Человеку свойственно как ошибаться, так и меняться. Современное секуляризированное общество под влиянием тех или иных кризисов весьма успешно отбросило еврейский народ от религии. Причин этому великое множество, не буду на них останавливаться. Они достаточно известны. Мезальянсы евреев с представителями титульных наций на территории стран рассеяния всегда способствовали этим процессам и усиливали их в той или иной степени. Как ни пыталась сохранить себя еврейская община и закрыться от нееврейского влияния, сделать это не удавалось практически никому. Евреи, живущие всегда с менталитетом меньшинства, при всем своем желании не смогут его поменять, потому что, увы, никогда не станут большинством. Этот углубляющийся <меньшевизм> в Украине стал особенно выраженным после массовой эмиграции 80-90-х годов двадцатого века. Сохранение антисемитизма как одной из сущностей православного христианства всегда вынуждает евреев находиться в состоянии если не <боевой готовности>, то с ощущением вечного внутреннего <неуюта>, своей <чужеродности> и <чуждости>. Однако, несмотря на выработанную за многие годы высокую степень социальной интегрированности в любое общество, евреи постепенно возвращаются к традиции. Новые, более благоприятные условия развития еврейской общины, активные меценатские мероприятия способствуют возрождению еврейского самосознания, а, значит, и возвращению евреев к своим корням. Динамизм, с которым действуют лидеры еврейского движения Украины, не может остаться незамеченным. Сегодня только в Киеве существует и действует четыре синагоги, в которых находятся и культурные еврейские центры. В настоящее время активная работа еврейских центров, работа посланников из Израиля начинает давать евреям Украины достаточно значимое психологическое ощущение защищенности, что немаловажно, учитывая малочисленность диаспоры. Киев, хотя и столичный город, не является космополитическим мегаполисом, в отличие от многих городов Европы и тем более США. Однако можно с уверенностью сказать, что еврейская община не ведет себя, как <забитая> провинциальная секта. Открытость, легитимность, уверенность в себе дает полное право евреям Украины чувствовать себя независимо. В Киеве начинает понемногу, но появляться еврейский стиль. В центре, в районе улиц Шота Руставели, проспекта Леси Украинки, вы встретите раввинов или людей в типичной одежде хасидов, и это уже не вызовет ни у кого удивления. Еще десять лет назад подобное было трудно себе представить. К сожалению, падение авторитета религиозных ценностей во всем цивилизованном мире, и в Израиле в том числе, представляет собой глобальную проблему. Многим прогрессивным евреям, принадлежащим к достаточно высоким социально- экономическим слоям, возвращение к иудаизму кажется нелепым и несвоевременным. Многие современные евреи – потомки в третьем и четвертом поколениях революционных, коммунистически настроенных бабушек и дедушек. В свое время они спрятали Талмуд, заменив его <Кодексом строителя коммунизма>. Если только попытаться вникнуть, насколько глубоко это сидит в наших родителях, то становится понятным, почему, несмотря на несомненную привлекательность разнообразных моделей религиозного образования, успехи его пока не столь значительны, как хотелось бы. Современная Украина, идущая по пути демократических преобразований уже пятнадцать лет, как бы не замечает евреев вообще. Но евреи никогда не могут и не будут незамеченными, так уж мы устроены. Современная диаспора во главе со своими лидерами пытается преодолеть теми или иными способами атеистическую косность сегодняшних <светских> евреев, пытается пробудить еврейскую душу каждого члена общины. Эта новая религиозность становится для некоторых дополнительным стимулом в своем совершенствовании личности, для иных – смыслом жизни, некоторых оставляет в размышлениях. Молодые еврейские интеллектуалы напоминают сегодня своего рода романтиков, которые обретают иные, <неведомые им берега>. Многие из них уже не мыслят себя без прочтения <Недельной главы>, без Шабата, без зажигания в своем доме свечей. Корректность и тактичность еврейских учителей, их образованность, эрудиция, привлекают внимание молодежи, не оставляет их равнодушными. В современной еврейской среде происходит борьба с таким явлением, как < самоотречение> себя, как еврея. Людям помогают справиться с этим тяжелым комплексом <самоненависти>. Примером такой судьбы была судьба марксистки Розы Люксембург, которая писала, что <чувствует себя дома везде, где есть облака, и птицы, и людские слезы>, и что в ее сердце <не останется не единого уголка для гетто>. И все-таки нет еврея, не имеющего того или иного <религиозного анамнеза>. Он есть у всех и у каждого и от него никуда не деться. Если своевременно и правильно начать <лечение>, то можно достигнуть явного улучшения в духовном <здоровье> личности. Сегодняшняя Украина политизирована настолько, что это состояние не может не внушать тревогу и опасения. Украинское большинство, которое может пойти по опасному пути создания <культа> одного из кандидатов в президенты страны, настораживает очень многих. Но свет, который несут представители религиозной части еврейской общины, помогут рассеять эти тревоги, помочь справиться с этим <неуютом> в душе. Маргинализация населения Украины, его расслоение на бедное большинство и небольшую группу очень богатых людей не могли не отразиться на оставшихся здесь евреях. Особенно это ощущается в провинциальных еврейских общинах, где людям трудно живется не только в силу экономических причин, но и в силу малочисленности евреев. Как помочь людям, лишенным синагог и даже помещений под них? Людям, не имеющим литературы и периодических изданий по еврейской тематике? Все это есть не только миссия, рассчитанная на определенное время. Мы не имеем права отказываться от нее, пока есть те, кто нуждается в поддержке. Проект <Еврейское самосознание>, организованный образовательным центром <Мидраша-Ционит> при ЕА <Сохнут Украина>, проводит эту фундаментальную и кропотливую работу на территории Украины и некоторых стран СНГ. Сейчас время реальных дел, а не иллюзий, хотя бы потому, что давно стала реальностью исламизация европейского мира. Проект <Еврейское самосознание> наполнен конкретными, адресными действиями. Если Вам не безразлична собственная история, если Вы никогда не забывали и не забываете о своем происхождении, пишите нам, звоните. Мы всегда рады и ждем каждого из вас.