187midrash1

Вперёд – в пустыню!

February 11, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

Завязкой сюжета главы Бешалах является решение Фараона погнаться за Народом Израиля, который он сам только что отпустил.

 

 (5) И сообщено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратился гнев в сердце Фараона и слуг его на народ, и сказали они: «Что это мы сделали, отпустив Исраэль от служения нам? (6) И запряг он колесницу свою, и народ свой взял с собою.

 

Надо сказать, что и со стороны Израиля путь из Египта был не столь уж прямым, как это кажется за пасхальным столом между первым и вторым бокалом.

Во всяком случае, Фараона к решению погнаться за евреями подвинуло следующее соображение:

 

(3) И сказал Фараон о сынах Израиля: заблудились они в земле этой, заперла их пустыня.

 

Что это значит: заблудились в пустыне? Почему? В каком смысле?

Перенесёмся в лагерь Израиля.

Нельзя не обратить внимание  на совершенно противоположные тенденции:

 

(17) И было, когда Фараон отпустил (проводил, выпровадил) народ, не повел их Всесильный через страну Плиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет». (18) И повернул Всесильный народ на дорогу пустыни к морю Суф; и поднялись сыны Израиля вооруженными из земли Египетской.

 

С одной стороны –  с высоко поднятой головой, с другой – собираются возвращаться в Египет, с третьей – вооружены (и по идее, очень опасны), с четвёртой – боятся войны.

На мой взгляд, самое логичное объяснение внутренней противоречивости этого текста – это наличие противоречий внутри выходящего на свободу еврейского народа.

 

Попробуем, перенесясь на три тысячи триста семнадцать лет назад, представить себе различные подходы к выбору пути.

Вот как могло бы выглядеть, к примеру, судьбоносное заседание Совета Исхода:

 

Председатель: достопочтенные сыны Израиля, перед нами вопрос чрезвычайной важности – как нам дойти до нашей Земли Обетованной.

На данный момент есть два предложения: короткой дорогой, через страну плиштим (филистимлян), и длинной – через Синайскую пустыню…

 

Депутат от партии "евреи – патриоты Египта": А мы вообще не хотели выходить, и ни к чему хорошему это не приведёт! Если бы Вы, уважаемый председатель, не разозлили бы Фараона, чтоб он был здоров, то мы бы по-прежнему сидели в своих домах над горшком с мясом…

Одно из значений слова ШИЛЕАХ –  посылать, давать ускорение, необходимое для начала пути. И тогда перевод первой фразы нашей главы будет: «Когда выпровадил Фараон народ».

Значит, были те, кого пришлось выпроваживать из Египта – и разумеется, эта группа при первом удобном случае начала ратовать за возвращение на «доисторическую родину».   

 

Депутат от партии "Ястребы Израиля": Чего тут размышлять?! У нас есть родина. Мы свободные люди! Самой короткой дорогой будем прорываться! Плиштим – шплиштим – на это глубоко… неважно. Мы больше не бесправные рабы, у нас есть оружие. Вы слышите:

וַחֲמֻשִׁים  עָלוּ  בְנֵי יִשְׂרָאֵל מֵאֶרֶץ מִצְרָיִם

И вооруженными!!! Поднялись!!!  Сыны Израиля из страны Египетской!!! Так и запишите, председатель.

 

Депутат от партии "Вперёд – к мирному труду сейчас!"

Уважаемый председатель, уважаемые сыны Израиля. Я хочу вкратце охарактеризовать то, что вы называете короткой дорогой.

Что такое "страна плиштим"? Это два миллиона[1] пилештинцев. Мирных пилештинцев, которые мирно вторглись четыреста лет назад в Страну Кенаан, потому их так и называют (пилештинцы — “вторгшиеся”).

И с тех пор они в поте лица добывают свой хлеб грабежом и набегами на соседей[2]. У них регулярная армия, они железо куют, в отличии от нас[3], пока оно горячо. А мы ещё через триста лет будем у них железные ворота воровать[4].

Вы знаете, кстати, что у нас с их Авимелехом заключены Бэершевские мирные соглашения[5]? Да, пилештинцы на них чихали, но мы же не можем им уподобляться[6]!

Я уж не говорю про европейское общественное мнение. Не о чем говорить пока. Оно просто ещё не сформировалось. Просто потому, что и Европы-то никакой нет. Но когда оно сформируется, то вы же понимаете, что они про нас скажут?!

Короче, я вам так скажу: мы хотим мирно трудиться на благо человечества. И если эта дорога приведёт к войне – то мы по этой дороге не пойдём. Лучше назад в египетское рабство, чем такая свобода!

 

«Не повел их Всесильный через страну Плиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет».

 

Депутат от партии "Путь Торы – путь пустыни": Вот вы тут обсуждаете, какой дорогой идти. А вы знаете, что мы на самом деле идём в Святую Землю? Землю, которая поедает своих сыновей, если они нарушают Тору. А у нас и Торы-то никакой нет. Не получили мы её ещё. Куда нам в Землю Израиля входить, завоёвывать, строить царство священников? Нужно сначала укрепиться в вере, поучиться у нашего учителя Моше. Пустыня для этого – самое подходящее место. Да и вообще: нееврейское это дело – воевать. Итак, вместо этой опасной и по сей день дороги, по которой евреям лучше не ходить, давайте попросим Всевышнего  избрать для освободившегося из египетского рабства еврейского народа трудный и долгий путь — через пустыню[7]

 

Так оно и случилось:

И повернул Всесильный народ на дорогу пустыни к морю Суф.

А фараон сказал: «Заблудились они в земле этой, заперла их пустыня».

 

(Статья основана на идеях рава Ури Шерки, руководителя ивритоязычного отделения йешивы Махон Меир, Йерушалаим)

1Цифра взята с потолка, точнее, из данных статистического управления Израиля о населении сектора Газы, которые представляются израильскими политиками и средствами массовой дезинформации не иначе как "демографическая бомба".

2См. многочисленные примеры в книге Судей

3 Шмуэль I, 13-19: «И не было не одного кузнеца в Земле Израиля, потому что сказали филистимляне: "Чтобы не сделали сыны Израиля меч или копьё"».

4Знаменитая история с Шимшоном (Книга Судей 16:3), который снял железные ворота города Аза и унёс их в Хеврон. (По одной из версий, в связи с острым дефицитом железа).

5Договор о ненападении, который заключает Авраам в Беэр-Шеве (Берейшит 22). Сам факт соглашения, по которому Авраам соглашается на плиштимское присутствие на территории, которую Превечный обещает народу Израиля, не приветствуется большей частью мудрецов Талмуда и комментаторов.

6Мидраш (Танхума, глава Бешалах 1) связывает решение не идти короткой дорогой с клятвой, данной Авимэлеху Авраамом: «ПОТОМУ ЧТО БЛИЗКА ОНА – клятва, которую дал Авраам Авимэлеху». Но связь эта сама по себе проблематична. Ведь по разным причинам срок действия клятвы уже истёк. Поэтому-то и говорится не о том, что клятва действительна и сейчас, а лишь близка. То есть с нашей точки зрения – всё в порядке, но нас могут не так понять…