Одна из тем этой недельной главы – изгнание народа из Земли как наказание за уход от духовности. “Когда же родятся у тебя сыны, и сыны у сыновей, и долго прожив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете зло в глазах Б-га… И рассеет вас Б-г среди народов, и останетесь вы малочисленными между народами, куда уведет вас Б-г” (Дварим, 4:25-28).
Сегодня мы живем не в период рассеяния, а в то время собирания рассеянных изо всех стран, о котором говорили пророки: “Так сказал Б-г Всесильный: “Вот Я беру сынов Израиля из среды народов, где ходили они, и соберу их со всех сторон, и приведу их в землю их. И сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля” (Йехезкель 37:22,23).
Изгнание – наказание. Но в наше время можно сказать, что его срок давно закончился. Наказание прекращается в двух случаях. Первый – когда народ осознает свои преступления и раскаивается. А если не осознает? Тогда реализуется второй вариант: Всевышний приводит беды, и страдания искупают грех.
Беды, обрушиваясь на нас, не всегда рождают понимание того, что мы совершили преступления, большинство из нас не становятся праведниками, но несчастья приводят к мысли, что по-старому продолжать нельзя. И пусть это только первый порыв души – даже его может быть достаточно в глазах Всевышнего, чтобы открыть евреям двери в Землю Израиля. Именно такой путь – бед и страданий – реализовался в нашей истории. Но когда открываются двери в Святую Землю, многие оказываются не готовы увидеть в происходящих событиях призыв Всевышнего вернуться в пределы святости, и начинают сомневаться.
Рабби Меир-Симха из Двинска в своей книге «Мешех Хохма» приводит многие признаки, которые указывают на призыв Всевышнего вернуться в Землю (речь идет о времени после первой мировой войны и конкретно о декларации Бальфура), и говорит о том, что значительная часть людей не понимает их и предпочитает оставаться в изгнании, и “скоро скажут, что Берлин – это и есть Йерушалаим (Иерусалим)”.
Где бы ни оказывались сыны Израиля в изгнании, они всегда отдавали свои силы и способности на укрепление и развитие чужих государств, чужих культур и даже чужих религий. Это продолжается и по сей день.
Вернуться на свою землю, перестать платить дань чужим правителям, служить интересам своего народа – вот что в первую очередь следовало бы сделать большинству из наших собратьев.
Их возвращение решило бы большинство тех проблем, с которыми мы сегодня тщетно пытаемся справиться. Мировые империи потеряли бы свою силу, а мы бы ее обрели.
Они потеряли бы свою идеологию и ориентир, а из Йерушалаима вышло бы слово Б-га.