Введение 1
Любое описание процессов, происходящих в духовных мирах, запрещено представлять как действие сил, обладающих какими-либо свойствами материи: вес, цвет, объем, временные рамки. Духовный мир не постигается напрямую, но с ним можно как-то соотнестись, пробудив в своей душе реакцию на знакомые ей одной понятия, выходящие за рамки определимого даже в самых абстрактных терминах или представляемого в самых отвлеченных образах. Наши мудрецы, говоря обычными словами о высоких мирах, полагают, что ученик воспримет их как термины и правильно осмыслит их в данном контексте. Так, например, расстояние в духовных мирах измеряется подобием, и подобные оказываются близкими. А различные по своим свойствам – далекими. Быть раньше означает быть причиной, а быть позже – быть следствием, круг – замкнутость на себе и самодостаточность, прямая – желание давать. При чтении книги Зоар следует иметь в виду, что упоминание материальных объектов – создание образа, позволяющего осмыслить процессы в духовных мирах, направленные на претворение в жизнь желания Создателя.
Текст книги Зоар Берейшит (1)
В начале раскрытия желания Царя жесткая искра совершила прорезание в Высшей Чистоте и вышла она из скрытого в сокрытом, из тайны Бесконечности" (букв. "отсутствие конца", русский эквивалент – "бесконечность"). Она не обладала определенной формой и была вдавленной в круг (в центр круга), который не был ни белым, ни черным, ни красным, ни зеленым и вообще не был какого-либо цвета. Когда (этой искрой) были отмерены уровни, (пространства круга) были созданы оттенки цвета, чтобы освещать внутри (пустого пространства). Внутри искры стал бить источник, который окрасил всеми оттенками вниз),он появился при движении потока света сверху вниз). Скрытое в сокрытии из тайны Бесконечности (проявив себя через искру) раскололо и не раскололо (все пространство вокруг искры).
Введение 2
Описание возникновения мира начинается с появления первой точки. И она определяет все. Ее размеры определяют силу желания света войти в нее. Она – пустота, которую, свет стремится заполнить. Стремление определяет силу давления света на точку, а, следовательно, и силу отталкивания и расстояние, на которое отбрасывается этот свет, прежде чем начинает возвращаться. Свет, существующий до появления точки, называется "бесконечный свет" (ор эйнсофи). Ему не присуще движение, не присущи никакие характеристики, хотя он и содержит в себе все то движение и ту множественность, которые проявятся в дальнейшем в мирах. Он органически совмещает в себе все противоположности. Он бесконечен, а, значит, и скорость его бесконечна. Движение с бесконечной скоростью эквивалентно покою во всем пространстве, которое можно рассматривать как точку света. Свет – стремление давать или, что то же самое – стремление выразить себя. Изначально не существует ничего, кроме стремления давать. Но, поскольку, оно описывается как свет, оно должно быть устремлено куда-то. Следовательно, существует и стремление получать. Но оно слито с самим светом, потому что оно идеально – оно представляет собой стремление получать не ради себя. А, следовательно, у него та же самая причина, что и у стремления давать. Поскольку причина является определяющей, то оба желания в бесконечном свете оказываются, слиты в одно единое, простое и неразделимое целое. Луч света – постепенное приближение к свойствам сосуда, или – постепенное потемнение света. Точка без света – преграда. Точка без света – диаметрально противоположна свету. Точка без света – пустота, а так же – желание заполнит эту пустоту. Желание возникает из-за того, что свет когда-то был в этой точке, и теперь ощущается недостаток, так как он не исчез до конца, а проникает из другой плоскости бытия. Стремление давать обрушивается на эту точку, а она не принимает ничего. Она не способна вместить в себя свет, потому что ее свойство – брать, не давая ничего (после того, как она уже выделилась из света и стала самостоятельной). А взять свет – это, значит, впустить его в себя и самому стать немного светлее. Черная точка не способна быть светлее. Есть у нее только один выход из положения – брать не для себя, а для того, чтобы доставить удовольствие дающему. Поскольку в духовном мире определяющей является причинность, то желание брать не для себя превращается в желание давать, точка по своей природе становится ближе к свету – желанию давать – или – становится светлее, приближается к свету и одновременно – к его источнику. Но этого не происходит на уровне самой точки из-за изначального желания сотворить мир. Абсолютная жесткость и отсутствие внутренней реакции называется "жесткость четвертой степени". О ее природе не говорят. Ее возникновение – данность. Ее исправление – последнее исправление, завершающее исправление мира. Свет, в котором появилась первая точка, называется "Высший свет" (ор эльйон). Точка представляет собой первое творение. Сотворить – выделить из себя. Это первая и единственная деталь, на первом этапе отличающаяся от окружающего ее света. Бесконечный свет не принимает никаких изменений. Он не существует вместе с ними. Он остается в другой плоскости, становится неощутим на уровне точки и пространства вокруг нее. После появления первой точки, но пронизывает все, подобно нейтрино, который невозможно поймать, но который проходит сквозь материю любой толщины. Это характерно для света любой силы: когда возникает материя более грубая, чем та, с которой он способен контактировать, он "перестает замечать ее" и как бы уходит в другую плоскость бытия, т.е. сам на этом уровне становится несуществующим, так как нет инструментов его восприятия. Ведь восприятие может возникнуть только при взаимодействии. Свет, ушедший в другую плоскость продолжает пронизывать все, дает всему жизненные силы и определяет все процессы, но сам становится неощутим. Можно представить себе листы бумаги, положенные один на другой – на каждом из них свой рисунок. С той лишь разницей, что плоскости бытия светятся, и свет нижних пронизывает все положенные на него листы. Это свечение соответствует всему тому, что воспринимается подсознательно из-за отсутствия сосудов, позволяющих воспринять этот свет. Понятие "высший свет" (ор эльйон) возникает в момент появления точки. Высший свет (ор эльон) соотносится с точкой. Он находится в той же плоскости бытия, что и она, их силы и плотность соизмеримы. Он хочет пробиться внутрь и отталкивается от точки с определенной силой, которая отбрасывает его на расстояние, определенное размером точки. Какой бы ни была точка, соотношение ее размера и области вокруг нее будет всегда одинаковым. Оно определяется мировой константой – соотношением самого большого и самого маленького размеров. Дойдя до предела Высший свет (ор эльон) начинает возвращаться. Этот процесс происходит вне времени, поскольку на уровне одной точки невозможно говорить о временном или пространственном разделении. Свет постоянно утекает и притекает – похоже на движение одновременно в двух направлениях. Это движение статично из-за его вневременного характера. Оно определяет статику пространства. Вокруг точки как бы мгновенно возникают различные уровни.
Комментарий
В начале раскрытия желания Царя жесткая искра совершила прорезание в Высшей Чистоте…" (См. перевод на иврит Сулам Берешит, 1а) В начале раскрытия желания Царя Возникновение Б-жественного желания сотворить мир – камень преткновения для философских школ. Б-г – совершенство, а наличие какого-то бы ни было желания указывает на недостаток. Поэтому для философских школ – материя не возникает из ничего, а вечно существует в хаотичном состоянии, а дух (некоторая вечная субстанция) ее преобразовывает. Для Платона "дух" – множество изначальных идей, сводящихся к одной, для Аристотеля – одна первичная идея. Позиция Торы (представленная Рамбамом в Морэ невухим) такова: желание творить добро – неотъемлемая часть Высшей Сущности, ибо добро не существует без того, чтобы творить добро. Ошибка философов заключается в том, что они неверно представляют понятие "совершенство". Оно для них ограничено: все достигнуто, некуда развиваться, и поэтому все статично и замкнуто. На самом деле абсолютное совершенство динамично, оно постоянно выходит на новые уровни совершенства (иначе оно будет совершенством ограниченным, а не обсолютным). Но как же оно может стремиться к чему-то, когда оно должно быть лишено всяких недостатков? Маараль говорит: "Предмет находится там, куда он движется". Так и неограниченное совершенство: оно достигло того, к чему оно стремится. Это выше человеческого понимания на уровне логики, но, включив свое воображение, можно себе представить. Поэтому великое желание содержится в бесконечном свете, который движется с бесконечной скоростью к той цели, которую он уже достиг.
Раскрытия
Желание извечно, но "в какой-то момент" оно начинает раскрываться. В какой именно момент и почему именно в этот момент – так же является неразрешимым для философских школ вопросом, которые, будучи не в состоянии ответить на него, отказываются (как Платон и Аристотель) от идеи сотворения мира и предпочетают модель вечносуществующей материи, отвергнутую современной наукой. Ответ Рамбама в Море Невухим: пока нет начала – нет времени и говорить об определенном моменте времени нет смысла. желания Б-жественное желание одно: дать благо своим творениям. Оно заключено в бесконечном свете и уже достигнуто. Царя Того,Кто беспрепятственно может претворить в жизнь Свое желание. искра Искра – самостоятельный источник света, который когда-то был частью глобального источника света, но оторвался от него. Речь идет о том, что первая точка представляется самостоятельной, сама заключающей в себе силы своего существования. Но, на самом деле, ее самостоятельность кажущаяся: она пронизана светом предыдущей ступени, который поддерживает ее существование и определяет все ее свойства. При этом он не проявляет себя, оставаясь несуществующим (непостижимым) на уровне бытия первой точки. жесткая искра не позволяющая внешнему свету проникнуть внутрь ее. Он отталкивается от нее и откатывается назад, как волны от камня. совершила прорезание Точка рассматривается как нечто активное, так как она препятствует прохождению света, и само ее появление становится причиной начала всех последующих процессов. Постоянно притекающий к точке свет, стремящийся войти в нее, называется "ор эльон – высший свет". До начала образования точки свет назывался "ор эйн соф". "Чистота" в духовном плане – реализованность потенциалов. Бесконечный свет реализует все свои потенциалы внутри себя – его желание давать благо тут же удовлетворяется. Свет, в котором существует точка, не может реализовать все свои потенциалы – сила точки не позволяет ему проникнуть внутрь ее. Доказать, что понятие нечистоты связано с утратой потенциалов можно в Высшей Чистоте Понятие "высшее" предполагает наличие чего-то низшего. Бесконечный свет нельзя назвать "высшей чистотой" – все его характеристики – бесконечны. "Высшим" (эльйон) свет становится после появления первой точки, определяющей "низ". В данном случае важно понятие "чистота". Свет из абсолютно чистого превращается в свет "высшей чистоты". Т.е. появление точки отразилось прежде всего на "чистоте" света, которая перестала быть абсолютной: свет не может прорваться в точку и удовлетворить скрытое в нем желание давать: точка не принимает его. и вышла она Обрела свои свойства, отличные от света. На этом этапе не говорят о полном отделении. Появление точки инициируется не ей самой и пока еще не существует самостоятельного желания. Изначально она "находилась в свете. Но там по своим свойствам она полностью совпадала с его свойствами – желание присваивать было идентичным желанию давать за счет того, что оно было желанием брать не для себя. А для того, чтобы доставить удовольствие другому. Стремление выйти продиктовано стремлением вернуться. Возвращение будет не только исправлением, но и новым сближением света и точки, которая изначально была в свете и была бесконечно близка к нему.
Из тайны Бесконечности
Точка сама по себе конец, и до ее появления не существует конца. Бесконечность – непостижима, постижение начинается с того момента, когда появляется точка и все, что подвергнуто ограничению, связанному с ней может быть постигнуто, а то, что до нее – принципиально не может быть постигнуто.
Она не обладала определенной формой
Точка – основа для всех форм, которые возникнут, или – для всех видов желания, которые возникнут в мире. Все существующее – выражение желания присваивать, обретающего разные конкретные формы. На уровне неживого мира – притяжение, на уровне растений – рост, на уровне животных – поглощение, на уровне человека – подчинить других своей воле. Буква Йод в алфавите символизирует первую точку. Небольшой шпиц над ней указывает на то, что она откуда-то происходит, и что-то ей предшествует, а дуга, начинающая разворачиваться из нее, указывает на то, что из нее происходит все существующее. Из букв, входящих в название буквы йод – йод, вав, далет складывается слово дьйо – чернила. Она – чернила, которыми пишется план мира. Все буквы, сама Тора и все формы существования – ее развертка. Она похожа на пластилин, из которого можно вылепить все. Современная наука придерживается мнения, что весь мир образовался из одной точки в результате взрыва. О том, откуда появилась точка, с научной точки зрения, невозможно сказать. С точки зрения Торы, она сотворена. Она – единственное творение "из ничего". Все остальное сотворено из этой точки путем придания различных форм. Придание формы – ограничение. На иврите форма – "цура". От слова "цар" – узкий. Т.е. придать форму и ограничить – понятия одного порядка. Точка в каком-то смысле бесконечна. Ее бесконечность в частности выражается в отсутствии конкретной формы.
Первая точка – изъян (неполнота силы бытия, заключенной в бесконечном свете)
Зоар не говорит о Бесконечности – источнике всех источников любого существования, которому нельзя дать определение. Даже его название строится по принципу отрицания: "эйн соф" – отсутствие конца: нет ограниченности, а что есть – неизвестно. Бесконечность всегда остается за пределами рассмотрения. Первый уровень, с которого начинается разговор – бесконечный свет: "ор эйн соф". Он так же непостижим, но само название "свет" указывает на какую-то динамику, какое-то стремление. Из него появляется первая точка. Но нельзя сказать, что она появляется в нем. Такое заявление привело бы к противоречию. Рассмотрим парадокс: может ли существовать точка на белом листе бумаге? Если может – то какой же он белый лист? Он не белый. Поэтому точка возникает из бесконечного света, но существует, окруженная высшим светом "ор эльйон". Бесконечный свет не соотносится с ней и продолжает свое независимое существование (См выше введение к этому комментарию). из скрытого в сокрытом Из точки, совпадавшей по своим свойствам со светом, "поглощенной" им. Все единое – непознаваемо, и потому – скрыто. Как точка была непознаваемой, так и свет был непознаваем. И вот теперь она выходит из "скрытого в сокрытом".
Вдавленной в круг
Невозможно возникновение чего-то одного. Всегда должна быть промежуточная, переходная область: начало – середина- конец. Если есть только начало и конец, они представляют собой полные противоположности без всякой связи друг с другом. Середина близка к началу и близка к концу и способна связать между ними. Сотворенный не может представлять полную противоположность Творящему – не будет пути взаимодействия между ними. Поэтому существует промежуточная область – круг – близкая к одному и к другому. Внешняя сторона круга близка к бесконечности, а внутренняя – к миру точки, с которой начинается ограниченный мир. Круг не один. Фактически возникает десять кругов, которые представляют собой разные степени жесткости точки. Они называются "десять сфер". Каждая из них в той или иной степени представляет собой препятствие для света. Точка в центре круга отталкивает весь свет. Это непрерывное отталкивание описывается как "вырезание углубления". Точка, которая больше похожа на дыру в материи, чем на пятно на белой бумаге, еще не оторвалась от света, породившего ее, и представляет единое целое с ним. Если бы она стала самостоятельной, то представляла бы собой пустое пространство по сравнению со светом, включающим в себя все существующее и всю силу бытия, но поскольку она не оторвалась от света, то она и пространство, образовавшееся вокруг нее, описываются, как некоторое углубление – изъян, выделенный из полноценного существования – наметившаяся пустота в пространстве. Круг Круг – производная от точки, иными словами, вид точки. Точка не способна принимать ничего. Круг способен принимать свет, однако по своей природе он стремится замкнуть его на себя и не передавать дальше. Такое свойство не может быть абсолютным – иначе он ничего бы не смог получить (тот, кто не умеет давать, не в состоянии получить), и круг какой-то свет пропускает через себя наружу. Круг – промежуточная субстанция между светом и точкой. Круги (не наполненные светом, притекающим из вне) называются сферы. Внутри искры стал бить источник, который окрасил всеми оттенками вниз, (цвет появился при движении потока света сверху вниз). Точка не принимает свет и отталкивает его. Она – причина рождения нового явления – возвращающегося (поднимающегося) света. Она – причина, а причина это – источник. Но свет, поднимаясь вверх, не может влиять – нижние уровни не влияют на верхние. И только при движении вниз (когда он возвращается к точке, как бы падая сверху вниз) он наталкивается на препятствия. Препятствия связаны со свойством сфер – их неспособностью полностью воспринять свет извне. Глобальный свет, теряя свою силу, обретает тот или иной цвет.
Скрытое в сокрытии
В скрытом есть скрытое – в непостижимом бесконечном свете – стремлении давать, скрыто стремление получать, к которому он устремлен. Без этого не было бы и стремления давать. Без этого не было бы и движения – света. Стремление получать идеально в бесконечном свете и "поглощено" им. Однако оно существует и само движение света (свет – динамичен) свидетельствует о его существовании. Движение света – постепенное выделение желания присваивать, как самостоятельного желания, которое впоследствии должно быть удовлетворено. Свет выделяет из себя точку, к которой он будет стремиться. До выделения этой точки его стремление и движение продиктованы внутренними причинами, заключенными в нем самом.
Раскололо и не раскололо
Пространство круга оказывается объединенным лучом, проходящим снизу вверх, но, в то же время оно разделено для луча, идущего сверху вниз и наталкивающегося на препятствия. При втором возвращении этого луча – вновь отброшенного и вновь возвращающегося – это разделение становится принципиальным: он не может двигаться напрямую после определенного уровня. Это объясняется тем, что, возвращаясь, первый раз, он еще не был ограничен влиянием точки – лишь в незначительной степени. При втором возвращении он ограничен гораздо сильнее и поэтому вступает во взаимодействие с теми уровнями, которые он раньше проходил беспрепятственно, как "рентгеновский луч". В тот момент, когда луч остановился и не смог двигаться дальше, точка расширила свою границу и мгновенно поднялась до уровня круга, где остановился луч. Иными словами, точка стала эквивалентна кругу, который проявил способность не пропускать свет. Но, поднявшись до уровня круга, верхняя граница точки начала опускаться вниз. Это объясняется тем, что, совместив свои свойства с кругом, точка оказалась способной принять свет. Но, начав принимать его, точка стала проявлять свои природные свойства и отдаляться от круга, одновременно поглощая свет.