Основные виды запрещенных работ
Наверное, это покажется удивительным, но главный праздник еврейского года бывает каждую неделю. Этот праздник – Суббота (на иврите шабат – ). Почему мы говорим, что Суббота – главный праздник?
Во-первых, праздник – это "нерабочий день", день отдыха. Еврейская традиция запрещает работать в праздник (см. "Запрещенные работы"), а самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу.
Во-вторых, в случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется "в сторону" субботы, а посты (кроме Йом-Кипура) переносятся на другой день.
В-третьих, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что шабат – это точки "выравнивания" всего еврейского народа в изучении Торы. Во всех общинах принято проводить в субботу коллективные уроки изучения Письменной и Устной Традиции.
Все вышесказанное подчеркивает "техническое" значение субботы в еврейской жизни. Но возникают вопросы: в чем духовное (а не техническое) значение этого праздника? Откуда евреи знают о субботе? Как отмечают этот праздник? И т. д.
Вопросы для повторения
Почему говорят, что "Суббота -главный еврейский праздник"?
Суббота упоминается в Торе неоднократно, но есть два отрывка, которые служат основным указанием на заповедь субботы.
В книге "Шмот" (20:8-11) сказано: "Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней трудись, делай всякую работу; а в седьмой день - остановись и посвяти Шабат Всевышнему, твоему Б-гу: не делай никакой работы - ни ты, ни сын твой и ни дочь твоя, ни работник твой и ни работница, ни скот твой и ни пришелец, который поселится у ворот твоих. Ибо Всевышний шесть дней создавал небо, землю, море и все, что в них - а в седьмой день установил покой; в память об этом благословил Всевышний Субботу и освятил ее".
А в книге "Дварим" (5:12-15) написано так: "Что является источником празднования Субботы?
Храни день субботний, чтобы освящать его, как заповедал тебе твой Б-г - Всевышний... чтобы отдохнул и ты, и работники твои. Помни, что был ты рабом в Египте, но Всевышний, Б-г твой, вывел тебя оттуда... в память об этом приказал тебе Б-г твой, Всевышний, праздновать Субботу".
Вопросы для повторения
Итак, перед нами – два указания; оба говорят о соблюдении Шабата, оба содержат приказ Всевышнего – но между ними есть разница.
Прежде всего, отрывки указывают на связь Субботы с разными событиями. Первый отрывок связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота – и сам Творец прекратил работу. Второй отрывок напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности.
Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй – на его национальное значение, постоянное напоминание еврейскому народу о сущности его уникальной истории. В связи с этим можно отметить, что в другом месте книги "Шмот" (31:16-17), где речь идет о принятии евреями заповеди Шабат на все поколения, Суббота называется двояко: "знак вечности" (о глобальном событии – сотворении мира) и "вечный союз" (между Всевышним и сыновьями Израиля).
Есть соответствующая разница и в том, как сформулированы эти указания: первый отрывок начинается словом "помни" – помни о том, что даже Всевышний прекратил работу в Субботу после шести дней творения, а второй – словом "храни" – храни Традицию, полученную на горе Синай после выхода из Египта. Слова "шамор ве-захор" (), означающие на иврите "храни и помни", стали символом двойной задачи, возложенной на еврея в Субботу.
Чтобы сохранить Субботу, еврей не работает в этот день – он отдыхает, и Суббота называется йом менуха () – "день отдыха". Чтобы помнить, нужно изучать Тору и создать в этот день в своем доме и в своих мыслях особую, субботнюю, атмосферу; поэтому традиция называет Субботу также йом кдуша () – "день святости". Святость и отдых – две составляющие Субботы, самого великого еврейского праздника; без выполнения одной из них (например, размышляя о творении и не прекращая работать – или, наоборот, проспав всю Субботу, не работая) еврей не выполняет заповедь Субботы.
Вопросы для повторения
В чем состоит "двойственность природы" Субботы?
С какими указаниями в Торе и с какими событиями они связаны?
Как это отражается в названиях Субботы?
Итак, в субботу запрещено работать. А что значит "работать"? Является ли работой, например, приготовление пищи, написание письма, чтение книги, поездка на машине, уход за детьми и т. д.? Трудно ответить сразу!
В иврите есть два слова – "авода" () и "мелаха" (), которые переводятся на русский язык как "работа". Но смысл их различен. В чем же заключается разница между ними?
Прежде всего, есть разница грамматическая. Эта пара слов грамматически (на иврите) близка к другой паре, на этот раз – диаметральных противоположностей: "авода" () – к "эвед" (), то есть "раб", а "мелаха" () – к "мелех" (), то есть "царь".
Соответственно словом "мелаха" называется "царская", то есть творческая работа – такая, в которой есть элемент творчества, создания чего-то принципиально нового. Слово "авода" относится к работе не творческой, "рабской". Что же запрещено в Субботу – авода или мелаха?
Поскольку Суббота напоминает нам о творении мира, речь идет о "мелаха". Именно такая работа, в которой есть элемент сотворения – огня, текста, дома, одежды – запрещена в Субботу.
Давайте сравним теперь, например, следующие работы:
– зажигание огня (или электричества);
– написание текста;
– перенос (внутри квартиры) тяжелого стола для субботней трапезы;
– пешеходная прогулка по городу.
Конечно же, зажечь лампочку или написать письмо – физически гораздо легче, чем перенести стол. Однако, в перенесении стола нет ничего творческого. Это – типичная "авода". А вот зажигание нового источника света – это, несомненно, создание чего-то нового; также и написание текста – вообще говоря, творчество. Так что первые две работы – мелаха, а две последние – авода.
Таков общий принцип, на котором основаны традиционные установления запрещенных в Субботу работ. Перейдем к частностям.
Вопросы для повторения
Какие слова есть в иврите для обозначения работы?
Какое из них означает работу, запрещенную в Субботу? Почему?
Ковчег Завета (реконструкция) |
Еврейская традиция разработала точные законы для определения, что именно является "работой" (мелаха), запрещённой в Субботу. В основе их – список 39 видов "основных работ" (авот мелаха – ), приведенный в Мишне (трактат "Шабат" 7,2). Откуда появился этот список?
С одной стороны, святость Субботы связана с творением мира. Мы прекращаем работать в Субботу, так как это сделал Всевышний при сотворении мира. С другой стороны, Суббота связана с выходом из Египта. Что же символизировало связь с вечностью мира у евреев в период Исхода?
Как мы знаем, после выхода из Египта евреи не сразу пришли в Эрец-Исраэль – они вынуждены были блуждать по пустыне 40 лет. Всевышний приказал евреям построить в пустыне Скинию Завета (мишкан – ), которая должна была стать прообразом Храма: "Сделайте мне святилище, и Я буду пребывать среди вас. Как все, что Я объясню тебе [сейчас] об устройстве Скинии и всех его деталей - так в точности сделайте" ("Шмот", 25:8-9).
Строительство Скинии было главной – а точнее, единственной – крупной работой, которую выполнял весь еврейский народ. В книге "Шмот" подробному описанию того, как должна быть построена Скиния, посвящены почти целые главы "Трума", "Тецаве" и часть главы "Тиса". Но и при всей огромной важности этой работы евреи приостанавливали ее в субботу, о чем мы читаем там же: после окончания деталей устройства Скинии и связанной с ней службы Всевышний говорит:"Шесть дней пусть будет делаться работа, но на седьмой день [будет] Субботний покой, посвященный Всевышнему...ибо шесть дней создавал Всевышний небо и землю, а на седьмой день - прекратил работу и отдыхал..." ("Шмот", 31:15,17). Итак, все виды работ, производимых во время постройки Скинии, запрещены в субботу.
Поэтому традиция и берет эти работы – необходимые для строительства Скинии и изготовления предметов для службы в нем – за основу для составления списка 39 "основных работ", запрещенных в Субботу. Рассмотрим этот список (не полностью и не соблюдая порядок, в котором он приведен в Мишне).
Прежде всего:
Запрещено само строительство – а с ним и разрушение построенного (ведь намеренное разрушение обычно связано с тем, чтобы построить на месте разрушенного что-то другое, лучшее).
Запрещено разжигание огня и его тушение.
Запрещено все, что связано с написанием текста (включая стирание написанного для того, чтобы написать текст заново), а также все связанное с изготовлением пергамента (на котором писали в то время): от охоты до выделки кожи.
Многие части Скинии (и Храма) были матерчатыми; кроме того, необходимо было изготовить специальные одежды для коhаним, проводивших службу. Поэтому в список включено все, что связано с изготовлением материи и одежды: от стрижки овец до кройки и шитья.
В Храме стоял позолоченный стол, на котором должен был лежать хлеб – поэтому в субботу запрещены практически все сельскохозяйственные работы: нельзя пахать, сеять, молотить, вязать снопы… и, разумеется. нельзя выпекать хлеб.
В субботу нельзя также заканчивать какое-либо начатое раньше (не в субботу) дело – Мишна называет эту работу "(последний) удар молотка".
Наконец, в субботу нельзя переносить предметы из частного владения в общественное и наоборот.
Разумеется, для детального понимания, что запрещено, а что разрешено делать в субботу, недостаточно прочитать список в Мишне. Каждый из запретов требует подробного разъяснения.Рассмотрим, например, перенесение предметов. Шляпа на голове – перенесение или нет? А ключи в кармане? И что такое частное владение: два брата, живущие в соседних комнатах, – могут ли они в субботу перенести продукты из одной комнаты в другую?.. Очевидно, что число таких вопросов бесконечно, и еврейская традиция сохранила правила, которые дают ответы на них.
Прежде всего, у каждого из 39 видов основных работ есть "следствия" – на иврите "толада" (), что буквально означает "порождение". "Следствие" – это работа, цель которой совпадает с целью основной работы или подобна ей, и поэтому она также запрещена в Субботу.
Например, есть запрет на "посевные работы". Это – "ав млаха", у которого есть "следствие": запрет на полив поля или сада, так как цель орошения та же, что и у посева – выращивание растений.
Другие примеры: запрет на перенесение из частного владения в общественное и обратно приводит к запрету переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше минимального (около двух метров); запрет на зажигание огня – к запрету на перенесение источника огня; все, что связано с отделением части тела живого существа (например, бритье и подстригание ногтей) имеет ту же цель, что и основная работа – стрижка овец – и поэтому запрещено в субботу и т. д.
Вопросы для повторения
Что такое "основные работы"?
Сколько их?
Как их список связан с творением мира и с выходом из Египта?
Что такое "следствия из основных работ"? Приведите примеры.
Традиция запрещает производить в субботу "будничные" действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести:
– все связанное с денежными расчетами;
– все связанное с повседневной работой;
– все разговоры на "будничные" темы.
В связи с этим в традиции имеется специальный термин для обозначения предметов, предназначенных для совершения будничных действий (и не предназначенных для субботы) и поэтому запрещенных к использованию в субботу – мукцэ (). К их числу относятся, например:
– кошелек, спички, пишущая машинка, телефон, расписание поездов;
– ножницы, автомобиль, компьютер, молоток, краски;
– все, предназначенное для купли-продажи или связанное с ними;
– все, вызывающее отвращение (грязное, негодное к употреблению и т. д.)
Вопросы для повторения
Какие будничные действия запрещены в Субботу?
Что такое "мукцэ"?
Субботняя плата |
Материальный мир, в котором мы живем, сильно изменился с тех пор, как евреи вышли из Египта. Только за последний век в мире появилось огромное множество электроприборов, новые средства транспорта, связи, компьютеры и т. д. Изменился и сам ритм жизни. Поэтому многие спрашивают: возможно ли соблюдать субботу в современных условиях?
Миллионы евреев, соблюдающих сегодня субботу, самим этим фактом дают ответ на вопрос: да, возможно. Более того – сегодня это сделать легче, чем было когда-либо: именно появление большого числа новых приборов (например, термосов, холодильников и т. д.) облегчило выполнение субботних законов.
Да, в субботу запрещено разжигать огонь и тушить его. Нельзя включать и выключать электрические приборы. Однако, если прибор был включен до наступления субботы, – это меняет дело. Поэтому:
– для разогрева пищи используют специальные нагревательные электроплитки – "субботняя плата", которые включаются перед наступлением субботы и на протяжении всей субботы сохраняют тепло (в Израиле, например, практически все кухонные печи-плиты продаются со встроенным вовнутрь механизмом "субботней платы");
– электрическая лампочка, включенная до субботы, может гореть всю субботу и освещать квартиру, дом, двор или улицу;
Шеон-шабат |
– если необходимо, чтобы лампочка горела только в нужное время, используют специальные субботние часы ("шеон-шабат" – ) – реле, включающее и выключающее электрический ток в определенные (заданные заранее) моменты времени; тем самым можно заранее выбрать, когда и на какой промежуток времени будут включены в субботу свет (а также нагревательные приборы, кондиционер и т. д.); сегодня в Израиле часто при постройке нового дома квартиры снабжаются одним или двумя такими "субботними часами";
– в некоторых государственных учреждениях и гостиницах Израиля используется "субботний лифт" – лифт, движение которого (подъем, спуск и остановка на этажах) происходит автоматически, без активного участия человека (нажатия кнопки и т. п.).
Разумеется, во всех этих примерах речь идет о предметах, нужных для соблюдения субботы. Нельзя, например, заранее включить телевизор, чтобы смотреть его в субботу.
Существуют также многочисленные автоматы для выполнения сельскохозяйственных работ в субботу (например, для доения коров, так как недоенная корова испытывает тяжелые физические мучения) и т. д. В Израиле разработкой такой аппаратуры занимаются многие предприятия – в частности, научно-исследовательский институт "Цомет", занимающийся "субботними" и другими "hалахическо-технологическими" проблемами.
Вопросы для повторения
Какие современные (появившиеся в 20-м веке) технические средства, для соблюдения Субботы, вы знаете?
Один из самых существенных с практической точки зрения субботних запретов (наряду с включением/выключением электроприборов и зажиганием/тушением огня) – это запрет переносить предметы на территории "общественного владения" (например, улицы населенного пункта). Понятно, что это сильно ограничивает человека в субботу: нельзя выйти из дома, когда в твоем кармане – ключи или платок; нельзя принести в синагогу молитвенник или талит и т. д. – одним словом, ничего, кроме одежды на человеке, не может быть вынесено из дома и внесено в другой дом. Однако в тех местах, где проживает много евреев, они могут договориться и обнести весь город (или его район, или квартал, или несколько дворов) общей оградой – забором или проволокой, натянутой на столбах.
Возведение такой ограды называется эрув хацерот () – "объединение дворов". Такая общая ограда превращает всю территорию внутри нее в одно "общее владение" для субботних нужд, и внутри эрува можно переносить любые предметы – разумеется, кроме запрещенных в субботу.
Практически сооружение эрува в размерах целого города возможно сегодня только в Израиле, где за это ответственен Главный Раввинат, или в тех городах еврейской диаспоры, где существует достаточно сплоченная еврейская община.
В Израиле эрув существует вокруг каждого населенного пункта, в котором есть еврейское население – даже немногочисленное (как, например, в Хевроне) – включая военные базы и молодежные кемпинги. Иногда существуют также совместные эрувы для двух или более расположенных рядом небольших населенных пунктов (Гинот-Шомрон с Карней-Шомрон; Алон-Швут, Кфар-Эцион и Рош-Цурим; район Гуш-Катиф).
В некоторых местах еврейского рассеяния существуют небольшие районы (размером с квартал или небольшой городок), населенные практически исключительно соблюдающими субботу евреями. Эти районы, как правило, также имеют собственный эрув. Кроме того, иногда свой эрув сооружают еврейские гостиницы и молодежные лагеря. В некоторых крупных городах США местными раввинатами также создан эрув вокруг всего города.
Вопросы для повторения
Что такое "эрув хацерот"?
С каким субботним запретом он связан?
Какую территорию он может охватывать?
Зададим странный, на первый взгляд, вопрос: можно ли нарушить запрещение работать в субботу так, что это не будет нарушением? Есть одна ситуация, когда ответ – положительный. Речь идет о "пикуах нефеш" () – угрозе человеческой жизни.
Еврейский закон гласит: жизнь человека – высшая ценность; ради спасения ее еврей обязан "нарушить" субботу, если потребуется: например, зажечь огонь, чтобы приготовить пищу для больного, или отвезти его на машине в больницу и т. д. И тогда это будет не "нарушение", а соблюдение субботы, ибо "пикуах нефеш" – это один из важнейших принципов Торы, соблюдать который надо и в Субботу. Поэтому в случае опасности для человеческой жизни надо как можно скорее выполнить для спасения этой жизни работу, обычно запрещенную в субботу; кроме того, надо сделать все возможное, чтобы такая опасность не возникла. Эта обязанность возлагается на тех членов общины, которые лучше других смогут выполнить такую работу.
Основываясь на этом принципе, в Государстве Израиль (где, как мы уже говорили, суббота – государственный выходной день) по субботам работают почти все основные медицинские учреждения, силы безопасности (функция которых – также спасение человеческих жизней), армия, полиция; а также некоторые другие государственные службы.
Вопросы для повторения
Что такое "пикуах нефеш"?
Какие государственные службы работают в Субботу в Государстве Израиль?
После всего того, что мы учили о субботних запретах, может сложиться впечатление, что сущность субботы – запреты: не делай того, не делай другого. Но вспомним: мы говорили, что суббота – это не только день отдыха, но и день святости. Особая, праздничная, субботняя атмосфера, атмосфера праздника духа – вот что ощущает еврей, проводя субботу.
Во все времена повседневная жизнь человека была связана с заботой о пропитании, с работой, денежными расчетами, необходимостью быть в постоянном напряжении, не оставляющем времени для того, чтобы задуматься о чем-то, кроме будничных проблем. Несмотря на развитие технологии, и сегодня ситуация не изменилась; увеличились также прежде малоизвестные явления: стрессовые напряжения, информационное давление и т. д. Суббота же приходит к еврею и говорит: остановись, не беги, один день посвяти тому, чтобы подумать: что же действительно важно в твоей жизни? В этот день человеку дана уникальная возможность подумать о самом себе и о своем месте в мире, об отношениях с близкими и друзьями, о мироздании, о Торе и о Всевышнем.
В этот день не существует ни радио, ни телевидения, ни телефона, ни машин, ни футбольных страстей, ни биржевых курсов – зато можно прийти на самые интересные уроки Торы. Суббота – это праздник для семьи, когда каждая семья может собраться за одним столом и вместе праздновать этот удивительный день.
Вспомним то, что мы говорили раньше о символах праздника (см. главу "Общий обзор"). Все это, прежде всего, относится к субботе.
Перед субботой убирают квартиру (квартира должна выглядеть празднично; в частности, надо не забыть заранее выкинуть мусор) и заканчивают все дела, начатые до того. В субботу принято переодеваться в праздничную одежду (важно, чтобы она отличалась от будничной). Обеденный стол (достаточно большой, чтобы вокруг него смогла провести трапезу вся семья) накрывается праздничной скатертью, готовится праздничная еда, ставится лучшая посуда, халы, кубок и бокалы для вина; на видном месте ставятся субботние подсвечники. Отключают телефон, телевизор и другие не предназначенные для субботы приборы. Если нужно, настраивают и включают "шеон-шабат".
Наконец, приступают к выполнению первой заповеди, связанной с Субботой: хозяйка дома, а за ней и другие присутствующие женщины зажигают субботние свечи (если в доме нет женщины, это делает мужчина). Это надо сделать обязательно до захода солнца. После произнесения благословения на зажигание субботних свечей все поздравляют друг друга с началом субботы, говоря: "Шабат шалом!". Суббота началась.
Вопросы для повторения
В чем состоит подготовка к Субботе?
В синагоге в этот вечер – специальная субботняя молитва, которой предшествует "Кабалат Шабат" () – "Встреча (получение) субботы". Основная ее часть – псалмы, которые читают или поют все молящиеся.
После шести псалмов (соответствующим шести рабочим дням недели) все поют "Леха доди…", гимн состоящий из девяти четверостиший, посвященный встрече субботы. "Леха доди" был сочинен в 17-м веке в Цфате р. Шломо hа-Леви Алькабецом (кстати, это – одно из самых последних "добавлений" в молитвеннике). Слова "Леха доди ликрат кала" () перед каждым из четверостиший означают "Иди, друг, навстречу невесте", так как традиция уподобляет встречу еврейского народа с Субботой встрече жениха с невестой. "Леха доди" начинается словами "шамор ве-захор…" (см. начало этого параграфа о двойственной природе субботы). Последнее из четверостиший все поют стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу.
После встречи субботы читают субботнюю вечернюю молитву. Принято, что между "Кабалат Шабат" и вечерней молитвой кто-нибудь из членов общины говорит краткий комментарий, связанный с недельной главой или, наступающими праздниками и т. п.
После окончания молитвы все поздравляют друг друга "Шабат шалом!" и возвращаются домой.
Итак, вся семья дома и садится за стол. Поют "Шалом алейхем, малъахей hа-шарет…"- "Мир вам, ангелы субботней службы... Войдите с миром, благословите нас миром и идите с миром..."; затем – "Эшет хаиль…" ("Жена праведная...") – отрывок из "Мишлей" (одна из книг ТаНаХа), представляющий собой гимн еврейской женщине – хозяйке дома – и уподобляющий ее Торе.
Глава семейства произносит Кидуш (см."Символы праздника" в главе "Общий обзор") над бокалом виноградного вина (или сока).
Кидуш содержит два благословения: на вино и на субботу и состоит из двух частей. Первая содержит отрывок из Торы, который говорит о сотворении мира. Во второй, в частности, сказано о выходе из Египта, что напоминает нам о двойственной природе Субботы.
Перед трапезой родители благословляют каждого из детей особым благословением.
После омовения рук произносится благословение на хлеб. Принято положить две халы на стол еще до Кидуша, накрыть их специальным покрывалом (или салфеткой) вместе с солью и открыть перед благословением на хлеб.
Во время субботней трапезы принято есть что-то праздничное, что обычно не едят по будням, и петь субботние песни. Принято также, что кто-нибудь из детей рассказывает комментарий на недельную главу, а глава семьи отвечает (как может) на вопросы детей, связанные с этой главой.
Вопросы для повторения
Как проходит субботний вечер?
Утренняя молитва в субботу включает в себя, как мы уже говорили (см."Символы праздника"), чтение всего текста недельной главы по свитку Торы и hафтары (отрывка из ТаНаХа), а также дополнительную молитву – "мусаф".
Кроме вечерней, проводят еще две трапезы: утреннюю (после утренней молитвы) и полуденную (ближе к окончанию субботы). Утренняя трапеза начинается с утреннего Кидуша и благословения на халы.
В течение всего дня, встречаясь, евреи приветствуют друг друга, говоря "Шабат шалом!". Очень важно часть субботы посвятить изучению Торы, если можно – вместе с семьей.
Вопросы для повторения
Какие дополнения включает в себя утренняя молитва в Субботу?
Как приветствуют друг друга в Субботу?
С завершением Субботы, читают вечернюю молитву. Суббота закончилась, но евреи не торопятся: чтобы подчеркнуть отличие субботнего мира от будничного, субботу "отделяют" от предстоящих будней. Это "отделение" на иврите называется "hавдала" (); оно включает в себя несколько благословений, произносимых над бокалом с вином, источником огня и источником приятного запаха (все это символизирует проводы субботнего мира).
После hавдалы все поздравляют друг друга "Шавуа тов!" () – "Доброй недели!". Это поздравление принято произносить, встречаясь с кем-либо после субботнего вечера.
Многие также проводят после этого вечернюю трапезу "Мелаве Малка"
() – "Проводы Царицы" (то есть Субботы), во время которой принято петь "hавдальные" песни.
Вопросы для повторения
Чем заканчивается Суббота?
Вопросы для повторения темы
Почему Суббота – главный еврейский праздник? В чем это проявляется?
Какова роль Субботы в еврейской истории и в еврейской семье?
Какие места в Торе – источники заповеди о Субботе?
В чем разница между ними?
Что такое "шамор ве-захор"?
Как Традиция называет Субботу?
Что такое авода и млаха? Какая между ними разница?
От каких однокоренных слов они происходят?
Что из них – работа, запрещенная в субботу?
Из каких основных видов запрещенных работ мы делаем выводы о запретности той или иной работы в Субботу?
Как они называются? Сколько их? Откуда мы знаем этот список?
С чем он связан и почему именно эти работы являются определяющими?
Какие виды работ, не включенные в список основных, также запрещены в Субботу?
Что такое "мукцэ"? Приведите примеры.
Какие современные изобретения помогают выполнять субботние запреты?
В каком случае можно и даже нужно "нарушить" субботние запреты?
Что такое "Эрув хацерот"?
Как готовятся к субботе?
Что должно быть на субботнем столе?
Что делают перед вечерней субботней трапезой?
Как приветствуют друг друга, встречаясь в Субботу и по окончанииСубботы?
Чем заканчивается Суббота?
авода | |
авот мелаха | |
hавдала | |
йом кдуша | |
йом менуха | |
Кабалат Шабат | |
Леха доди… | |
Мелаве Малка | |
мелаха | |
мишкан | |
мукцэ | |
пикуах нефеш | |
шабат | |
шамор ве-захор | |
шеон шабат |
|
толада | |
эрув хацерот |