232 aktualia

“Задеть центральную точку”.Интервью с равом доктором Зеевом Дашевским

February 27, 2007 Автор: Галит Галина Лебединская - No Comments

 Уважаемый рав Зеев! Прошло уже более года с тех пор, как Вы возглавили учебные программы центра «Мидраша Ционит». Скажите, пожалуйста, что изменилось, на Ваш взгляд, в еврейских общинах СНГ – и, в частности, в Киеве? Какой Вы видите сегодня аудиторию еврейских образовательных проектов в Диаспоре?

– Мне кажется, что аудитория существенно изменилась, и это очень важно. У людей появились очень глубокие запросы и потребности в изучении традиции. Прогресс очевиден и очень заметен. Но еще более отраден тот факт, что сама аудитория очень помолодела, причем существенно повысился ее интеллектуальный уровень. Приятно то, что можно уже не объяснять какие-то азбучные истины, а идти дальше.

 

– Сегодня в Украине и большинстве других стран СНГ можно свободно заниматься изучением еврейской традиции. Многие евреи давно прошли некий «ликбез» в иудаизме: отмечают еврейские праздники, приходят в синагогу на Шабат. Кто-то это делает формально, кто-то идет дальше. Что Вам кажется наиболее значимым в это процессе?

– Для взрослого человека коренное изменение привычек, стереотипов бывает зачастую очень сложным. Ничего постыдного в том, что человек начнет заниматься Торой формально, нет. Это абсолютно не страшно. Наши мудрецы говорили: «Занимайся Торой

даже не ради неё самой, и от этого придёшь к занятию Торой ради неё самой» – при условии, что ты действительно хочешь к этому прийти. В «Мидрашу», например, приходят люди, изначально небезразличные к Израилю и к нашей традиции, но эта связь заметно укрепляется благодаря занятиям и встречам в этих стенах.

 

–Вы очень часто говорите о важности заповеди вернуться в Землю Израиля. Но именно теперь, когда открыты все шлюзы, алия в Израиль очень сократилась. У израильтян нежелание евреев стран Изгнания ехать в Эрец Израэль вызывает разочарование. Как может измениться, на Ваш взгляд, эта ситуация?

– Это очень острый вопрос. Мы вовсе не ставим своей целью «вытолкнуть» людей в Израиль. У каждого человека есть практические, бытовые, семейные проблемы, разнообразные причины, которые не дают уехать. Но, помимо всего прочего, должен произойти какой-то щелчок, что-то такое должно сдвинуться в сознании человека, чтобы он понял, что его место – в Израиле и нигде больше. Я глубоко убежден, что никогда не надо торопить человека, ни при каких обстоятельствах не нужно давить на него с принятием столь ответственного решения. Ведь мощная алия 70-х годов приехала в Израиль не только от притеснений и государственного антисемитизма. Не все евреи так уж сильно страдали. Достаточно много евреев жило вполне комфортно. В бывшем СССР это произошло скорее от невыносимости состояния несвободы. В сочетании с толчком, произошедшим в результате Шестидневной войны, мы, евреи бывшего СССР, проснулись и поехали. В еврее надо пробудить чувство собственного достоинства, задеть эту центральную точку.

 

Но «Мидраша Ционит» как раз и ставит такую задачу – задеть центральную точку…

– «Мидраша Ционит» действительно считает эту задачу наиболее значимой. Есть такая замечательная шутка на идиш: «Спи скорей, нужна подушка». Каждый человек просыпается в свое время. Воспитание – это процесс долгий, кропотливый, и он зачастую не совпадает по темпам ни с политикой, ни с приказами. Переезжать в эту страну по-настоящему имеет смысл только тем, кто хочет быть частью этого народа. Тогда преодоление всех проблем абсорбции и само пребывание в Земле Израиля станет нашим неоценимым вкладом в построение чего-то, чем можно гордиться.

 

Не могу не задать вопрос о событиях, происходящих в Израиле. Ливанская война явилась ударом не только для Израиля. Здесь, в Украине, для нас это было также большим потрясением. Ощущали ли Вы, израильтяне, нашу моральную поддержку?

– Безусловно, мы это ощущали. Не только наши победы нас объединяют. Вторая Ливанская война продемонстрировала, что мы, еврейский народ, все-таки еще находимся в состоянии некоего разброда. А ведь наша сила – в единстве. Вторая Ливанская война не была поражением в техническом отношении. У нас была, есть и будет сильная и мощная армия. Но проблема, которая есть в нашем правительстве, сегодня очень остра, и это чувствуют не только евреи, которые живут в Израиле, но также и евреи Диаспоры. Мы живем в очень нестабильное, тяжелое, нервное время, когда приближается приход Машиаха. Об этом времени наши мудрецы писали так: «У людей будут собачьи лица». Вот такой «симпатичный» образ. Одно из классических объяснений этого высказывания звучит так: когда человек ведет собаку на поводке, собака думает, что она ведет хозяина. Но когда собака доходит до угла, она оглядывается на хозяина и косит глазом, потому что не знает, куда же ей идти дальше. Так вот, нынешние руководители Израиля «косят глазом» по-собачьи. На самом деле это очень больно и неприятно видеть.

 

Политические скандалы, которые сотрясают сегодня Израиль, действительно вызывают у евреев Диаспоры сожаление и досаду. Но ведь это еще и показатель развития демократии в обществе, не так ли?

– Самой по себе демократии недостаточно. Демократия без положительного направления, без созидательной, центральной идеи может превратиться в страшный бич государства, от которого буду страдать люди. Когда человек варится в непонятном бульоне, когда не определены его истинные ценности и приоритеты, то демократия превращает очень многое в обычный хаос. Государство Исраэль – это государство народа Израиля, которому дана Земля Израиля, чтобы построить на ней такую жизнь, в которой раскроется вся многогранность истины, но никак не её хаотичность. Задача не в том, чтобы худо-бедно приспособиться к существующим условиям, а в том, чтобы из этого мира сделать нечто более достойное.

Как сказал рав Кук: "Настоящие праведники не жалуются на обилие зла в мире,

а вносят в него добро".

Государство Израиль во многом создано людьми, которые мечтали построить социализм и которым не удалось построить его еще в Диаспоре. Подобный социализм – это утопия. Израиль – это последнее прибежище разного рода социалистических идей, которые нам надо просто пережить, перерасти. Мы сегодня находимся в состоянии болезни роста, но мы обязательно вернемся к тому, что наше государство будет основано на законах Торы.

Рав Зеев, Вы направляете учебные программы «Мидраши»,  являетесь руководителем организации «Маханаим», преподавателем традиции в Еврейском Университете и университете Бар-Илан. Вы также преподаете иудаизм в Еврейском Университете в Москве. Как Вы все успеваете? Какие Вы ставите творческие задачи в «Мидраше»?

Во-первых, отвечаю на вопрос, как я все успеваю. С трудом, поверьте, с трудом. Не успеваю сделать, увы, и половины задуманного. Но руководство учебной программой «Мидраши Ционит» у меня находится на уровне очень высоких приоритетов. Может быть, это еще и потому, что я сам родом из Украины. Я родился в Полтаве, окончил университет в Одессе, часто бывал и в Киеве. И в советские времена меня поражал тот антиеврейский дух, который был тогда здесь. Может быть, поэтому мне очень важно, чтобы возрождение еврейской жизни именно в Украине состоялось в полной мере. Я был в числе последних отказников, которым долго не давали разрешение на выезд. И вот уже в годы перестройки, когда я получил приглашение на симпозиум по проблемам советских евреев, проходящий в Париже, я пришел в ОВИР в Москве. Заместитель начальника ОВИРа мне тогда сказал, что эта парижская конференция – чистейшая провокация. Мы вас, говорит, никуда, естественно, не отпустим. И вообще у советских евреев нет никаких проблем, заявил чиновник. На что я ответил: «Мне известно только одно тело, у которого нет проблем, – это мертвое тело. А советские евреи – живы».

Сегодня у евреев диаспоры тоже есть проблемы, их не может не быть. Украина входит в число стран, достаточно лояльно и доброжелательно относящихся к Израилю. Но, тем не менее, перед нами стоит множество разнообразных задач. Репатриация евреев в Израиль – задача и творческая, и практическая, вне всякого сомнения.

 

Окружающие Израиль арабские государства не хотят жить в мире с Израилем. Иногда кажется, что Израиль – это всего лишь сказочный остров в окружении своих откровенно недружелюбных соседей. Постоянно ощущаешь страх за судьбу Израиля. Это чувство очень похоже на чувства родителей позднего и единственного ребенка, которого любят до умопомрачения и все время тревожатся о нем по поводу и без. Или, может быть, в Земле Израиля Вы чувствуете все немного иначе?

– Вы задали очень многоплановый и интересный вопрос. Ваше сравнение Израиля с поздним ребенком необычайно точно. Если Вы помните, Авраам родил сына Ицхака, когда ему было сто лет. Задолго до того Б-г обещал Аврааму, что от него произойдет избранный народ. Ну почему это надо было сделать так смешно? Почему надо было заставить Авраама рожать сына в сто лет? Может быть, Всевышний задумывал это так, чтобы показать народу, что нет для него жизни в условиях естественных. Мы, еврейский народ, – не дитя природы. Это Всевышний говорит о нас: «Израиль – Мой сын-первенец».

Израиль, действительно, находится в положении одинокой овечки, живущей в окружении лязгающих зубами волков, но именно так задумано в небесном управлении. И каждый день происходит чудо, которое мы все видим: Израиль жив и процветает. Наша тревога оправданна, но она должна умеряться тем, что Всевышний просто не даст нам погибнуть. Как только мы осознаем себя единым неделимым народом, вся ярость «голодных волков» потеряет силу. Всевышний доказал нам, что на все Его обещания полагаться можно, ведь именно Он дал нам твердое обещание хранить Свой народ. Всевышний дал нам абсолютно чудесную победу в Шестидневной войне, Он отдал нам Храмовую гору. Но мы не доросли до этого. Мы отпустили руку и сказали, что нам этого не нужно. Мы, к великому сожалению, не были готовы к тому, чтобы жить по-настоящему уверенно на своей земле. Но сегодня позитивные процессы идут, и они не могут не затрагивать и Диаспору тоже.

 

Вы часто приезжаете к евреям Диаспоры на праздники. Вот и на этот раз Вы приехали на Ту би-Шват. Что лично для Вас означает этот день?

– В самом деле, Ту би-Шват – это особенный праздник. Праздник плодов… Ну какие, скажите, в феврале могут быть плоды? Тут все дело в том, что судьба еврейского народа напоминает дерево. Есть мощные корни, есть ветви, листва, плоды. Символика Ту би-Швата как раз в том и состоит, чтобы почувствовать себя этим деревом. Вдруг просыпается то, что дремало и теперь может ощутить себя частичкой этого дерева. Я на каждый Ту би-Шват в Израиле сажаю со своей семьей деревья возле дома. Когда просыпается дерево и по нему начинает подниматься особенная влага, жизнь пробуждается, и это действительно очень красиво и символично.

Мы сегодня должны быть индикатором того, что в мире есть Б-жественное присутствие. Пусть люди видят и знают, как в Израиле сажают деревья, ведь это на самом деле прекрасно. Вся Земля Израиля в определённом смысле является Храмом, и она наполнена святостью.

Так же, как в нашем народе коэны, потомки Аарона, избраны для служения в Храме ради всего народа, так и народ Израиля избран для служения Творцу на нашей Земле не только ради нас самих, но и ради всех народов. По этому поводу стоит заметить, кстати, что

нашей обязанностью является разъяснять основы еврейской этики и требования Б-га ко всем людям, а не только в еврейской среде. Нам для этого была дарована Тора на горе Синай.

 

Рав Зеев, а что бы Вы пожелали сегодняшней еврейской молодежи в Диаспоре?

 

– Молодость дает человеку массу возможностей. Очень важно выбрать верное направление и понять, во что эти возможности нужно вложить. Наш царь Шломо говорил: «Иди по путям твоего сердца и за видением глаз твоих, и знай, что за всё это Б-г приведёт тебя к суду».

Моё пожелание: оставайтесь всю жизнь молодыми, идите, куда влечёт вас сердце, не превращайтесь в роботов. Но знайте, куда вас в конце концов приведет дорога: на встречу с Царём Царей. И перед Ним придется держать ответ!

 

Беседовала Галит Лебединская

Идёт урок