Существует ли, согласно еврейской традиции, противоречие между праведным образом жизни, включающим изучение Торы и соблюдение заповедей, и жизнью светской: работа, бизнес и т.п.?
Л. Кацин (Днепропетровск)
Тора дарована еврейскому народу в целом. Сказано перед 10-ю заповедями: «И вы будете Мне царством священников и народом святым». Это означает, что Высший Закон должен присутствовать во всех проявлениях как национальной, так и личной жизни нашего народа. В принципе у евреев нет понятия «духовенство», как его принято понимать. Ответственность перед Всевышним за поступки, слова, свойства своего характера нельзя передать кому-то другому. Поэтому невозможно представить себе, чтобы чей-то путь к духовному совершенству был перекрыт из-за его рода деятельности, при условии, что род занятий этого человека отвечает принципам морали и святости, таким как соблюдение Субботы и праздников, честность, скромность и т.д. Но есть и еще один важнейший аспект в этом вопросе. Наши мудрецы не смотрели на труд как на неизбежное зло. Сам человеческий труд воспринимается как нравственная ценность!
Написано в трактате «Авот»: «Рабан Гамлиэль, сын Раби Йегуды Га-Наси, говорит: «Хорошо совмещать изучение Торы и труд, ибо вместе они удаляют человека от греха. И всякое изучение без работы приводит к праздности и влечет за собой грех…»» (2:2). Трактат «Кидушин» приводит изречение Раби Йегуды: «Каждый, кто не обучает сына ремеслу, обучает его (тем самым) грабежу» (Тосефта 1:11, Вав. Тал. 29а). Зачастую нетрудно найти путь к духовности, отстраняясь от обыденной жизни. Но Всевышний говорит нам, что идеал в том, чтобы соединить и связать все стороны жизни и привести их в то состояние гармонии, которое позволит воплотить слова царя Соломона: «Во всех путях своих познавай Его…» (Мишлей 3:6). Во время длительного изгнания нашего народа со своей Земли был нарушен этот баланс. Из-за гонений и преследований пришлось большинству евреев заниматься почти исключительно тяжелым трудом, а наиболее праведные и ученые несли на своих плечах ответственность за духовный мир народа.
Но в наше время видно наяву, как Тора проникает все больше и больше во все слои евреев. Количество учащихся разных возрастов растет с каждым годом. Люди «простые» на вид, врачи, земледельцы, профессора, бизнесмены, военные и т.д. обладают обширнейшими знаниями в Торе, которые обогащают их и делают их «светскую» жизнь более возвышенной и интересной. Эрец Исраэль по сути своей дает возможность увидеть, как можно превратить обыденное в святое, как Тора и Традиция переплетаются с каждой деталью жизни. Наша Страна позволяет не только изучить этот принцип, но и прочувствовать его в себе.