Существует атеизм, являющийся верой, и существует вера, которая на самом деле является атеизмом. Как такое возможно? Это бывает, если человек провозглашает, что Тора дана с небес, но сами небеса представляются ему в такой страшной форме, что от истинной веры там ничего не остается. А каким образом атеизм может являться верой? Это – если человек отрицает, что Тора нам дана небесами, но его отрицание основано только на тех представлениях о небесах, которые существуют в мозгу, полном хаоса и бессмыслицы. И он говорит: у Торы есть более высокий источник. Рав Авраам Ицхак _а-Коэн Кук ВСТУПЛЕНИЕ События последних двухсот пятидесяти лет полностью изменили весь культурный мир. Три революции сотрясли его и создали новый порядок, определив новые направления дальнейшего развития. Первая революция – научная, которая расширила возможности человека в исследовании окружающего мира и дала ему знания, позволяющие познавать и совершенствовать мир и использовать силы природы по собственному свободному выбору, на благо человека. Научная революция повлекла за собой две другие, не менее важные. С одной стороны, – общественный переворот, включающий подъем национальных движений вместе со стремлением к построению справедливого бесклассового общества. С другой – антирелигиозная революция: рост атеизма и бунт против религии и устаревшей веры, которая оказалась бессильной перед вызовом нового времени. В рамках статьи мы попытаемся проанализировать одно из упомянутых явлений и показать главные подходы к этой теме в иудаизме. Перед нами поставлены следующие проблемы: хилониют во всем своем разнообразии (атеизм, культ материальных благ и т.д.), а также значение этого явления в истории. ОТНОШЕНИЕ ИУДАИЗМА К ХИЛОНИЮТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Среди различных течений религиозного еврейства в отношении хилониют и его роли в истории существует три центральных подхода. Это разделение отражает не все существующие мнения, а только базисные, на которых строятся и от которых отталкиваются все остальные. РАВНОДУШИЕ Первый подход – безразличие по отношению к атеизму и его связи с верой. То есть, согласно такой точке зрения, для иудаизма не имеет значения тот факт, что сегодня хилониют в той или иной мере охватывает большую часть нашего народа. Мол, и раньше были люди, отрицавшие веру, изменявшие ей, ассимилированные и т.д. И, несмотря на то, что тогда шла речь об относительно небольшом проценте, десятках или сотнях людей, а в последние сто лет говорится уже о миллионах, эти данные не играют никакой значительной роли в отношении иудаизма к упомянутому явлению. Религиозный истеблишмент остается нетронутым по определению, не нуждается ни в какой критике и внутреннем анализе, полагают сторонники данного подхода, так как проблемы – за его пределами и не имеют никакой связи с тем, что происходит внутри религиозных структур. Их подход к хилониют – прямой результат и следствие общего принципа: равнодушие в равной мере как к еврейской, так и к мировой истории. Политические, экономические, военные и другие события и их развитие приходят и уходят без всякого отражения в вере и религии. В наше время существуют два направления с таким подходом: с одной стороны, большое течение современной харедимной ортодоксии, с другой – религиозные академические круги (без обобщения). Несмотря на огромные явные и скрытые различия в их мировоззрении, между ними есть общий знаменатель – оба течения, каждое по своей причине, видят реальную действительность и ее развитие (то есть историю) как нечто чуждое и оторванное от мира духа и мысли. Возможно, это результат влияния христианства, проникшего к нам через западную философию: оно видит этот мир оставленным Б-гом. Поэтому религия, занимающаяся верой и практическим культом, который касается только индивидуальной жизни человека и имеет целью достижение духовных высот (харедимный подход) или является экзистенциальным выражением отношения человека к Творцу, не интересуется тем, что не имеет к ней непосредственного отношения. Таким образом, религия остается равнодушной к истории и ее процессам, так как они отражают жизнь общества. Соответственно, атеизм как часть исторического процесса находится вне рамок религии, то есть вне иудаизма. ОТРИЦАНИЕ Лагерь отрицающих составляют определенные круги, которые не готовы смириться с тем фактом, что пренебрежение Торой и заповедями перешло все границы, а также с тем, что во всем мире распространился атеизм, обострилась погоня за материальными благами; указанные явления проникли даже в еврейские общины. Поэтому они вынуждены искать смысл происходящего, утверждая, что секуляризация (хилониют) и все, что с ней связано, суть не иначе как дело рук сатаны, препятствующего Освобождению и приходу Машиаха, – последнее и труднейшее испытание перед Освобождением. Все это создает пространство для самокритики – ведь дедушки и бабушки сегодняшних атеистов были кошерными евреями, и, значит, внутри религиозных структур существуют проблемы. Но выводы известны изначально: отдаление от всего, что заражает этой <болезнью>. Естественно, это приводит к закрытости общин держателей истины вместе с установлением безусловной границы между ними и всеми, кто сошел с истинного пути. Основной вывод: объявить священную войну хилониют и всем его проявлениям всеми возможными способами. ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ Это – лагерь рава А.-И. Кука и его учеников. Как и всякая вещь в иудаизме, включающая все стороны действительности, взгляд рава Кука на данную проблему сложен. Поэтому, когда мы обращаемся к некой отдельной логике творения, будь то мнение, событие или отдельная личность, на нас возлагается обязанность провести всесторонний анализ. В книгах рава Кука мы находим разделение всего сущего на четыре уровня: индивидуальный, национальный, общечеловеческий и общемировой. И на всех этих четырех уровнях на атеизм. Творцом возложена почти одна и та же задача. Иудаизм, будучи базисом монотеистической веры, несет ответственность за все процессы морального развития мира. Это означает, что на каждом этапе исторического, научного или духовного развития он создает связь между человеком и Б-гом, чтобы сделать возможным для человека диалог со своим Творцом. Это и может быть названо целью Творения. Всевышний создал все – действительность со всем, что находится внутри нее, и со всем, что вне ее. Цель состоит в том, чтобы исследовать и находить Б-жественные проявления, искры изначального света, рассеявшегося и потерянного вследствие разбития сосудов. Говоря современным языком, можно несколько яснее сформулировать нашу цель. Она состоит в том, чтобы проделать в свете Торы интеллектуальный и экзистенциальный анализ мировой истории со всеми ее достижениями таким образом, чтобы все позитивное, проявившееся в течение тысяч лет ее развития, вошло в национальную жизнь, а всякий негатив был отброшен. Собственно, этот процесс неосознанно уже идет – с момента появления народа Израиля при выходе из Египта. Еврейский народ, проходя через изгнание, собирает урожай, растущий на полях мировой культуры и, по завершении галута, после отсеивания и отбора, вносит в свою сокровищницу все, пригодное к употреблению в пищу, а остальное выбрасывает. Большая часть размышлений рава Кука посвящена подробному анализу отношения к атеизму – столь актуальной в наше время проблеме. Анализируя тот факт, что большинство в его поколении, в основном, молодежь, отвернулись от традиции отцов, их религии и веры, рав Кук пришел к двум выводам: 1)в хилониют есть нечто "большое и чистое", притягивающее сердце избранного народа; 2) этого "нечто" не хватает в иудаизме, в вере, ее устаревших объяснениях, нуждающихся в обновлении для того, чтобы ответить на вызов нового времени. В статье "Иссурим менаким" ("Страдания очищают"), одной из центральных, посвященных этой теме, рав Кук проводит работу по анализу глубин атеизма: понимающий суть атеизма высасывает его сердцевину и возвращается к корню его святости. "Нечто", явно или скрыто содержащееся в том, что притягивает запутанные или ищущие души, рав называет внутренним зерном тшувы всякого унижения и всякой порчи. Роль хилониют рав видит в работе по очищению монотеистической веры от теней материализации, а в мощном прорыве атеизма – последний шаг на пути к идеально чистой монотеистической вере. И каждый раз, когда падает определенная часть материализации, кажется, что пала вера, а потом выясняется, что вера не пала, а очистилась: В последние годы падает последняя тонкая оболочка материализации, которая отождествляет действительность с Б-жественностью, когда на самом деле то, что мы определяем как действительность, неизмеримо далеко от Б-жественности. ОТНОШЕНИЕ К АТЕИСТАМ В УЧЕНИИ РАВА КУКА Из-за крайне необычного подхода к атеизму, национальному возрождению (сионизму) и другим вызовам времени, характерным для эпохи и притянувшим сердца лучшей части еврейской молодежи и всего человечества, рав Кук подвергся острой критике со стороны "семьи" – представителей религиозного еврейства. Прежде всего, еще при жизни рава, сильное сопротивление вызвали его идеи и деятельность по защите взбунтовавшегося поколения и приближению его к вере и правде. Рав _илель Цайтлин в своей статье "Между двумя великими горами" ярко описывает напряжение и противостояние между мировоззрением рава и его противников из харедимного еврейства. Он рассказывает о своем визите к раву Хаиму Зонненфельду и раву Куку. Слова рава Зонненфельда представляют квинтэссенцию критики и обвинений против рава Кука и его подхода: всепрощение, закрывание глаз и утверждение, что его любовь к еврейскому народу переходит все границы. На это уже ответил сам рав и десятки его верных учеников во главе с его сыном, равом Цви-Йе_удой Куком. Они объяснили его мысли и намерения в деле защиты поколения. Рав прекрасно знал и предвидел те опасности и беды, которые может принести быстро распространяющийся атеизм своим последователям в "просвещенном" мире. Однако в последнее время слышатся голоса, на этот раз обвиняющие учение рава с другой стороны: не в избытке защиты, а в недостатке ее. Новые обвинители утверждают, что подход рава высокомерен по отношению к нерелигиозному еврейству и препятствует возможности диалога между ними. В выражениях типа "плененный младенец" или "анусим", по их словам, содержится пренебрежение их духовным и культурным миром, так как плененный младенец в конце концов должен освободиться и принужденные должны стать свободными, и все время, пока этого не произошло, они как будто неполноценны, не знают истины и бредут во тьме, а вся правда только у верующих. Новые критики требуют легитимации явления хилониют, признания его вечности и равноценности. Некоторые ученики рава Кука и рава Цви-Йе_уды уже начали отвечать на новые обвинения. Основная идея: да, в этой критике есть доля истины. Трудно приступить к диалогу с теми, основа мировоззрения которых – пренебрежение духовным и культурным миром другого. Только критика исходит из неправильного понимания учения рава. Для того, чтобы правильно понять его, необходимо провести различие между юридической и ценностной стороной. Несмотря на то, что обе они измеряются критериями Торы, иногда бывает, что они не совпадают. Случается, что с юридической точки зрения определенное действие запрещено и, вместе с тем, с ценностной точки зрения, оно должно быть совершено. Поэтому выражение "плененный младенец" не умаляет ценности человека или группы людей, а лишь определяет их юридический статус. При этом оно совершенно не касается духовного и культурного мира этих людей, что дает возможность признать определенные ценности, существующие у них и, таким образом, начать плодотворный и успешный диалог. В заключение я хочу привести мысль, которую я слышал от профессора Яакова Гордина. Кто такой атеист в наше время? Это не тот, кто утверждает, что Б-га не существует, – ведь эти люди ничего об этом не знают. Настоящий атеист – тот, кто утверждает, что в мире нет никаких ценностей, нет добра и зла, нет ни справедливости, ни несправедливости, все равно! ——————————————————————————– Примечания: хилониют – процесс оставления веры и традиционного образа жизни еврейскими массами. ——————————————————————————– харедимная ортодоксия – несионистские религиозные движения. ——————————————————————————– искры изначального света, рассеявшегося и потерянного вследствие разбития сосудов – каббалистическое понятие, связанное с изгнанием Адама и Хавы из Рая. ——————————————————————————– галут – рассеяния, изгнания. ——————————————————————————– тшувы – исправления. ——————————————————————————– то, что мы определяем как действительность, неизмеримо далеко от Б-жественности – Рав выступает здесь против отождествления Б-га и природы. Далее в статье рав Кук объясняет, что атеизм пришел, чтобы отбросить последнюю оболочку на пути к чистой монотеистической вере. – Прим. переводчика. ——————————————————————————– "анусим" – Понятия, применяемые к евреям, выросшим в далекой от традиции атмосфере, чтобы освободить их от ответственности за ее нарушения. Выражение "плененный младенец" применяется по отношению к евреям, выросшим в местах, где детям было невозможно получить религиозное образование. Выражение "анусим" (буквально – "принужденные") применяется к евреям, которые были вынуждены уйти из еврейства под угрозой смерти. ——————————————————————————– не касается – И не умаляет. – Прим. переводчика.