В помощь изучающим Талмуд. Явне

В помощь изучающим Талмуд. Явне

September 2, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Санэдрин обосновался в Явне за год до разрушения Храма (3887).

Раббан Йоханан бен Закай умер в 3833 (73) году. Его ученики собрались в Явне. Рабби Элазар бен Арах пошел в Димаус – туда, где воды излечивающие. Поскольку он не был с мудрецами в годы уточнения мишны и установления галахи, его имя не упоминается в Мишне и Гемаре.
Раббан Гамлиэль, ставший в Явне наси – главою Санэдрина – был пятым по счету на этой должности после Гилеля. В то время он был молодым человеком Его называют Раббан Гамлиэль де Явне, а также Раббан Гамлиэль де Рабби. Если достоинство Храма было утрачено, то достоинство Санэдрина сохранилось после поражения восстания.
Мудрецы заседали в Явне как в Санэдрине: они сидели полукругом, Раббан Гамлиэль сидел в середине, Рабби Цадок и его брат сидели справа, Рабби Йеошуа был главою суда. Рабби Элиэзер бен Гурканос – хахам (советник, у которого выясняют сложные вопросы). Четыре мудреца знали семьдесят языков: Рабби Йеошуа, Рабби Элиэзер, Рабби Акива, Шимон а-теймани, который не получил смиху и сидел перед мудрецами на земле, а не на скамье.
Раббан Гамлиэль установил правило, что всякий ученик, у которого поведение не соответствует его внутреннему духовному уровню (либо уровень высокий, но не находит своего должного выражения, либо уровень низкий, а человек ведет себя так, чтобы все думали, что он большой праведник), не может войти в бейт мидраш.
С этого времени того, кто получил смиху, начали называть Рабби. Мудрецы Явне: Рабби Цадок, его сын Рабби Элазар, Рабби Ханина сган а-коаним, Рабби Нехунья бен а-Кане, Нахум иш гам зу, Хананья, Рабби Тарфон, Рабби Йоханан бен Нури, Рабби Хуцпит метургеман, Рабби Йоси а-коэн, Рабби Ишмаэль, Рабби Акива. Рабби Элиэзер бен Гурканос. Работа Санэдрина носила характер заседаний, но не постоянного собрания. Санэдрин собирался регулярно, но большую часть времени каждый из мудрецов находился в своем бейт мидраше.
Перед праздниками Песах и Суккот в Явне приходили люди, чтобы послушать комментарий.
Во времена Траяна (98 – 117 н. э.) мудрецы оставили Явне. Это произошло после следующего события: "Затрубили в шофар в Рош а-шана (во время утренней молитвы). И подумали враги наши, что, может быть, это против них собираются и готовятся напасть на них. И встали, и убили многих евреев" (Рош а-шана, 32а).
И ушли мудрецы, оставив Явне. И стал местом их заседаний Лод, где был бейт мидраш Рабби Тарфона. Мудрецы скрывались во многих местах. Сказал Рабби Йоси: "Был случай, когда сидели мудрецы в доме Рабби Элазара бен Азрия, ремесленника в Ципори" (Тосефта Келим 2б). Прятались они там от властей. Из-за страха перед властями ушел Рабби Акива в Нэардею, что в Бавеле, чтобы добавить там месяц к году. А в то время дороги были опасны – и Рабби Акива рисковал собой.Во время восстания Бар Кохбы Санэдрин перебрался в Бейтар – центр восставших. После восстания он перебрался в города Галилеи.