Когда Эзра построил Второй Храм, он освятил место, на котором стояли Святилище, Святая Святых, все помещения и дворы Храма. Правда, наши мудрецы, благословенна их память, говорят о том, что Эзра действовал не в соответствии со всеми законами, перечисленными в Мишне. Ведь для того чтобы освятить Храм, нужно, чтобы у еврейского народа были царь, пророк, Санѓедрин, а также урим ве-тумим, а Эзра освятил Храм без царя и без урим ве-тумим. Согласно иному подходу, приведенному в Талмуде (трактат Швуот, 16а), не было вообще никакой надобности освящать место, на котором стоял Храм, ибо Иерусалим и Храмовая гора «освящены в прошлом и освящены на будущее». Святость этого места не исчезла, когда был разрушен Храм, – она существует и будет существовать во веки веков. По закону Ѓалахи, Эзре не требовалось совершать никаких действий, дабы освятить место, на котором стоял Храм, и он сделал это только для того, чтобы еврейский народ, возвратившись из вавилонского изгнания, вспомнил о святости Храма.
И Рамбам придерживается подобного мнения. Он постановляет: относительно заповедей, связанных с Землей Израиля (таких как трумот и маасрот, шмита, орла и т.д.), Земля Израиля была освящена в прошлом, но святость эта не распространяется на будущее, и потому после разрушения Первого Храма она перестала существовать. Однако же святость Иерусалима и Храма существует вечно. «А почему я утверждаю, что святость Храма и Иерусалима распространяется и на будущее, тогда как святость всей остальной Земли Израиля – в том, что касается швиит, маасрот и тому подобных заповедей, – не распространяется на будущее? Потому, что святость Храма и Иерусалима происходит от Шхины (Божественного присутствия в мире), а Шхина никогда не перестает существовать. Ведь сказано в Торе: “…и опустошу святилища ваши” (Ваикра, 26:31). Говорят наши мудрецы: хотя и будут они опустошены, в святости своей стоять будут. А заповеди швиит и маасрот действуют в Земле Израиля потому, что она была завоевана народом Израиля, и большая его часть поселилась в ней. А поскольку отняли у него эту землю, заповеди Земли Израиля были отменены» (Рамбам, Законы Храма, 6:16). Наш великий учитель Рамбам открывает нам: есть разница между святостью Земли Израиля, которая перестала существовать, и святостью Иерусалима и Храма, которая не перестанет существовать никогда.
Слабые стороны Второго Храма: недостаточное количество евреев в Земле Израиля и подчинение иноземному владычеству
Наши мудрецы, благословенна их память, объясняют, что Второй Храм обладал множеством недостатков (см. Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 9б). Его точил червь под названием сасмагор. В нем распространялось гниение. Шхина присутствовала и не присутствовала в нем. Хотя и был возведен Храм из камня и дерева, но не только от этого зависит присутствие Шхины. Оно начинается с состояния, в котором пребывает народ Израиля. Наши мудрецы вопрошают в Гемаре: что мешало Шхине осенить Второй Храм? Ведь сказано: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их» (Шмот, 25:8). Если исполнена первая часть стиха: «И пусть сделают они Мне святилище…», то должна исполниться и вторая: «…и буду обитать в среде их». Однако следует понять, в чем заключается глубинный смысл слов «в среде их». Объясняет Рейш Лакиш: но ведь народ Израиля пребывает не здесь, в Земле Израиля, а в Вавилонии! Если бы в тот период весь народ Израиля жил в Земле Израиля, то Шхина осенила бы Храм в полной мере. Однако только часть народа Израиля возвратилась из Вавилонии, и потому Божественное присутствие было неполным. Шхина присутствует в народе Израиля, а Храм выражает внутреннее состояние народа.
Когда Раба бар бар Хана пришел из Вавилонии в Землю Израиля, он увидил, как Рейш Лакиш купается в Иордане. Сказал ему Рейш Лакиш: «Я не отвечаю на ваши приветствия, ибо вы разрушили Храм!» Жизненная сила Храма была в те времена очень невелика, потому что невелико было число евреев, населявших Землю Израиля. Когда Рейш Лакиш рассказал рабби Йоханану, в чем он видит причину разрушения Храма, – в том, что Шхина не пребывала в Храме, поскольку весь еврейский народ не возвратился в Землю Израиля, – рабби Йоханан ответил ему: «Хорошо ты объяснил; однако даже если бы весь народ Израиля возвратился, все равно Храм был бы подвержен гниению, пока не разрушился бы. И это потому, что Храм был построен с позволения персов». Хотя и сказано: «Да даст Бог простор Йефету, и да обитает он в шатрах Шема» (Берешит, 9:27), но все же Храм, построенный с позволения и по приказанию чужеземцев, не будет стоять вечно. В отличие от этого, Первый Храм был возведен царем Шломо. Недостаточно того, чтобы весь еврейский народ жил в Земле Израиля, – необходимо также еврейское владычество в этой земле. Разумеется, даже когда мы независимы, у этой независимости есть различные уровни. Есть разница между правлением Йеровама бен Навота и царя Шломо. Есть разница между правлением современных партий и царя Давида. Однако все эти виды власти стоят выше, чем власть персов. Разумеется, ситуация, когда чужеземные властители дают нам позволение построить Храм, поставляют материалы и наблюдают за нашей работой, далека от идеала. Нет, мы сами должны быть полновластными зодчими!
Из слов Рейш Лакиша и рабби Йоханана мы можем сделать вывод, что в период Второго Храма нас одолевала двойная слабость. Первый ее аспект более прост. Его выразил Рейш Лакиш, уступавший своей мудростью рабби Йоханану: большая часть еврейского народа жила вне пределов Земли Израиля. «…и буду обитать в среде их» – в Земле Израиля, а не на чужбине. Однако рабби Йоханан указывает на более внутренний аспект: мы должны жить в Земле Израиля, но не под властью чужеземцев. Пока мы не имеем независимости, Храм далек от своего идеального состояния.
Второй Храм также обладал значимостью и святостью, однако по сравнению с Первым Храмом он был не так мощен; он был лишен высшего Божественного озарения. И здесь встает вопрос, ответ на который искали многие мудрецы последних поколений: как был построен Второй Храм, если у еврейского народа не было своего царя? Ведь Рамбам постановляет, что создание еврейского царства должно предшествовать построению Храма. А автор Сефер ѓа-Хинух говорит (заповедь 95), что для исполнения заповеди построения Храма необходимо, чтобы большая часть еврейского народа жила в Земле Израиля, тогда как в тот период большинство евреев жили за ее пределами! Мудрецы последних поколений объясняют это так: хотя нет обязанности строить Храм, когда большая часть еврейского народа живет за пределами Земли Израиля и у евреев нет своего царя, но если Храм все же был построен, он обладает святостью. Однако это святость более низкого уровня. И потому Эзра, построивший Второй Храм, понимал, что его Храм не достигнет уровня Храма Шломо и тем более Храма, который будет возведен во время будущего Избавления. Этот последний Храм будет вечен, ибо он будет отражать внутреннюю целостность народа Израиля.
Каждый Храм имеет особый план строительства и особую утварь, в соответствии с его уровнем, который устанавливает пророк
На основе вышесказанного можно понять слова наших мудрецов, в особенности, Хатам Софера, который анализировал различия между Храмами. Скиния Завета не похожа на Первый Храм, Первый – на Второй, и все они отличаются от Третьего Храма. Хатам Софер пишет (Йоре Деа, п. 236): «Вызывают недоумение некоторые различия в утвари и структуре между Скинией и жертвенником Моше Рабейну, Первым и Вторым Храмом. А Храм, который будет построен в Грядущем, согласно тому, как он описан в пророчестве Йехезкеля, отличается от всех предыдущих, хотя все передано нам Всевышним устами пророков». Мы не должны считать, что пророки сами придумали планы и описания Храмов, и потому те так отличаются друг от друга. Ведь сказано: «Пророк имеет право устанавливать временные законы, а не вечные». Пророк может давать конкретные указания, касающиеся какого-то определенного периода времени; если же он издает общие ѓалахические постановления, действующие во все времена, он должен быть наказан смертью. Хатам Софер объясняет, что Всевышний предупредил Моше: «Все, как Я показываю тебе, образец Скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (Шмот, 25:9). Всевышний заранее сообщил Моше, что каждый из Храмов будет иметь особую форму, «которую Я покажу вам для каждого из зданий; Я покажу вам, чем будет отличаться одно здание от другого. А раз так, то Сам Святой, благословен Он, передал это знание Своим пророкам, и пророки не выдумали ничего, что противоречило бы закону Торы» (Хатам Софер, там же).
Да, Храм един во всех своих проявлениях. Скиния называется Храмом, а Храм – Скинией (см. Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин, 2а). Однако этот Храм-Скиния изменяет свою форму в соответствии с духовным состоянием поколений, и знание о том, как именно должна меняться его форма, Всевышний передал пророкам.
Рамбам пишет: «Хотя здание, которое будет построено, описано Йехезкелем, это описание не является доскональным и ясным» (Законы Храма, 1:4). Пророк Йехезкель описал его в общих чертах, однако если мы приступим к строительству Храма с книгой Йехезкеля в руках, нам не будет ясно, как именно следует это делать. Как же нам быть, когда придет обещанное время? Придут пророки и откроют нам, как именно следует строить Храм.
Этот момент неоднократно упоминается в трудах Хатам Софера, Пней Йеѓошуа, Минхат Хинух и Ор ѓа-Хаим. Они пишут, что это знание получено Моше на горе Синай и передано нам пророками в соответствии с каждым конкретным периодом и состоянием еврейского народа.
Из слов Хатам Софера мы можем сделать важнейший вывод: Второй Храм был построен согласно особому плану, но с того момента, как он был разрушен, невозможно вновь построить Храм по этому же плану. Подобным образом, когда был разрушен Первый Храм, план его построения был спрятан, ибо Храм строится согласно духовному состоянию народа и пребыванию в его среде Божественного присутствия. Второй Храм был построен в такое время, когда не весь еврейский народ жил в Земле Израиля, и когда у него не было суверенитета. Благодарение Господу, впоследствии установилась власть Хасмонеев.
Из всего вышесказанного становится ясно, почему мы не можем построить Третий Храм согласно плану Второго Храма. Ведь сегодняшняя действительность в корне отличается от тогдашней.
Уровни святости Храма
Тайна различия между уровнями Первого, Второго и Третьего Храмов заключается в том, что Третий Храм будет стоять вечно. Вот как сказал об этом рабби Авраам бен Давид (Раавад): «Иная, вечная, святость – вечная слава Господня».
Вопрос вечности связан не со временем, а с сущностью. Первый и Второй Храмы, при всей своей великой святости, не были избавлены от какого-нибудь изъяна. И этот изъян оказывал свое действие, пока в конце концов оба Храма не были разрушены. Что же касается Третьего Храма, то в нем нет ни малейшего изъяна – он является венцом совершенства. И поэтому он не может быть разрушен. Эзра осознавал, что Храм, который он строит, является не вечным, а своего рода «временным». Как именно Эзра понял это, нам станет ясно позднее.
Суть святости Первого и Второго Храмов
Рабби Моше Кордоверо объясняет, что особая святость и сила Первого Храма происходила от великой Божественной мудрости, которая сияла в мире во время его существования. Об этом сказано в Писании: «И мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта» (Млахим 1, 5:10). Во времена Давида, Шломо, и немного после Шломо в мире существовала величайшая мудрость.
В сиянии этой высшей мудрости и был построен Первый Храм. Возможно, он мог бы сохраниться навечно, однако некоторые причины привели к тому, что он был разрушен. Мы поговорим об этих причинах позднее. В отличие от этого, свет, озарявший Второй Храм, был гораздо более низкого уровня. В те времена еврейский народ не осеняла столь высокая Божественная мудрость; наши народ с превеликим трудом сохранял остатки своих сил, средоточием которых и был Храм.
Маѓараль из Праги в своей книге Нецах Исраэль (конец гл. 4) также объясняет, почему были разрушены Первый и Второй Храмы. Почему именно Первый Храм был разрушен из-за трех смертных грехов – кровопролития, идолопоклонства и кровосмешения, а Второй Храм – из-за беспричинной ненависти? Почему не наоборот? Маѓараль говорит, что Первый Храм поддерживала сила Авраама, Ицхака и Яакова, сила их великих душевных качеств; и потому, когда евреи совершали три вышеупомянутых смертных греха, это наносило непоправимый ущерб святости Храма. Более того, каждый из праотцев отличался каким-то наиболее высоким качеством, и эти три качества были поражены тремя смертными грехами. Второй же Храм был построен силой самого народа Израиля, а не высшей Божественной силой. Поэтому когда народ Израиля ослабел, когда ослабли нити, которые связывали евреев друг с другом, Храм был разрушен.
Духовный уровень Третьего Храма
Рабби Авраам бен Давид подчеркивает: Эзра знал, что святость Второго Храма устранится из мира после того, как Храм будет разрушен. Правда, она устранится не в полной степени.
Рамбам также согласен с тем, что Третий Храм несравненно выше Второго. Он описывает время построения Третьего Храма в конце своей книги Мишне Тора: «И в то время… весь мир будет занят только тем, чтобы познавать Всевышнего, и потому евреи будут великими мудрецами, которым известны тайны Торы, и которые постигнут Всевышнего настолько, насколько это дано человеку. И об этом сказано: “…ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами” (Йешаяѓу, 11:9)» (Законы Царей, 12:5). И хотя Рамбам не говорит о различиях уровней между Храмами, он, несомненно, согласен с тем, что Третий Храм находится на качественно ином уровне святости. Однако он считает, что для перехода на следующий уровень нет надобности устранять предыдущий уровень, а можно просто подняться от святости Второго Храма к святости Третьего.
Уровень «кетер» (венец) – жизнь согласно воле Всевышнего
Проанализировав святость Первого и Второго Храмов, мы можем попытаться осознать уровень Третьего Храма. Рав Кук объясняет, что Третий Храм соответствует уровню, называемому кетер – венец. «Венец вознесут Тебе, Господь, Бог наш, сонмы ангелов наверху и народ Твой, народ Израиля, внизу» (из молитвы Кдуша). Это состояние, о котором сказано: «Господь один и имя Его одно» (Зхарья, 14:9). Высшие и низшие творения вместе возносят венец Владыке мира – мы вместе с ангелами. «Освятим Твое имя в мире, как освящают его в небесных высях» (из молитвы Кдуша) – ангелы освящают его в небесных высях, а мы освящаем в нижнем мире. Какая работа труднее? Разумеется, та, что внизу. Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Прославление из чьих уст дороже царю – из уст ближних, или из уст далеких? Конечно, из уст далеких». Ангелы небесные «все исполнены любви, все чисты, все сильны, все святы, все исполняют в трепете и робости волю их Властелина». Здесь же, в нижнем мире, есть немало сложностей, дурное начало одолевает человека, он сталкивается со множеством проблем и подвержен многим слабостям. Мы здесь для того, чтобы освящать имя Господа, так, как освящают его ангелы в высших мирах. Мы должны стремиться к тому, чтобы стать подобными ангелам, жить только в соответствии с волей Всевышнего. В этом и заключается смысл слов: «Венец вознесут Тебе». И сейчас мы порой возносим к Всевышнему крохи этого «венца». И сейчас возможна ситуация, о которой сказано: «Сделай свою волю подобной Его воле» (Мишна, трактат Авот, 2:4), когда человек живет согласно воле Всевышнего.
Уровень Первого Храма – проявление высшей мудрости: Торы и пророчества
Во время дарования Торы мы достигли такого духовного уровня, который позволил нам провозгласить: «Сделаем и услышим!» И тогда Всевышний сказал (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88а): «Кто открыл сынам Моим эту тайну, которая известна лишь ангелам, как сказано: “Благословите Господа, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!” (Теѓилим, 103:20)?» Ангелам свойственно исполнять прежде, чем слышать. Когда Божественная природа еврея проявляется в нем, он приобщается к уровню «сделаем и услышим», который присущ ангелам. Ангелам нет нужды объяснять, уговаривать и убеждать их, дабы они исполнили что-либо. И это – ступень Первого Храма: проявление высшей мудрости.
В период Первого Храма еврейский народ жил в Земле Израиля и владел великой мудростью – мудростью Торы и мудростью пророчества. В те времена «множество пророков было у Израиля, вдвое больше, чем евреев, вышедших из Египта» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 14а). Это значит, что в Земле Израиля было более миллиона пророков. Разумеется, такое количество пророков, к которым следует прибавить еще множество мудрецов Торы, духовно возвышает весь народ. Однако это еще не самая высшая ступень. Есть различие между человеком и высшей мудростью, которая оказывает влияние на него. Хотя он преисполняется этой мудрости и объединяется с ней, все же речь идет о двух различных сущностях.
Уровень Третьего Храма – воля Всевышнего становится волей Его творений
В отличие от этого, на уровне, о котором сказано: «Сделай Его волю своей волей», нет двух различных сущностей. «В день тот будет Господь один [для всех], и имя Его – одно» (Зхарья, 14:9). «И возвеличен будет один только Господь в тот день» (Йешаяѓу, 2:11). Высшая воля проявляется в воле каждого из людей, и в этом они уподобляются ангелам. «Ангелы» – это название, которое мы даем проявлениям Божественной воли. Народ Израиля имеет исконную ангелическую природу, и когда эта природа проявляется открыто, народ достигает того уровня, о котором сказано: «Венец вознесут Тебе, Господь, Бог наш, сонмы ангелов наверху и народ Твой, народ Израиля, внизу». Это и есть ступень Третьего Храма. Суть Третьего Храма можно выразить одной фразой: «Сделай Его волю своей волей». Здесь подразумевается такое состояние, когда Божественная воля наполняет наши сердца и побуждает нас к действию. Мы просто станем такими людьми, воля которых полностью совпадает с волей Всевышнего. Мы не должны будем принуждать себя к этому. Но разве сейчас не справедливы слова: «Господь один [для всех], и имя Его – одно»? Разумеется, справедливы, однако эта действительность в наши дни не проявляется во всей своей полноте (см. Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 50а). Она не была полной и в дни Первого Храма, а тем более, Второго.
Различие между Первым и Вторым Храмом: Божественная и религиозная идеи – общее и индивидуальное
Рав Кук рассматривает очень подробно, в чем заключается различие между Первым и Вторым Храмом, в книге Орот (стр. 108 и дальше). На основе этого он также объясняет суть Третьего Храма. Как мы уже говорили, во времена Первого Храма народ Израиля осеняло высшее озарение, которое рав Кук называет «Божественной идеей», то есть устройство всей жизни, организация действительности на всех ее уровнях – общем и частном, государственном и духовном – согласно свету Божественного слова. Во времена Второго Храма этой действительности не было места. У нас не было общенародной жизни в том виде, в каком она существовала в период Первого Храма: мы жили в Земле Израиля как сообщество отдельных индивидуумов, которым персидские власти милостиво соизволили дать разрешение на въезд в страну. Мы жили под властью «персидского мандата» разрозненно и разобщенно, и все духовные усилия были направлены на иные цели, чем во времена Первого Храма. Это рав Кук называет «религиозной идеей» – частная, личная религиозность. Для того чтобы возвысить и укрепить эту идею, придать ей мощи, было необходимо возвести Храм, который бы сосредоточил вокруг себя всех евреев. Однако не подразумевалось, что из этого Храма будет исходить свет, который повлияет на все стороны жизни народа.
Первый Храм целиком и полностью служил выражением единства народа Израиля. Он был построен еврейским царем, а не «Обществом мудрецов Торы за построение Храма». Первый еврейский царь, Давид, получил план Храма от пророка Шмуэля (см. Иерусалимский Талмуд, трактат Мегила, 1:1) и подготовил все необходимые материалы; а царь Шломо возвел Храм. Однако, несмотря на все это, на личном уровне в народе была определенная слабость. Еврейское царство отличалось небывалой мощью, мудрость Шломо озаряла весь мир, и народы всего мира приходили в Землю Израиля, чтобы научиться у нас строить государство и организовывать всю действительность согласно Божественному слову (см. Млахим 1, 5:14). Однако на уровне индивидуумов нашему народу была свойственна незрелость. Она доходила даже до таких смертных грехов как кровопролитие, идолопоклонство и кровосмешение.
И вот настала очередь Второго Храма, который был направлен на индивидуумов. Квинтэссенцией учения мужей Великого собрания может послужить фраза: «Оставьте после себя множество учеников» (Мишна, трактат Авот, 1:1). Следует обучать ученика за учеником, миллионы учеников, чтобы они проникли в гущу народа. Наши мудрецы, жившие в период Второго Храма, направляли все свои усилия на исправление каждого отдельного еврея. Второй Храм был Храмом исправления индивидуумов, и потому он был разрушен, ибо в Землю Израиля вернулся из Вавилонии не народ, а сообщество индивидуумов. Но даже если бы все евреи возвратились с чужбины, они не были бы независимыми и не могли бы устраивать свою жизнь по собственной воле, потому что находились под властью Персии.
Третий Храм – единение общего и индивидуального
Третий Храм – это единение первых двух, и он превыше их обоих. Третий Храм включает в себя и возвышение индивидуума, и общенародное озарение. Вот почему его невозможно построить прежде чем у народа Израиля есть собственное государство, как подчеркивает Рамбам. Он сообщает нам, что во Втором Храме были элементы и Первого, и Третьего Храма. «Когда возводили Второй Храм в дни Эзры, строили его по примеру Храма Шломо и опирались на слова пророчества Йехезкеля» (Законы Храма, 1:4). В Первом Храме также были элементы Третьего Храма. По сути, в каждом из Храмов есть элементы Третьего Храма.
Вопрос: Почему Йехезкелю был явлен именно Третий Храм? Казалось бы, ему должен был явиться Второй Храм, который тогда как раз собирались строить.
Ответ: В самом деле, это не совсем ясно. Ответ на этот вопрос ищет Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей книге Мишкани Эльон. Йехезкель был пророком изгнания, как написано «…и я среди изгнанников» (Йехезкель, 1:1). Его пророчество призвано показать нам, что изгнание не является, не дай Бог, отрицанием Божественного слова, обещавшего нам благо; что оно тоже часть Божественного промысла, и что мы строим себя заново, возвращаясь из изгнания. Но ведь известно, что в изгнании нет пророчества. Рабби Йеѓуда ѓа-Леви в своей книге Кузари (гл. 2, 13-14) задает вопрос: как Йехезкель удостоился пророчества в Вавилонии? В Талмуде объясняется, что пророк, получивший пророчество в Земле Израиля, может продолжать пророчествовать в изгнании (см. трактат Моэд Катан, 25а). «Было слово Господне к Йехезкелю, сыну Бузи, священника, в земле Касдим» (Йехезкель, 1:3) – «Уже было» (Моэд Катан, там же). Рабби Йеѓуда ѓа-Леви объясняет, что пророчество может быть только «в ней или ради нее» – либо в Земле Израиля, либо ради нее.
«Высший Храм» – верх совершенства
Рабби Моше-Хаим Луцатто говорит, что Третий Храм – это идеальный, высший Храм. Хотя нижний Храм был разрушен, но «высший Храм», то есть Шхина, все еще пребывает в нем. Нижний Храм направлен на высший. Первый Храм похож на высший, Второй – совершенно не похож, а Третий Храм и есть высший. Все, что мы делаем здесь, в нижнем мире, не является совершенным, то есть не полностью соответствует высшему Божественному порядку. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Берешит, 1:3), однако это не в точности тот самый свет. Свет, о котором сказано: «Да будет свет», хранится для праведников на грядущие времена (см. Раши, там). И сейчас в мире есть свет, но это – не весь свет полностью. Подобно этому, Всевышний заповедовал: «И сказал Бог: да произрастит земля… дерево-плод, производящее по роду своему плод» (Берешит, 1:11, и см. Раши, там). Пока что у нас есть только «дерево, производящее по роду своему плод», но не дерево, которое само же и является плодом. То, что проявляется в земной действительности, не полностью соответствует высшей, идеальной Божественной действительности. Однако Третий Храм будет целиком соответствовать ей. Он будет воплощением совершенства.
Уровень грядущего Иерусалима превыше уровня Адама до грехопадения
В книге Нецах Исраэль (гл. 51) Маѓараль из Праги описывает духовный уровень Иерусалима в дни грядущего Избавления. В Талмуде рассказывается, что рабби Йоханан толковал своему ученику стих: «И сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои – из карбункулов, и всю ограду твою – из камней драгоценных» (Йешаяѓу, 54:12). Он объяснил: «В грядущем Святой, благословен Он, высечет драгоценные камни и алмазы величиной тридцать на тридцать, и поставит их высотой десять на двадцать, и водрузит их в воротах Иерусалима» (Бава Батра, 75а). Поскольку описанные размеры были грандиозны, «тот ученик стал насмехаться над учителем». Однако спустя короткое время «ученик поплыл на корабле в море» и увидел ангелов, которые высекали «драгоценные камни и алмазы величиной тридцать на тридцать и ставили их высотой десять на двадцать». Спросил ученик ангелов: «Для чего все это?» Ответили они ему: «В грядущем Святой, благословен Он, водрузит их в воротах Иерусалима». Когда ученик возвратился домой и услышал, как рабби Йоханан толкует этот стих, сказал ему: «Толкуй, рабби, тебе подобает толковать! Что ты сказал, то я и видел». Ответил ему рабби Йоханан: «Пустой человек, если бы ты не увидел, ты бы не поверил?»
Маѓараль объясняет, что рабби Йоханан имел в виду уровень Иерусалима в дни грядущего Избавления. Иерусалим в дни Избавления отличается от сегодняшнего Иерусалима. Это иной Иерусалим, стоящий на самой высшей духовной ступени. Насмехаясь над учителем, ученик хотел сказать: «Нет высшего мира. Все одно и то же. Ничто не меняется. Люди остаются такими же, какими были всегда». Пока не «пустился в плавание» по морю мудрости, то есть не углубился в учение, дабы преисполниться мудрости. И тогда он пришел к выводу, что во времена грядущего Избавления Иерусалим в самом деле будет стоять на качественно иной, высшей ступени. Наши мудрецы, благословенна их память, приводят еще одно мнение: «Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы не быть вам у них рабами, и сокрушил шесты ярма вашего, и повел вас с поднятою головою» (Ваикра, 26:13). Рабби Меир говорит: «”…с поднятою головою” – на двести ама, на два уровня выше, чем Адам [до грехопадения]». Из этого следует, что Иерусалим будет стоять на более высоком уровне, чем Адам до грехопадения.
Огненный Храм, который спустится с небес, или дело рук человеческих?
Раши и Тосфот говорят от имени мудрецов Талмуда, благословенна их память, что Третий Храм спустится в огне с небес (см. Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 17а, и др. места). В отличие от них, Рамбам постановляет, что обязанность построить Третий Храм возлежит на нас (Законы Храма, 1:1). Рабби Моше-Хаим Луцатто объясняет, что Третий Храм будет иметь полностью небесную сущность, в отличие от Первого и Второго Храмов, которые были отчасти рукотворными.
Раз так, значит, не мы построим Храм? Рабби Моше-Хаим Луцатто говорит: это не противоречит одно другому. Он имеет полностью небесную сущность и спустится в огне с небес, и мы построим его. Его духовная сущность спустится с небес, а мы – люди, живущие на земле, – возведем его материальную оболочку, и между двумя этими аспектами Храма будет царить полная гармония. Здесь нет противоречия. Всевышний строит, и мы строим. Если, возводя Храм, человек пребывает в состоянии, когда его воля совпадает с волей Всевышнего, то это называется, что Всевышний строит Храм. В таком состоянии сама Шхина вещает из уст человека. И об этом сказано: «…ибо и все дела наши Ты для нас совершил» (Йешаяѓу, 26:12). Всевышний действует в этом мире посредством наших деяний.
Мы строим тело Храма, а Всевышний вдыхает в него душу. И все это вместе – единая действительность.
Перевела с иврита и подготовила к печати Хана Ар-Шалом