Всем знаком популярный лозунг: «Хотим Машиаха сейчас!» В связи с этим лозунгом возникает, однако, целый ряд вопросов.
1. Только ли появление еврейского царя достойно нашего внимания или другие события, которые должны произойти в ближайшем будущем, также будут иметь первостепенное значение? Следует ли рассматривать восстановление монархии как одну из тех важнейших основ, на которые будет опираться будущая свобода и независимость сынов Израиля?
2. Будет ли Машиах человеком с высокой душой, вбирающей в себя все души сынов Израиля, или он будет непостижимым для разума существом, управляющим народом исключительно посредством сверьхестественных явлений и чудес?
3. Почему Машиах, согласно традиции, рождается и раскрывается в самое тяжелое время?
4. Почему, стремясь к освобождению народа Израиля и к максимальному приближению к пониманию Творца, мы не рассчитываем на собственные усилия, а ждем появления в ближайшем будущем каких-то вспомогательных средств?
5. Не является ли — по сравнению с демократическим строем, существующим сегодня — возведение Машиаха на престол шагом назад и удалением от достижения свободы?
6. Известно, что в высших мирах действуют те же законы, что и в материальном мире. Но как же тогда Всевышний разрушил Свой Храм, прежде чем построил новый? Ведь закон запрещает разрушать старое здание синагоги, чтобы перестроить его заново, пока не будет построено новое. В чем заключается активное ожидание Машиаха?
Игаль Орен, учащийся йешивы, Иерусалим
Отвечает рав Шломо Авинер:
Чаяния еврейского народа и его надежда на будущее освобождение давно нашли свое выражение в часто повторяемой фразе: «Я верю полной верой в приход Машиаха, и даже если он задержится, буду ждать его каждый день» (Рамбам, 13 принципов веры). Ожидание прихода Машиаха каждый день соответствует духу Торы. Об этом свидетельствует закон, приведенный Талмудом в трактате Эрувин (43а): «Тот, кто принял обет назирута , произнеся: «Я стану назиром в тот день, когда придет Машиах», — должен исполнять все обязанности назира каждый день». Рамбам пишет, что каждый еврей должен постоянно ожидать прихода Машиаха (Законы царей, 11:1). В трактате Шабат (31 а) рассказывается о том, что в день Высшего суда каждую душу спрашивают: «Ожидал ли ты с нетерпением избавления сынов Израиля?». Однако будем отвечать на вопросы по порядку:
1. Приход Машиаха — это не единственное заслуживающее внимания событие ближайшего будущего. Ведь мы мечтаем не о том, чтобы обьявить кого-то царем, а о самостоятельности, духовной и национальной независимости народа Израиля. И раскрытие Машиаха — нашего праведного защитника — не самоцель, а окончание того периода истории, когда еврейский народ находится под чужой властью. Это не только освобождение от ужасов изгнания, но и начало небывалого национального подъема, который сам по себе приведет к раскаянию и переоценке всех ценностей, что, в свою очередь, заставит все народы мира измениться и вернуться к служению Творцу (см. рав Кук, Орот а-Тшува, 17б). Рамбам говорит о том, что Машиах должен восстановить полностью царство Израиля (Законы царей, 11:2), что само по себе станет величайшим освящением имени Творца.
2. Машиах обладает душой высочайшего уровня. Он будет обладать большей мудростью, чем царь Шломо, и пророческим уровнем, близким к уровню Моше Рабейну (Рамбам, Законы тшувы, 9:2), но совершенно необязательно будет совершать чудеса: «Не думай, что Машиах должен будет делать знамения и чудесные знаки или невиданные до сих пор чудеса» (Рамбам, Законы царей, 11:2).
3. «Из разрушения рождается Машиах», — пишет Мидраш Эйха Раба. Это связано с тем, что «Всевышний создает из потенциалов, направленных на разрушение, более высокие сущности, нежели те, которые Он сотворил изначально» (Маараль, Нецах Исраэль, 26).
4. Разумеется, Машиах не освобождает нас от личных усилий. Более того, наши усилия приводят Машиаха. Мудрецы обращаются к словам пророка Хавакука: «Если задержится — жди его» (Хавакук, 2:3) — и спрашивают: «Разве только мы ждем избавления? А разве Сам Господин мира не ждет его? Ведь сказано: «И потому будет ждать Б-г того часа, когда Он помилует вас» (Йешаягу, 30:18). Но если мы ждем, и Он ждет, то кто медлит?» Мудрецы сами отвечают на поставленный вопрос: «Задерживает мера суда» (Санэдрин, 97б) — то есть дурные дела и намерения. Необходимо удостоиться прихода Машиаха. Мы готовим его приход. Но и когда он придет, мы не будем свободны от работы, а начнем трудиться под его управлением. Дни Машиаха — не конец истории, а начало Истории в ее высшем понимании. Рамбам заканчивает свою книгу «Мишне Тора» такими словами: «Мудрецы и пророки не ожидали наступления дней Машиаха, чтобы добиться власти над всем миром, или угнетать идолопоклонников, или возвеличиваться над другими народами. Они не мечтали о том, что с его приходом они будут пить, и есть, и веселиться, а хотели только одного: быть свободными для изучения Торы и постижения ее мудрости» (Законы царей, 12:4; Законы тшувы. 9:2).
5. Демократия — не идеал. По сравнению с многопартийной демократией, которая в любую минуту может развалиться, царь, объединяющий народ. — идеал (Рамбам, Книга заповедей). Рав Нафтали Цви Йегуда Берлин объясняет, что только во времена, когда народ верит исключительно в демократию, следует поддерживать существование строя, основанного на такой форме правления, т.к. нет другого способа защитить жизнь людей и не подвергнуть народ опасности уничтожения. Но идеалом всегда остается мудрый и святой царь, духовно возвышающий весь народ.
6. Действительно, не разрушают старую синагогу прежде, чем построили новую. Согласно одному из мнений, этот закон является постановлением мудрецов, которое было принято из-за опасения, что случится непредвиденное и новая синагога не будет построена (Бава Батра, 3б). Но при этом мудрецы не возражали против того, чтобы Ирод сначала разрушил здание Храма, а затем отстроил его заново, поскольку обычно царь выполняет свое обещание (Бава Батра, 4а). Но если мы доверяем слову царя из плоти и крови (да еще и далеко не самого праведного, как Ирод), тем более мы должны полагаться на обещание Царя Царей, о Котором сказано в пророчестве: «Ты Б-г, огнем зажег (Храм), и в огне Ты построишь (его) в будущем».
Активно ожидать прихода Машиаха — значит не удовлетворяться одной лишь верой в то, что Всевышний пошлет нам спасение, а делать все, что в наших силах, чтобы приблизить освобождение.