Жених и невеста под хупой |
Жених Цви Ариэли, посланник в Украине молодежной организации <Бней-Акива>, Наташа Дивинская – студентка <Мидраши Ционит>. Это уже не первый обряд Хупы в Галицкой синагоге. Что такое Хупа? Это вроде бы просто, но только на первый взгляд. <Свадьба, свадьба> – и в вашем воображении возникает что-то, похожее на ЗАГС или нечто подобное, с музыкой Мендельсона и прочей атрибутикой. Ничего этого в обряде Хупы нет. По одной простой причине – гражданские браки в Израиле не регистрируются. В Израиле брак освящается только по религиозным законам. Хупа – это кусок ткани, натянутый на четыре специальных шеста. Хупа является символом Божественных сил, дающих возможность создать новый еврейский дом, сил, которые не проявляются в обычные дни. Молодые во время Хупы удостаиваются особой святости, которая не может проявиться в будни. И эта святость является источником силы для того, чтобы начать новый путь. В Украине можно зарегистрировать гражданский брак, но многие молодые еврейские пары сегодня становятся под Хупу. Наверное, это не случайно. И театральности тут никакой нет, в чем я сама убедилась, побывав на этом обряде. <И сотворил Г-сподь человека в образе его: по Б-жественному образу сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он людей (Брейшит, 1). И сказал Г-сподь Б-г: <Нехорошо человеку быть одному; сделаю ему помощника под стать ему…> Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью (Брейшит, 2). Все это было мне известно, а вот когда я увидела, как скрепляется Ктуба (брачный договор) уважаемыми и почетными раввинами, я поняла всю серьезность этого обряда. <Ктуба> – это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених и права его будущей жены. В первую очередь <ктуба> подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: <Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее>. Кодификаторы законов Торы разошлась во мнениях относительно происхождения <ктубы>: является ли это законом Торы или постановлением мудрецов. Рамбам, например, считает, что институт <ктубы> учредили мужи Великого собрания в начале эпохи Второго Храма. Они постановили, что все имущество мужа – движимое и недвижимое – является залогом того, что жена получит причитающуюся ей по <ктубе> сумму денег. Невеста <чистейшей прелести чистейший образец> сидит в кресле, по обе стороны от которого стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой – перед тем, как они войдут под <хупу>. Те, кто сопровождает и жениха, и невесту, называются <шошвиним>. Поскольку жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста – царице, их должна сопровождать свита. Честь быть <шошвиним> обычно предоставляют родителям, а также самым близким людям молодых, вступающих в брак. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобы <шошвиним> были женаты в первом браке – это добрый знак для молодых. Нелишне, чтобы молодые пары побольше учились у таких супружеских пар.
Веселье в разгаре |
Но почему именно жених идет к невесте? Есть в этом намек на дарование Торы. Тогда тоже произошло бракосочетание, <кидушин> между Самим Вс-вышним и народом Израиля, а <шошвин> тогда был один – Моше Рабейну. И сказано: <И вывел Моше народ навстречу Б-гу> – потому что Вс-вышний пришел уже на назначенное место к невесте, народу Израиля. И вот в память о том, что Вс-вышний спустился в огне на гору Синай, установился обычай освещать происходящее под <хупой> огнем свечей. Понятие <медовый месяц> чуждо иудаизму. Именно с первых дней совместной жизни молодые должны привыкать к семейной жизни. Поэтому обычай требует от молодоженов оставаться после свадьбы в семейном кругу, а не ехать в чужие места на второй день после свадьбы. А пока в зале, за столами, накрытыми в соответствии с требованиями еврейской традиции, веселились гости, жениха и невесту буквально подбрасывали в воздух на стульях. А вокруг все крутилось, как нескончаемая карусель. Карусель нашей замечательной еврейской жизни, в которой мы ничего не боимся и идем вперед с Б-жьей помощью.