217 aktualia

Время нашего веселья

October 14, 2006 Автор: Профессор, рав Зеев Дашевский - No Comments

 К празднику Суккот мы приходим с двух разных сторон: 1) поднимаясь по ступеням Шалош регалим – трех главных Праздников Восхождения; 2) прощённые и очищенные в 10 дней тшувы – от Рош а-Шана до Йом Кипура.

Каждый праздник, установленный Торой, открывает свою неповторимую сторону Б-жественного управления миром.

Песах отмечает пору созревания зерна, Шавуот – начало жатвы пшеницы, Суккот – завершение уборки урожая. Поразительным образом на те же времена года приходятся ключевые события истории народа Израиля, соответственно которым мы называем эти праздники в молитвах: Песах – время нашей свободы, Шавуот – время дарования нашей Торы. В этом плане название праздника Суккот – «время нашего веселья» – требует объяснения. Дело в том, что Тора обязала нас веселиться во все праздники. И если это так, то как можно звание "времени веселья" присваивать только одному из них? Кроме того, в отличие от указания на конкретное событие в Песах и Шавуот, здесь указано только наше состояние. Необходимо понять, каков исторический смысл праздника. Что произошло с нашим народом в Суккот? Какое выдающееся историческое событие произошло в 15-й день месяца тишрей?

Центральная заповедь, по имени которой  праздник назван Суккот, формулируется в Торе (Ваикра 23:42-43) так:

"В сукках живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле  – да живут в сукках. Чтобы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской".

Итак, нам указано историческое событие, празднуемое в Суккот: выведя евреев из Египта, Б-г поселил их в сукках. Что они собой представляли? Слово "сукка" на иврите обозначает "покрытие, навес". Навес, защищавший от зноя наших предков, выведенных из Египта, был, как объясняет Талмуд, не простого свойства – это были Облака Б-жественной Славы. Они обеспечивали защиту, и физическую, и духовную. Такое событие, конечно, достойно того, чтобы его праздновали. Но тут есть одна проблема. Облака стали защищать народ сразу по выходе из Египта, то есть весной. А праздник установлен через полгода – осенью. Как это понять? «Шулхан Арух» приводит такое объяснение. Перед летом все люди переселяются из зимних квартир в шалаши и временные летние дома – сторожить свои огороды и т.д. Если бы мы делали то же самое, могли бы подумать, что и евреи делают так ради практических нужд. Поэтому Тора велела нам переселяться из домов в шалаши осенью, перед началом сезона дождей, когда все как раз возвращаются в дома. Нельзя сказать, что это объяснение разрешает все неясности. В конце концов, Тора даёт точную дату праздника, и хотелось бы понять, с каким событием она связана. Такое объяснение мы находим у Виленского Гаона, рабейну Элиягу. Действительно, Облака Славы появились над нами в день 15 нисана и защищали нас вплоть до злополучного эпизода поклонения Золотому Тельцу, после которого Облака исчезли. Дважды по 40 дней Моше умолял Всевышнего пощадить народ и наконец в Йом Кипур принёс весть о прощении и заповедь собирать и приносить материалы для построения Мишкана, переносного Храма. В 10-й день месяца тишрей была передана эта заповедь; три дня – 11,12 и13 тишрея – народ с большим энтузиазмом приносил все необходимые материалы; 14 тишрея материалы были переданы мастерам, и в 15-й день тишрей началось сооружение Мишкана. В этот день вернулись Облака Славы, и в этот день начинается праздник Суккот.

Получается, что мы, действительно, сидим в сукке в память об этих Облаках – только не тех, которые нам были дарованы изначально, авансом, а о тех, которые вернулись к нам после того, как мы проделали работу тшувы – раскаяния, возвращения.

Заповедь сидения в сукке вступает в действие только с того момента, как народ Израиля вошёл в свою Землю, но не в Пустыне. С чем это связано? Тора явно называет тех, кто обязан выполнять эту заповедь: всякий коренной житель в Израиле. После того, как мы вступили во владение Землёй Израиля, каждому еврею, где бы он ни проживал, принадлежат «4 локтя» этой земли.     

И сидя на своей земле, когда наши собственные дома полны запасов,  мы вспоминаем проживание в шалашах, когда мы не имели ни своей недвижимости, ни земных продуктов. Таким образом, праздник Суккот – признательность за дарование Земли Израиля. По этой же причине сукку украшают 7 видами плодов, которыми славится Земля Израиля. Это служит также памятью о бикурим, принесение которых – благодарность за Землю Израиля. Можно увидеть здесь такую параллель: в Песах, в благодарность за богатый хлеб, который мы начинаем собирать, мы едим мацу, хлеб бедности, которым питались наши предки; в Суккот, в благодарность за хорошую землю и надёжные дома, мы сидим в шалашах, в память об условиях жизни наших предков в Пустыне.

Каждый из праздников Торы является памятью об Исходе из Египта. Этот Исход – не одноразовое событие, а процесс, ведущий от рабства к свободе. Суккот является вершиной праздников потому, что отражает высшую степень свободы, которая реально будет достигнута только в конце времён, а в Пустыне была нам дарована в качестве чуда, на время, на пробу – так же, как Шаббат служит окном в Грядущий мир.

О заповеди сидения в сукке Тора говорит (Ваикра 23:43):

"Чтобы знали ваши поколения, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской".

В Песах обо всём, что касается исхода из Египта, требуется "помнить" (Дварим 16:3; Шемот13:3), – но в Суккот нужно "знать".

Разница между памятью и знанием – в том, что память относится к событию прошлого, а знание – к настоящему. Сидя в шалашах, требуется сознавать не только сам факт сидения, но и его связь со всем процессом Исхода из Египта – начиная с выхода из Египта, когда дарование избранной Земли было нам только обещано, до реального получения этой Земли и исполнения на ней своих обязанностей.

Песах относится к выходу из Египта, а Суккот – ко входу в Землю Израиля.

Возвращаясь к вопросу о том, каково же конкретное событие, обозначенное словами "время нашего веселья", приведём образ, взятый из хасидских книг. Семь дней, отделяющие Йом Кипур от Рош а-Шана, сравнивают с семью днями очищения перед окунанием в микву – в течение которых община Израиля очищает себя перед тем, как быть посвящённой своему Наречённому в Йом Кипур. Семь дней Суккот – это семь дней свадебного веселья (на иврите "хупа" и "сукка" – синонимы), на которое приглашены все народы мира (в Храме на протяжении семи дней Суккот приносят специальные жертвоприношения – 70 быков – за благополучие народов мира). После того, как гости расходятся, невеста с женихом возвращаются в постоянный дом и уединяются в день Шмини Ацерет. Последний день праздника установлен традицией нашего народа как Симхат Тора, веселье в честь единства Всевышнего, Торы и народа Израиля.