Свойства Торы

Свойства Торы

May 16, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

"Гений и злодейство – несовместимы". Если человек ведет себя недобро нечестно и некрасиво – он не понимает глубин Торы, а взял только самую поверхностную структуру. Пусть он оперирует сложными понятиями, произносит загадочные и таинственные термины – не понимает, что говорит и что творит! В этом достоинство Торы, а не ее недостаток. "Тайна Всевышнего – для тех, кто трепещет перед ним" (Псалом Давида). Трепет – это не боязнь – это ощущение, возникающее от четкого осознания Присутствия. Махарал пишет (Нетив аТора) о запрете обучать Торе человека недостойного, который основывается на положении трактата Талмуда (Санэдрин): "Тот, кто обучает ученика недостойного, похож на того, кто бросает камень Меркурию (бросание камня в груду камней, сложенных у дороги, – вид служения этому идолу)". И действительно, если ты говоришь одно, а человек понимает совсем другое, рождаются неверные образы, которые сродни идолам. Чем более высокие аспекты затрагиваются, тем более сильное искажение в мозгах того, кто воспринимает неверно. Можно вспомнить старую поговорку: "Каждый воспринимает по мере своей испорченности". Неверные представления, в свою очередь, порождают неверное восприятие действительности и приводят к неправильному поведению. Так значит, душевные качества первичны! Душа – первична! Сначала Всевышний вдохнул в человека душу, и только после этого человек начал воспринимать мир и постигать его тайны, что отражено в Торе как называние имен животных. А агада говорит, что Адам дал имена всему сущему. Где же взять душу? Душу можно взять только от Вс-вышнего. Поэтому евреем можно только родиться или стать, приняв гиюр, иными словами, присоединившись к еврейскому народу, к той общей душевной силе, которая есть у него изначально и своими истоками восходит к тем структурам, которые "существовали" до сотворения мира. "Тора является как элексиром жизни, так и ядом смерти" (Таанит). Под жизнью понимается непосредственная связь со Всевышним, а под смертью – ее отсутствие. Есть два способа изучения Торы: один – забыть обо всем и разбирать тот текст, который перед тобой. Другой – помнить постоянно, каждое мгновение о цели изучения, о раскрытии Присутствия. Уже одна эта направленность мысли создает живую связь с Тв-рцом, так как высокое желание никогда не остается без ответа, а нематериальное желание реализуется мгновенно! Тора перестает быть самоцелью и перестает измеряться количеством прочитанного, проанализированного и запомненного. Она превращается в канал живой связи, по которому течет жизнь. Жизнь не только как продолжительность дней, но и как их наполненность радостью. Если же пойти по первому пути технического анализа текстов, изучение Торы становится вечной подготовкой к достижению цели (причем о цели изучающий часто не догадывается). При движении по этому пути Тора постепенно превращается в инструмент скрытия Присутствия, как, скажем, бинокль в руках человека, который смотрит, в него так, что все наблюдаемые им объекты кажутся находящимися далеко. Отдаление от источника жизни – смерть. Рав Кук говорит (Орот) о том, что чистота еврейской души непосредственно связана с любовью к Земле Израиля. По мере возвращения человека к Истоку, где бы он ни находился – нарастает его любовь к Земле. Поэтому тот, кто владеет тайнами Торы (а ведь знание тайны также зависит от духовной чистоты), безумно любит эту Землю и стремится к ней, не взирая ни на какие опасности. А тот, кто не понимает Тору, готов торговать Землей. Здесь, на этой Земле начинает действовать то, что в технике называется "прямая связь замкнутой цепи": сама Земля обладает силой влияния и непосредственного духовного очищения – даже тогда, когда человек спит. Было бы только, что очищать. И поэтому, тот, у кого есть душа и он не "забил" ее и не утопил в крови, здесь автоматически становится лучше, чувствительней и умней. А тот, у кого ее нету или он приговорил ее к пожизненному заключению внутри своего тела, звереет. В одном из своих высказываний Рав Кук предупреждает, что тот, у кого нет изначально большой любви к евреям, как тем, в ком жив тот же отблеск души, что и в нем самом, кто не любит эту Землю, как откликающуюся на биение его сердца, постепенно придет к ненависти к своему народу и земле. Земля Израиля – последняя надежда исправления, потому что она воздействует на душу еврея, замученную и забитую долгим изгнанием, забывшую и не воспринимающую учение изнутри. Кроме того, она обладает способностью "сортировать": сначала выявляя плохое, а потом выбрасывая его вон, за свои пределы. "Больше всего хранимого – храни свое сердце" (Мишлей).