связь между войной Шауля и событиями Пурима?

Амалек – это не просто еще один народ, с которым пришлось воевать евреям. Когда евреи только вышли из Египта и были ослаблены – как физически, так и духовно – Амалек напал на них. В разные времена еврейской истории Амалек появлялся тогда, когда евреи слабели. Речь шла не о конфликте между двумя народами из-за земли, воды и пр. – цель Амалека во всех этих войнах была проста: уничтожить всех евреев. И еврейский закон, обычно столь миролюбивый, постановил: с Амалеком нельзя договориться, невозможно достичь компромисса; более того, просто запрещено даже пытаться это сделать. Против Амалека еврей обязан воевать.

Один раз предоставилась Израилю возможность окончательно победить Амалека – когда царь Шауль вышел на войну с ним и одержал сокрушительную победу. Но Шауль, вопреки тому, что сказал ему пророк Шмуэль, из человеколюбия пощадил царя амалекитян Агага. И это человеколюбие Шауля дорого обошлось евреям: у Агага родился сын, и через несколько поколений от него произошел Ѓaман.

По этому поводу еврейская традиция говорит: "Тот, кто милосерден к жестоким – в конце концов, станет жесток к милосердным". Так и произошло: Шауль, пощадивший Агага, потерял поддержку пророка Шмуэля, а потом – жизнь и царство. При этом он до конца своих дней преследовал Давида, помазанного на царство вместо него.

Итак, через несколько поколений, во времена Ахашвероша, смертельная угроза вновь нависла над евреями, и вновь от потомка АмалекаЃамана. И кто же победил этого Амалека? Мордехай из колена Биньямина, потомок царя Шауля.

С тех пор Амалек перестал существовать как единый народ – он растворился среди других. Но это не означает, что он вообще перестал существовать: традиция говорит, что его потомки и поныне живут среди почти всех народов мира. У Амалека сегодня, как и всегда, главное качество – фанатичная ненависть к евреям. В отличие от других врагов, и даже антисемитов, эта ненависть не поддается никакому рациональному анализу. Зачастую Амалек готов вредить евреям без всякой личной выгоды и даже в ущерб себе, иногда даже с риском для жизни. Две заповеди в еврейской традиции говорят об Амалеке.

Первая заповедь – "стереть саму память об Амалеке". Но для того, чтобы выполнить ее, надо сначала сделать нечто прямо противоположное: выполнить заповедь – "Помни, что сделал тебе Амалек…". Поэтому в последнюю Субботу перед Пуримом читают отрывок "Зхор" () – "Помни!", содержащий это напоминание, а затем – hафтару из 1-й книги Шмуэля, рассказывающую о войне Шауля с Амалеком.

Вопросы для повторения

Кто такой Амалек?

Какое отношение имеет он к событиям Пурима?

Какие заповеди праздника напоминают об этом?

 

 

Почему праздник называется Пурим ()? Это название означает на иврите "жребии" и происходит от арамейского слова пур () – "жребий". Прежде чем назначить день тотального погрома, Ѓаман бросил жребий, и он выпал на 13-е адара. Но не этот жребий оказался решающим в судьбе евреев – и день этот, уготовленный быть днем уничтожения еврейского народа, превратился в день национального праздника.

Так что разные бывают жребии, хотя и называются общим словом: на ивритеПурим.

 

 

Пурим – это самый веселый праздник. Ни один другой день в году не отмечен таким количеством шуток и веселья, как этот. Разрешается смеяться и подшучивать над всеми; издавна известна традиция делать в этот день сатирические театральные спектакли, называемые на идише "пуримшпиль".

Широко распространены также переодевания в Пурим; в Израиле они превращаются в огромные маскарады и карнавалы.

Во всех семьях приглашают друзей и устраивают пуримные пиры.

В этот день закрыты учебные и государственные учреждения. Вообще говоря, в этот день традицией не запрещено работать, но люди стараются не утруждать себя никакой тяжелой работой.

В день Пурима запрещено поститься и проявлять знаки траура.

Молитвы в этот день не отличаются от будничных – за двумя исключениями: чтением свитка Эстер (см. далее) и специальной вставкой в "Амиде". Вставка эта начинается со слов "Аль а-нисим…" ("" – "За эти чудеса…") и содержит краткое описание чудесных событий, произошедших в Пурим.

Домашний пуримшпиль в Москве

"Адлояда". Пуримный карнавал в Тель-Авиве

 

 

 

Празднование Пурима включает в себя также четыре заповеди, которые надо выполнять только во время этого праздника, а именно:

– читать свиток Эстер;

– посылать угощения (Мишлоах манот) друг другу;

– делать подарки бедным;

– устроить праздничный пир, пить вино и радоваться;

В следующих разделах мы рассмотрим эти заповеди подробнее.

Вопросы для повторения

Откуда происходит название праздника Пурим?

Как он празднуется?

Какие заповеди выполняются в этот день

 

 

Свиток Эстер читают в синагоге дважды: утром и вечером. Как и при чтении Торы, читать его надо только по свитку. Желательно, чтобы читал свиток человек, умеющий правильно произносить все знаки теамим (см. часть 1, раздел "Дарование Торы", глава "Знаки чтения", а также раздел "Синагога и молитва", глава "Особые функции в коллективной молитве"), причем, правила чтения этих знаков в Мегилат Эстер несколько отличаются от правил чтения свитка Торы и hафтары.

Каждый еврей должен, согласно этой заповеди, прочитать свиток Эстер сам или прослушать его чтение целиком по крайней мере один раз, при этом, следя за текстом по свитку или по книге. Перед чтением произносятся три специальных благословения: на свиток, на чудесные события, произошедшие в дни Пурима и "шеhехейану".

В Мегилат Эстер есть несколько фраз, которые все молящиеся повторяют вместе вслух после чтеца. Эти фразы – ключевые в описании происходящих событий. Есть еще одно особое правило чтения свитка Эстер, наверняка поражающее каждого, кто впервые присутствует при чтении: всякий раз, когда упоминают имя " Ѓаман" – поднимается страшный шум. Все присутствующие шумят, стучат по столам, словом – фактически мешают читать свиток.

Особенно усердствуют при этом дети, чьи средства выразить непримиримость к врагам в этот день огромны: от дудочек и игрушечных пистолетов до специальных пуримных трещоток и хлопушек. При этом кто-нибудь из стоящих около чтеца людей обязательно начинает сердиться – точнее, делать вид, что сердится, и объяснять, что так нельзя, и что нужно знать меру, и что дети совсем отбились от рук, что за ними надо присмотреть и т. д. Понятно, что это только вызывает дополнительный энтузиазм среди тех, чьи собственные размеры ненамного больше размеров принесенной трещотки.

Израильские дети в Пурим

 

Когда стало известно о победе над врагами, евреи поздравляли друг друга и посылали угощения. В память об этом и сегодня в день Пурима еврейские семьи посылают своим друзьям угощения.

Положено, чтобы в посылке было по крайней мере два вида продуктов – чаще всего это пироги и напитки. Заповедь не уточняет, какому количеству друзей надо послать мишлоах манот, однако РаМБаМ в "Законах Свитка [Эстер]" (2:15) постановил, что "достоин почета тот, кто посылает как можно больше посылок", так что реально обычно посылают много посылок, в каждой из которых гораздо больше двух видов угощений.

Заповедь эта "семейная", то есть возложена на каждую семью "целиком" – желательно, чтобы в подготовке посылок принимали участие и мужчины, и женщины. Принято также, чтобы посылки эти относили из семьи в семью дети – тем самым они чувствуют, что выполняют важную заповедь.

 

 

В этот день, согласно традиции, каждый еврей должен сделать подарок, по крайней мере, двум бедным людям, чтобы они смогли радоваться в этот день.

Подарки могут быть самые разные; более предпочтителен денежный подарок (т. к. получивший его человек сам может решить, как им воспользоваться). Принято также кормить бедных или дарить им одежду.

При этом:
– подарки должны быть значимыми; например, если это одежда, нельзя дарить обноски и т.д.;
– нельзя проверять, действительно ли этот человек нуждается; если человек говорит, что он беден, этого достаточно;
– нельзя использовать на этот подарок деньги, отделяемые на "обычную" благотворительность, – человек должен отложить деньги специально на помощь бедным в Пурим.

Подчеркнем, что речь идет, с точки зрения традиции, не об обычае, а о заповеди. Более того, эта заповедь считается столь важной, что традиция рекомендует: если человек стеснен в средствах – важнее увеличить помощь беднякам, даже если придется уменьшить "мишлоах манот" и сделать пир более скромным.

 

 

Как и в другие праздники, в этот день делают праздничную трапезу вечером и днем, однако только дневная трапеза – обязательна, т. е. является заповедью, так что она, собственно, и называется "пуримный пир".

У пуримного пира есть особенность, которая состоит в том, что в этот день еврей обязан выпить вина или других опьяняющих напитков – в заметно большем количестве, чем он выпивает обычно. Традиция даже установила, сколько вина в Пурим должен выпить человек, а именно: он должен выпить столько, чтобы не смог отличить фразы: "Благословен Мордехай!" от "Проклят аман!". Дело в том, что удивительным образом гематрия этих фраз (см. часть 1, раздел "Дарование Торы", глава "Числа") совпадает – она равна 502. У этого численного равенства есть свой глубокий смысл: благословение евреям (Мордехаю) и проклятие Амалеку (аману) – это, в сущности, одно и то же: когда поднимается один – падает другой. И наоборот. Третьего не дано.

Надо при этом помнить: если человек не уверен, что сможет сохранить над собой контроль и после выпитого, ему не следует пить много. В этом случае, в принципе, достаточно, если после трапезы и вина он пойдет спать – во сне он уж наверняка не различит фраз "Благословен Мордехай!" и "Проклят аман!".

Трапеза Пурима проходит в радостной и веселой обстановке; ее сопровождают шутки и песни. Наиболее традиционное кушанье в этот день – треугольные печенья с начинкой, называемые на идише "hоменташ", а на иврите – озней hаман () – "уши Амана".

Вопросы для повторения

Что особенного в праздничной трапезе Пурима?

Как и когда читают Мегилат Эстер?

На кого возложено выполнение заповеди "Мишлоах манот"?

Как подчеркивает традиция важность заповеди делать подарки беднякам в Пурим?

 

 

Если еще раз просмотреть все, что мы знаем о праздновании Пурима, невозможно не обратить внимание, насколько необычен этот день. Все в этот день – чрезмерно, все – "наоборот": ну в какой другой день традиция требует пить много вина? Или – устраивать театральные представления? Шуметь, тем самым мешая чтению книги ТаНаХа? Или – устраивать маскарадные переодевания?

От всего этого остается ощущение спектакля. Но это и есть как раз та атмосфера, которая должна царить в Пурим.

На иврите свиток Эстер называется шъса ъмйво – "Мегилат Эстер". Но эти же слова можно перевести иначе: слово "мегила" происходит от глагола гила () – "обнаруживать", а имя Эстер – от нистар () – "сокрытый". В результате выражение "Мегилат Эстер" можно перевести и как "обнаружение сокрытого". Случаен ли такой вариант перевода? Нет, – отвечает традиция.

Времена галута (в частности, отмечаемых в Пурим событий) принципиально отличаются от времен, скажем, выхода из Египта или эпохи правления еврейских царей еще и тем, что в эти времена трудно увидеть, как Всевышний управляет миром. Не расступаются воды моря, с неба не падает манна, не горит немеркнущий огонь на жертвеннике в Храме; да и не найти пророков, которым Всевышний отдает точные распоряжения, что должен сделать еврейский народ.

О таких временах сказано в Торе. "Эстер паним…" () – "Я скрою лицо свое...", – говорит Всевышний о тех днях, когда Он будет управлять миром как бы незаметно, то есть без явных внешних чудес. Слово "Эстер" ("Я скрою") – это ведь и имя царицы, и название свитка. Случайно ли это?

Обратите внимание: в "Мегилат Эстер" не происходят "сверхъестественные чудеса", все – совершенно буднично и обычно. Более того, имя Б-га не упомянуто в свитке ни разу! Как же попала эта книга в ТаНаХ? Где же здесь вмешательство Всевышнего?

Для того, кто готов видеть вмешательство Всевышнего только в явных "чудесах" – это просто и понятно. С его точки зрения, все – естественно и произошло в результате случайного стечения обстоятельств: случайно возвысился аман, случайно подслушал заговорщиков Мордехай, случайно Эстер стала царицей и совсем уж случайно в какую-то ночь была бессонница у Ахашвероша. Случайностями можно объяснить практически всю еврейскую историю, в том числе, и главную ее случайность – то, что так много случайностей происходило именно с еврейским народом.

Но, с точки зрения еврейской традиции, ситуация эта – "Эстер паним" – не меняет основные принципы управления миром. Ситуация эта – театр по своей сути; Вавилон и Шушан – только декорации, Ахашверош и аман – марионетки. Можно отнестись к театру всерьез, поверить, что спектакль – это и есть жизнь. Но можно задуматься: где же Режиссер этого театра? Даже если Его не видно, может быть, стоит попробовать Его найти?

Конечно, это трудно. Но первое, что надо сделать для "Мегилат Эстер" – "обнаружения Сокрытого" – это раз в год, в праздник Пурим, попробовать взглянуть на повседневность как на спектакль, исход которого зависит от самих евреев.

Вопросы для повторения

В чем проявляется "странность" Пурима?

Как она связана с названием свитка Эстер?

 

 

, в некоторые годы есть два месяца адара. В такой год Пурим празднуется во второй из этих месяцев – адар-бет. В некоторых местах 14-й день месяца адар-алеф отмечается как Пурим катан () – "малый Пурим".

 

 

13-го адара, в день, предшествующий Пуриму, отмечается пост – в память о том посте, что назначила Эстер. Пост этот длится все дневное время суток – от восхода солнца до выхода звезд (то есть до того момента, когда начинается праздник Пурим). Как и в прочие посты, все это время традиция не разрешает есть и пить.

Если 14-го адара приходится на исход субботы – пост переносится на четверг (последний четверг перед Пуримом).

Спрашивается: если Пурим – такой веселый праздник, то зачем же перед ним нужен пост? Традиция отвечает: для того, чтобы перед радостью и весельем вспомнить о том, что поводом для них послужили трагические события, и о том, что победа над врагами (по поводу которой радуются) потребовала от еврейского народа прежде всего глубокого переосмысления своего поведения и, как следствие, столь же глубокого раскаяния.

Если быть точным, то и это напоминание неполно, так как Эстер установила во время Пурима пост на 3 дня (а не на один, как сегодня). В память об этом существует обычай во время молитвы Минха класть в тарелку для пожертвований три монеты.

 

 

Есть у праздника Пурим и еще одна особенность: он – единственный праздник, который установлен в память о событиях, произошедших вне Эрец-Исраэль. Поэтому, в частности, в этот день не читают "hаллель".

И тем не менее, еврейская традиция установила для этого праздника один закон, связанный с Эрец-Исраэль.

Согласно свитку Эстер, праздник был установлен в день 14-го адара, так как 13-го адара евреи победили своих врагов, а на следующий день – 14-го адара – праздновали эту победу. В то же время в столице Шушан бои продолжались два дня – и евреи отпраздновали там победу только 15-го числа. Может быть, надо праздновать Пурим в этот день?

Еврейская традиция постановила: в этот день, 15-го адара, надо праздновать Шушан-Пурим в "укрепленных городах", то есть в тех, которые были обнесены, как Шушан, каменной стеной… еще во время войны Йеhошуа бин-Нуна (см. часть 1, раздел "Основные периоды еврейской истории") – первой войны всего еврейского народа за Эрец-Исраэль. Если же 15-го адара – Суббота (чего не может произойти 14-го адара), Шушан-Пурим празднуют в предыдущий день.

Какие именно города были обнесены тогда стеной, можно узнать из ТаНаХа. Это – Иерусалим, Йерихо и еще несколько мест, по поводу нахождения которых сегодня существуют разногласия.

Таким образом, еврейская традиция позаботилась о том, чтобы и в этот праздник не забыли евреи, где и во имя чего началась их война с врагами.

Вопросы для повторения

Что такое "пост Эстер"?

Когда и где празднуют "Шушан-Пурим"?

Вопросы для повторения темы

Чем выделяет еврейская традиция месяц адар?

В какой день – дата праздника Пурим?

Из какой книги ТаНаХа мы знаем о празднике Пурим?

Перечислите имена главных действующих лиц, упомянутых в ней.

Почему праздник называется "Пурим"?

Как празднуют Пурим?

Какие заповеди Пурима вы знаете?

Как читают свиток Эстер в Пурим?

Кто такой Амалек? Какое отношение он имеет к Пуриму?

В чем это выражается во время Пурима?

Когда и почему отмечается пост Эстер?

В чем разница между этим постом сегодня и во время событий Пурима?

Какой обычай об этом напоминает?

Когда празднуют Пурим, если его дата выпадает на Субботу?

Когда в таком случае отмечается пост Эстер?

Что такое "малый Пурим"?

Когда празднуется Пурим в Иерусалиме? Почему?

Знаете ли вы другие города, на которые распространяется это правило?

 

 

Аль hа-нисим
Амалек
Зхор
Мегилат Эстер
мишлоах манот
Мордехай
озней Аман
пур
Пурим
Пурим катан
Эстер
эстер паним