1143

Заметки о национальном раскаянии

November 5, 2005 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

 Более месяца прошло после завершения разрушения 25 поселений Гуш Катифа и Северной Самарии. Несмотря на то, что Йом Кипур уже позади, для существенной части израильского общества тема тшувы только набирает силу. Речь идёт не столько об индивидуальном раскаянии и исправлении, сколь о коллективном и национальном. Духовные и политические лидеры поселенческого движения, религиозного сионизма и всей той части народа, которую принято называть национальным лагерем, пытаются объяснить причины поражения и найти способы последующего исправления ситуации.

 

Разные люди по-разному видят ситуацию и по-разному формулируют проблему.

 

Есть те, кто ставит акцент на разногласиях среди духовных наставников поколения относительно обязанности солдат выполнять приказ о выселении. Напомним: многие духовные лидеры, опираясь на запрет передавать части Эрец Исраэль в чужие руки, призывали не выполнять приказ, в то время как другие, основываясь, в том числе, на необходимости сохранить целостность армии, призывали солдат заявить командирам о своей моральной «неспособности» выполнить подобный приказ, а если ничего не поможет, – выполнить его, «стиснув зубы». Те, кто считает, что тшува необходима в этой области, призывают к большему сплочению и к выработке консенсуса среди самих религиозных сионистов, а затем и среди всего национального лагеря.

 

Есть те, кто видит проблему в излишней идеализации государства и его структур. Государство Израиль действительно есть начало нашего избавления , однако это отнюдь не означает, что все его действия и инструменты подлежат автоматическому оправданию. Иными словами, слишком долго, под предлогом божественного, мета-исторического значения процесса национального возрождения, которое мы переживаем, религиозный сионизм "закрывал глаза" на порочные явления, сопровождавшие этот процесс. А порочных явлений можно найти немало. Можно вспомнить Верховный Суд, который, руководствуясь чуждыми принципами, навязывал еврейскому обществу законность магазинов по продаже свинины, признание гомосексуальных пар, запрещал выселять террористов и разрушать их дома. Несмотря на превозносимые БАГАЦем принципы прав человека и его обычай вмешиваться в любые решения Кнессета и правительства, прошлым летом Верховный Суд сделал редкое исключение – хранил молчание, не вмешивался и обеспечил правительству де-факто юридическую неприкосновенность на всем протяжении процесса выселения евреев из Газы и Северной Самарии. Можно вспомнить большинство ивритоязычных СМИ, которые за последние 20 лет ввели обществу лошадиную дозу беспричинной ненависти – к поселенцам, ультраортодоксам, репатриантам, да и ко всем братьям (разве что кроме двоюродных братьев – арабов). Подобный подход прессы привел общество к такой мере равнодушия и ощущения собственного бессилия в государственных делах, при которой оно не готово оказать настоящее противостояние никаким действиям секторальных элит и мафий. Можно вспомнить незлым тихим словом академическую элиту, воспитывавшую десятки тысяч будущих специалистов и «интеллигентов» в духе ценностей, ставящих под вопрос саму легитимность нашего присутствия в Эрец Исраэль. Десятилетиями профессора писали учебники по истории, учившие понимать и отождествляться с «трагедией палестинского народа», с одной стороны, и объявлявшие мифом всю библейскую историю евреев, с другой. Можно вспомнить значительную часть израильских литераторов и богемы, превративших стон и разочарование в главный объект творчества.

 

Мы забыли про заповедь тохаха – порицания. Её взяли на себя ультраортодоксы-харедим, в то время как мы готовы были только выявлять добро и искать причины оправдания, не уделяя достаточного внимания преступлениям. Приверженцы тшувы – национального раскаяния в этой сфере – призывают уравновесить любовь справедливостью, а миролюбие – моральной честностью в нашем отношении к государству.

 

Есть те, кто подчёркивает нездоровую секторальность, узкую направленность деятельности религиозных сионистов. При наличии огромной силы духа и готовности к самопожертвованию, которые должны были служить сердцем, обеспечивающим национальное тело приливом свежей крови, мы сконцентрировались на поселенческой деятельности, расчитывая на то, что народ естественным путём пойдёт за нами. Народ сначала пошёл, затем отстал, а потом мы остались далеко за линией фронта посланниками народа, который уже не столь уверен в правильности миссии, ради которой посланники были посланы.

 

При наличии у нашего лагеря истинно общееврейского мировоззрения, призванного воспитать целый народ, осветить и освятить сферы деятельности, до сих пор относившиеся к «светским», мы предпочли концентрировать силы внутри, в бейт-мидраше и в йешиве, в наших поселениях, кварталах и школах, и постепенно сами превратились в сектор – сектор с сугубо антисекторальной идеологией.

 

Во многом национально-религиозное общество действительно воплощает высокие идеалы. Достаточно взглянуть на выкорчеванные поселения Гуш-Катифа: способность совмещать изучение Торы и земледелие; полное отсутствие насилия и воровства; многодетные, прочные семьи, воспитывающие детей, полных веры, любви и идеалов; модель интеграции между светскими и религиозными, сефардами и ашкеназами, репатриантами и коренными жителями… Были построены десятки поселений, которые могли бы послужить примером всему израильскому обществу, страдающему последнее время от существенного дефицита вышеупомянутых ценностей. Но модель осталась далекой от народа, потому что слишком мало было сделано, чтобы привести её к порогам Ришон ле-Циона, Ашдода или Нацрат-Илита.

 

Те, кто видит ошибку в этой сфере и считает необходимой тшуву именно в этой области, призывают к массовому воссоединению со всеми составляющими еврейского народа, как на индивидуальном, так и на общественном и государственном уровнях.

 

Есть люди, сожалеющие о том, что религиозный сионизм предпочёл остаться в роли комментатора событий с точки зрения продвижения процесса избавления и согласился быть второй скрипкой в политическом оркестре. Они призывают национально-религиозное движение стать полноценной альтернативой, претендующей на управление государством, на то, чтобы определять его внутренний и внешний, духовный и политический курс.

 

Другие утверждают, что проблема заключается в пренебрежении универсальным призванием еврейского народа. Мы недостаточно подчёркивали значение построения идеального общества не только ради собственных интересов, но и ради благословения «всех семей земли», тем самым отпугнув от себя значительную часть еврейского народа, особо чувствительную к общечеловеческим идеалам.

 

Во всех этих аспектах коллективной тшувы религиозно-национального мира есть большая доля правды. И именно это свидетельствует о нерастраченной силе духа, о вере в своё призвание и об ощущении ответственности за благо всего народа, присущих тем, кто пережил разрушение 25 поселений как национальную травму.

 

Помимо симптома и свидетельства, тшува – раскаяние – представляет собой ещё и диагноз, рецепт к выздоровлению. Она же дает и энергию для проведения курса лечения.

 

Диагноз можно назвать одним словом – «итнаткут». По-русски это значит «отмежевание»: различных частей народа – друг от друга, государства евреев – от еврейских интересов и идеалов, полных решимости идеалистов-патриотов – от остальных частей народа и от государственной деятельности.

 

Рецепт также состоит из одного слова – «итхабрут», воссоединение. Воссоединение религиозных районов, поселений и йешив с городами развития и с репатриантами; с политикой, экономикой, юридической системой, экологией, журналистикой и т. д. Все эти области следует возродить в духе Танаха, на основе продуманных и практически выполнимых еврейских альтернатив тем суррогатным нормам, которые преобладают ныне во всех этих отраслях.

 

Где взять энергию для такой титанической задачи? Энергия содержится в непоколебимой вере в еврейский народ, в его мудрость, в его любовь к Торе, Земле и Б-гу Израиля – вопреки агонизирующим элитам, заражённым чужими ценностями.

 

Это дело на много лет вперёд, но, как говорит один из редких лозунгов, не лишённых внутреннего смысла, – «народу вечности не страшен длинный путь…»

Тшува – рецепт выздоровления