mahpela2-1

«В пещере, которая на поле Махпела»

March 2, 2010 Автор: Йоэль Яакоби - No Comments

Уже около сорока лет Итамар Шнивайс, житель Кирьят-Арбы, ходит в пещеру Махпела в Хевроне, исследует ее тайны и ее прошлое, связанное с еврейским народом. Шнивайс считает, что источником вдохновения для иродианских зодчих, которые возвели над пещерой величественное здание, служила Скиния Завета, и что они повторили в этом здании многие из деталей Скинии. В составе экспедиции командиров Армии обороны Израиля и ведущих археологов Шнивайс удостоился посетить пещеры, расположенные под зданием, но когда члены экспедиции дошли до того места, где расположены могилы праотцев, арабский шейх, служивший им провожатым, сказал: «Дальше нельзя».

Когда Итамар Шнивайс выходил на пенсию после многих лет работы в ульпане (старшей школе для девочек) в Кирьят-Арбе, в качестве прощального сувенира ему подарили чеканку с изображением пещеры Махпела. Его коллеги знали, что вот уже сорок лет вся жизнь Шнивайса сосредоточена вокруг этого святого места, где похоронены великие праотцы еврейского народа. О Шнивайсе можно сказать, и это не просто комплимент, что ему знаком каждый камень пещеры. Свои любопытные и неожиданные выводы об обстоятельствах возведения величественного здания Иродианского периода над пещерой Махпела и об отношении, которое имеет это здание к Храмовой горе в Иерусалиме – единственному месту, которому пещера Махпела уступает в святости, – Шнивайс основывает на тех знаках, которые он нашел на камнях этого здания и самой пещеры.

 

Хранитель архива

Шнивайс (75), уроженец Тель-Авива, после женитьбы поселился в Петах-Тикве и устроился на работу в религиозную строительную компанию Мишѓав. В 1973 году он решил переехать вместе с семьей в новое еврейское поселение Кирьят-Арба, которое было основано незадолго до этого возле древнего города Хеврона. Поскольку после переезда в Кирьят-Арбу он продолжал работать на прежнем рабочем месте, он оставался ночевать в Петах-Тикве и приезжал домой только по вторникам и пятницам.

Однажды он ехал на попутной машине из Кирьят-Арбы в Иерусалим. В той же машине ехал молодой солдат, который проходил срочную службу на одной из армейских баз, расположенных поблизости. Между попутчиками завязалась беседа, и солдат рассказал Шнивайсу, что едет домой, «в Израиль», как он выразился. Шнивайс поразился до глубины души и ответил: «Разве здесь – не Израиль?! Это ведь самый центр страны!» Это происшествие подвигнуло Шнивайса создать в Кирьят-Арбе филиал организации Агуда лемаан ѓа-хаяль, которая занимается культурной и социальной помощью солдатам. От имени этой организации он стал проводить экскурсии для солдат по Хеврону и пещере Махпела, разъясняя им культурную, историческую и духовную важность этого места для нашего народа.

Поселившись в Кирьят-Арбе, Шнивайс стал принимать активное участие в общественной жизни поселения. Сознавая, что основание и развитие Кирьят-Арбы имеет историческое значение, он начал лихорадочно собирать сведения, касающиеся молодого поселения. Со временем его собрание превратилось в архив Кирьят-Арбы. Шнивайс рассказывает, что в архиве хранится поздравительное письмо Игаля Алона (в те годы – министра иностранных дел и заместителя премьер-министра Израиля) молодому еврейскому поселению, а также письмо Шимона Переса, в котором тот поздравляет Кирьят-Арбу с открытием «первой еврейской почты в Иудее» и желает молодому поселению развития и процветания. Да, много воды утекло с тех пор в израильской политике…

Позднее Шнивайс устроился завхозом в ульпане в Кирьят-Арбе и проработал на этой должности 25 лет. У Шнивайса большая семья: шестеро детей, множество внуков и несколько правнуков.

 

Хозяин пещеры Махпела

Помимо прочих своих официальных и добровольных должностей, Шнивайс был также членом Комитета пещеры Махпела. В рамках этой должности он прилагал значительные усилия, чтобы придать этом историческому месту как можно более еврейский характер, в противовес тому мусульманскому характеру, который был свойственен пещере на протяжение последних веков. Так, он настоял на том, чтобы в пещере Махпела около символических гробниц праотцев в дополнение табличек с арабскими надписями были вывешены и таблички с надписями на иврите. «Это просто позор, – говорит Шнивайс, – что прошло так много лет со дня освобождения Хеврона израильской армией, а в пещере Махпела по-прежнему были только арабские надписи». Вместе с Ноамом Арноном, пресс-секретарем еврейской общины Хеврона, он провел многочисленные исследования и опубликовал статьи, призванные доказать еврейское происхождение древнего здания, возведенного над пещерой Махпела.

Вместе с тем, у Шнивайса всегда были прекрасные отношения с местными арабами, многие из которых питали к нему уважение, граничащее с благоговением. Однажды Шнивайса попросили провести экскурсию по пещере Махпела знаменитому ученому, исследователю Земли Израиля Зееву Вильнаи. Это было за год до кончины Вильнаи. Шнивайс очень волновался перед встречей со знаменитым ученым, но с честью выдержал испытание и провел блестящую экскурсию. Несомненно, Вильнаи остался доволен своим экскурсоводом, но больше всего на него произвело впечатление то, о чем он рассказал в интервью, данном по окончании экскурсии. Вильнаи описывает, как посещение пещеры Махпела излечило его давнюю душевную рану, связанную с унижениями, которые ему приходилось терпеть в юности от хевронских арабов: «И вот сегодня я иду по пещере Махпела с этим евреем, Итамаром, и он распоряжается там, как хозяин. «Пойди-ка сюда, – говорит он одному арабу, – убери циновки и отопри нам эту дверь». А я смотрю на него и думаю: вот это еврей! Какая сладкая месть! Он ведет себя как истинный хозяин пещеры Махпела!»

 

Стена времен царя Ирода

Принято считать, что известное нам сегодня величественное здание над пещерой Махпела возвели зодчие царя Ирода в конце периода Второго Храма. Стремясь завоевать любовь еврейского народа, Ирод строит над пещерой Махпела великолепное здание, призванное увековечить память праотцев. Это самое древнее строение в Земле Израиля, сохранившееся в целости до наших дней.

За свою многовековую историю исконное иродианское здание претерпело многочисленные изменения. Все завоеватели, правившие в Земле Израиля, оставили на нем свой отпечаток. В здании, возведенном еще в доисламский период, разумеется, не было и не могло быть минаретов. По сути, изначально оно представляло собой лишь стену, наподобие той, что окружала Храмовую гору в Иерусалиме. Территория внутри стены была вымощена плитами, которые сохранились до наших дней. Шнивайс говорит, что изначально у строения не было крыши. И только византийцы, приблизительно полторы тысячи лет назад, соорудили над частью вымощенного пространства крышу, расположив под ней церковь. Это была базилика, типичная для христианских церквей в Земле Израиля того периода. Она состояла из больших центральных ворот (притвора) и двух притворов поменьше по обе стороны от центрального. Так образовывались три зала (нефа): большой центральный и два вытянутых боковых. Залы были отделены друг от друга колоннадой. Византийская церковь была расположена там, где в наши дни находится зал Ицхака, и ее остатки хорошо видны и сегодня: центральный неф располагался в сегодняшнем зале Авраама, а два остальных – по бокам от него. Та часть пещеры, в которой сегодня молятся евреи (между залом Авраама и залом Яакова), в те времена служила открытым двором. Крыша над ней была возведена совсем недавно.

 

По образу Скинии

В рамках своей общественной деятельности Шнивайс проводил лекции об истории Хеврона и экскурсии по пещере Махпела для солдат. Однажды по окончании такой экскурсии к нему обратился религиозный офицер, которого звали Тувья Сагив. Он сказал: «Я архитектор, и я должен провести здесь тридцать дней на военных сборах. Дай мне чертежи пещеры, и я попробую найти здесь что-нибудь интересное». К тому времени Сагив уже прославился тем, что предложил новую уникальную теорию касательно расположения Храма на Храмовой горе в Иерусалиме. Шнивайс передал ему чертежи, и Сагив приступил к исследованиям. Он сразу же обратил внимание Шнивайса на любопытную деталь: к зданию, возведенному над пещерой Махпела, примыкают снаружи двадцать вертикальных выступов, напоминающих столбы, и десять горизонтальных выступов – прямо как в Скинии! Шнивайс возразил: «Но ведь здесь только восемнадцать выступов, а не двадцать». Однако эта идея засела у Шнивайса в голове, и он начал искать в здании дополнительные признаки, напоминающие Скинию.

«Я стал исследовать зал Ицхака, – рассказывает он, – но ничего там не нашел. И вдруг я обратил внимание на большой камень, расположенный между символическими надгробиями Ицхака и Ривки. Длина камня равна длине надгробий. В центре камня расположены по прямой линии четыре выступа, похожие на основания колонн». По оценке Шнивайса, этот грандиозный камень весит не меньше 50 тонн. «Кому понадобилось тащить сюда столь тяжелый камень?»

В дальнейшем Шнивайс нашел еще четыре таинственных основания колонн между залом Авраама и залом Яакова. На этот раз основания были расположены в форме квадрата. Все это, учитывая и тот факт, что размеры здания над пещерой Махпела близки к размерам Скинии – сто локтей на пятьдесят локтей, настроило Шнивайса на определенный ход мыслей.

«Скиния служила народу Израиля в течение четырехсот шестидесяти семи лет, – говорит Шнивайс, – со дней Моше Рабейну и вплоть до построения Храма царем Шломо. А куда дели потом покрывала и столбы? В книге Малахим (Царств) сказано, что их принесли на Храмовую гору, а в Талмуде рассказывается более подробно, что их спрятали в подземельях под Храмом».

По мнению Шнивайса, когда Ирод отстраивал заново Второй Храм, он обнаружил под зданием Храма остатки Скинии. «Совсем как сегодня, когда арабы проводят строительные работы на Храмовой горе и находят там остатки Второго Храма», – говорит Шнивайс.

Он считает, что обнаружение столбов и покрывал Скинии очень взволновала евреев в те времена. Когда Ирод приступил к своему следующему грандиозному строительному проекту – возведению великолепного здания над пещерой Махпела, призванного возвеличить память праотцев, – он учел народные чаяния и построил здание по образу древней Скинии. Он возвел стену с колоннами, а внутри здания поставил четыре колонны в память о столбах Скинии, на которых висел занавес, отделявший внутреннее помещение Скинии от Святая Святых. Именно основания этих колонн, утверждает Шнивайс, и были найдены им в зале Ицхака. Расстояние между этими четырьмя основаниями неодинаково, что также может указывать на верность предположений Шнивайса, ибо известно, что внутренние столбы Скинии располагались на неодиноковом расстоянии друг от друга. Шнивайс также считает, что в некотором отдалении от колонн располагалась копия внешнего жертвенника Скинии. Возможно, его остатки – это основания четырех колонн, найденные во дворе здания, около входа в зал Авраама.

 

Хеврон и Иерусалим

Важно отметить, что нигде не упоминается история об обнаружении Иродом остатков Скинии. Это только версия Шнивайса, основанная на находках, сделанных им в пещере Махпела. Возможно, многие отнесутся к этой версии скептически. Однако Шнивайс убежден, что именно этим объясняется сходство со Скинией, обнаруженное в здании пещеры Махпела.

Шнивайс подчеркивает, что иродианское здание не предназначалось для отправления культа, и в нем не приносились жертвы. Оно было построено только ради исторической памяти – ведь в  Иерусалиме существовал Храм, и никому бы не пришло в голову приносить жертвы в других местах. Вот почему, считает Шнивайс, жертвенник в пещере Махпела был намного меньше жертвенника Скинии.

О связи между иерусалимским Храмом и Хевроном говорится и в Мишне. Там сказано, что время, начиная с которого можно приносить в Храме утреннюю жертву, определяется согласно тому, осветил ли солнечный свет «весь восток вплоть до Хеврона». «Какая разница, осветило ли солнце Хеврон? – спрашивает Шнивайс. – Ведь Храм находится в Иерусалиме. Однако в Талмуде объясняется следующее: скрытый смысл этих слов Мишны заключается в том, чтобы пробудить заслуги праотцов, покоящихся в Хевроне».

 

Пещера, расположенная под зданием

Как известно, монументальное здание, известное нам сегодня как пещера Махпела, – это не сама пещера, а здание, возведенное над ней. Сама пещера, а точнее, сеть подземелий, часть из которых – это и есть пещера Махпела, описанная в Торе (согласно традиции и многочисленным археологическим признакам), еще не была изучена в достаточной степени. Подобно ситуации на Храмовой горе в Иерусалиме, и в Хевроне арабы не позволяют спускаться в эти подземелья, основываясь на различных верованиях и предрассудках, которые не имеют под собой основы в еврейской традиции.

В период после Шестидневной войны евреям удалось три раза спуститься в подземелья пещеры Махпела. Только одна из этих экспедиций (имевшая место тридцать лет назад) была официальной и состояла из высших армейских чинов и ведущих археологов. Экспедицию возглавлял доктор археологии Зеев Явин. Итамар Шнивайс входил в ее состав. Он хранит многочисленные фотографии этой экспедиции. На нем – форма офицера Израильской армии. Он рассказывает, что сначала члены экспедиции хотели попасть в пещеру через проем, примыкающий к юго-восточной стене здания, однако чертежник, который сопровождал д-ра Явина, не смог протиснуться в этот проем из-за немалого объема своего тела. Арабский шейх, который сопровождал экспедицию, отказался убрать несколько камней, чтобы расширить проем, и провел членов экспедиции через другой проем. Шнивайс заподозрил, что шейх что-то скрывает. Он догадался, что коридор, возможно, продолжается и в противоположном направлении, выходя за пределы пещеры Махпела. Позднее он обнаружил вместе с Ноамом Арноном древний проем, расположенный вне пределов пещеры и ведущий, судя по всему, прямо в подземный коридор.

Войдя в подземелья, члены экспедиции прошли через одну пещеру, комнату, в которой горели свечи, и вторую пещеру. Однако на подступах к третьей пещере шейх остановил их словами: «Дальше нельзя».

Только одному еврею удалось проникнуть дальше. Это был знаменитый еврейский путешественник, Биньямин из Туделы, живший в 13 веке. Он посетил пещеру Махпела в период захвата Земли Израиля крестоносцами. Вот как он описывает свое посещение:

«И там есть большое помещение. В нем собирались евреи для молитвы во время власти мусульман. И мусульмане соорудили там (в здании, возведенном над пещерой – прим. авт.) шесть надгробий, и назвали их именами Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи, и рассказали христианам, что это и есть могилы праотцев. За посещение этих надгробий они взимали плату. Однако если туда придет еврей и даст деньги сторожу пещеры, тот откроет ему железную дверь, которая ведет к могилам праотцев. Туда (в пещеру, где похоронены праотцы – прим. авт.) я спустился по ступеням, и в руке у меня была зажженная свеча, и я оказался в первой пещере, в которой ничего не было, а также и во второй, пока не дошел я до третьей пещеры, в которой было шесть могил: могилы Авраама, Ицхака и Яакова и могилы Сары, Ривки и Леи, расположенные друг против друга. И на каменных плитах могил выбиты буквы. На могиле Авраама выбита надпись: «Это могила Авраама», на могиле Ицхака: «Это могила Ицхака, сына нашего праотца Авраама», на могиле Яакова: «Это могила Яакова, сына Ицхака, сына нашего праотца Авраама». А на других могилах было написано: «Это могила Сары», «Это могила Ривки», «Это могила Леи». А в пещере горят шесть светильников, денно и нощно, возле могил. И еще там стоит много бочек с костями умерших народа Израиля, который хоронил там своих мертвых. Каждый человек приносил туда кости своих предков, которые и лежат там по сей день».

Захоронения проводились в пещере Махпела и в период еврейского царства. Там были найдены осколки погребальных сосудов. Эти находки, относимые к бибилейскому периоду, особенно любопытны, потому что в Писании нет упоминания пещеры Махпела после того, как описаны похороны Яакова в конце книги Берешит.

Под третьей пещерой расположена еще одна пещера, благодаря которой это место и получило название «пещера Махпела» («Двойная пещера»).