385

Здоровые основы. Роль искусства с точки зрения Торы

June 28, 2003 Автор: рав Яаков а-Леви Фильбер - No Comments

   Еврейский народ, единственный среди всех языков и наций, объявивший о том, что учеба является главной обязанностью человека. "Каждый из сынов Израиля обязан изучать Тору". Эта обязанность распространяется на бедных и на богатых, на человека с крепким здоровьем и на страдающего от недугов, на молодого и на совсем старого, потерявшего силы. Даже если человек обеднел настолько, что живет на цдаку – милостыню, которую он собирает, обходя дома; даже если человек женат и у него есть дети (а значит, он отвечает не только за себя), – все равно он обязан выделить определенное время для изучения Торы как в дневное, так и в ночное время. Как сказано: "И ты должен размышлять о ней днем и ночью". Но чтобы размышлять о Торе, необходимо научиться понимать жизненные ситуации и уметь сопереживать.

   В своем введении к "Песни Песней" рав Кук писал: "Роль литературы заключается в том, чтобы раскрыть и сделать естественными и привычными для человека все те духовные понятия и принципы, которые изначально заложены в его душе… Даже первый этап развития личности нельзя считать завершенным, пока человек не обнаружит в самом себе все те здоровые основы эмоционального мира, опираясь на которые можно правильно понимать окружающую среду и давать верную оценку намерениям и поступкам людей". Далее рав Кук предлагает человеку очертить определенный круг интересов и ограничить себя в выборе книг: "Само собой разумеется, что следует прикасаться только к тем сокровищам мирового искусства, раскрытие которых наполняет воздух приятным запахом".

   Такое ограничение области интересов чуждо современному обществу, которое придерживается изобретенного им же самим принципа "свобода самовыражения". А когда ничем не ограниченная свобода выпущенных на волю инстинктов приводит к плачевным последствиям, идеологи современного общества вытаскивают из кармана другой постулат – "право общества знать", продолжая настаивать на том, что произведения искусства и литературы не могут быть ограничены никакими рамками. В соответствии с этой теорией каждый писатель, сценарист или скульптор имеет право распространять или выставлять на всеобщее обозрение плоды своего свободного творчества – как осмысленные и развивающие мысли и чувства, так и бессмысленные, пробуждающие самые низменные инстинкты, а читатель или зритель должен выбирать сам, что ему подходит, а что – нет.

  Подобной позиции в вопросе свободы творчества придерживается весь западный мир. Но позиция верующего человека, придерживающегося законов Торы, принципиально иная: как запрещено загрязнять окружающую среду опасными для жизни веществами, так же не следует наполнять мир произведениями "искусства", раскрывающими самые темные стороны души, связанные с низменными инстинктами человека.

  Однако существуют ли правила, позволяющие использовать искусство и литературу для развития мысли и чувств молодежи и одновременно избежать столкновения с неприятными явлениями, порожденными вседозволенностью, эгоизмом и ненавистью?

   Рецепт только один: направляющая рука родителей, педагогов и формирование общей высокой культуры, предполагающей наличие вкуса и умения выбирать.

   Хаим Нахман Бялик, выдающийся национальный поэт (к великому сожалению, оставивший в зрелом возрасте соблюдение законов Торы под влиянием идей просветительства), писал в 1920 году: "Загляните в театр любого большого города и посмотрите, чем пичкают там людей. Если даже вам удастся обнаружить уголок, в котором нашло убежище высокое искусство, во всех остальных местах натолкнешься на театры, которым даже трудно дать определение: то ли это пивнушки, то ли места, предназначенные для нецензурной брани, то ли сборище развратных людей… Каждый вечер туда стекается множество людей: молодежь, старики, женщины, девушки, дети – и погружают свои тела и души в удушливую атмосферу нечистоты, которая навеки отупляет их ум и сердце, глаза и уши, делает отвратительным запах из их уст. …Эти собрания предназначены специально для того, чтобы человек, однажды посетивший их, навеки превратился в животное".

  В Торе запрет смотреть, слушать или читать то, что портит душу, выражен словами: "И не тянитесь за вашим сердцем и за вашими глазами, за которыми вы ходите, чтобы развратничать".

Хаим Нахман Бялик