967

Страницы еврейской философии. Бренное время и вечный день

February 26, 2005 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

 

   Наше погружение в субботу – соприкосновение с вечностью и с бесконечным потенциалом сил, раскрывающих замысел Творца. Оно необходимо нам всегда, и особенно в те времена, когда мир кажется самодостаточным, не нуждающимся ни в каких принципиальных изменениях, или наоборот, столь испорченным, что стремление к идеалу кажется абсурдным.

  Суббота – элемент, который на протяжении всей истории приближает нас к Творцу, а не к творению. Она привносит в ограниченный мир соприкосновение с бесконечным. И даже если это соприкосновение остается смутным и не четко выраженным, без него невозможно продвигаться к достижению той цели, которая стоит перед всем миром. Суббота дает ощущение, что задача достижения идеала – реальна, и, более того, она переносит нас в исправленный мир и дает нам возможность соприкоснуться с его светом, вопреки окружающей действительности, свидетельствующей о том, насколько она на данный момент далека от совершенства.
  Отблеск будущего идеального мира достигает наших дней и дает нам возможность радоваться не только делам рук своих, но и покою, как явлению совершенно самостоятельному, не связанному с накоплением сил для продолжения и развития трудовой деятельности. Субботний покой приносит радость не только в связи с удовлетворением от проделанной работы, но и наполняет душу человека восторгом от ощущения того, что его труд получил новое наполнение и иное содержание. И те цели и задачи, которые ставил перед собой человек – добыть пропитание и обеспечить свое физическое существование – оказались незначительными и мелкими, а сама его работа и приложенные усилия раскрылись по-новому и обрели глобальный смысл и стали основой для исправления мира. И отсюда дополнительная радость субботы – не только как дня отдыха, но и как дня переосмысления в свете Б-жественной цели своего же труда. 

  Отпечаток, оставленный в душе человека субботой, как днем переосмысления созидательных процессов, каждый из нас обязан пронести через дни недели и к временным параметрам оценки существующих или создаваемых нами форм добавить аспект вечности и связанного с ним ощущения бесконечности. Такое мировосприятие позволяет нам по-новому оценить плоды нашей деятельности за истекшую неделю и увидеть их в свете соответствия глобальным целям мироздания, а также во многом изменяет направленность нашей деятельности в течение последующих шести дней. Наше сознание перестает быть рабом циклических процессов, направленных на удовлетворение сиюминутных потребностей человека, и начинает соотноситься с глобальными мировыми проблемами духовного плана. Таким образом, в сознании человека происходит сочетание временного и вечного, конкретных форм и воплощения глобальных замыслов. .


 

редакция  – р. З. Мешков