Легко заметить, что наша недельная глава не только называется словом, связанным с видением (на иврите вайера, «открылся» – это страдательный залог слова «увидеть», т.е. стал видимым); она не только начинается с этого слова, но и конец её, в большой степени, посвящён понятию зрения и способности видеть.
«На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел это место издалека…» (Берейшит 22:4, отрывок о жертвоприношении Ицхака).
«И поднял Авраам глаза свои, и увидел – вот ягненок, зацепившийся рогами своими в кустах; и пошел Авраам, и взял ягненка, и принес его в жертву всесожжения вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: “Бог увидит”; а ныне о нем говорят: “На этой горе открывается Бог”» (Берейшит 22:13-14).
Прежде, чем мы попытаемся разобраться, как связаны между собой начало главы и конец, я расскажу вам один рассказ, который широко известен в узких хабадских кругах. Эта история произошла с ребе Рашабом (пятым Любавическим Ребе), когда ему было пять лет. Суббота, когда читали недельную главу «Вайера» («И открылся…»), была ближайшей к его дню рождения. Чтобы отметить это событие, мать взяла его в гости к дедушке Цемах-Цедеку (3-му Любавическому Ребе), чтобы мальчик получил благословение. Но как только Ребе вошёл в комнату, мальчик разрыдался. Дедушка спросил, что произошло. Выяснилось, что на уроке по недельной главе его внук узнал, что Б-г открылся Аврааму, и плачет, потому, что Б-г не открывается нам…
Дедушка объяснил: когда праведный еврей, которому исполнилось 99 лет , решает сделать обрезание, он достоин того, чтобы ему открылся Б-г. Тех, кто хочет познакомится с хабадским аллегорическим объяснением этого очень глубокого замечания, я отсылаю к недавно вышедшей на русском книге «Уроки Торы Ребе» под редакцией р. Йонатана Сакса.
По-моему, можно понять эти слова и буквально. И действительно, разве можно представить себе поступок более высокий, чем поступок Авраама, который вступает (представьте себе – не больше и не меньше!) в союз со Всевышним? А с другой стороны, и награда – «способность видеть Б-га» – замечательно соответствует поступку. Что может быть большим духовным наслаждением, чем ощущение раскрытия Творца! Не зря плакал мальчик…
Однако в продолжении главы мы видим в рассказе про Агарь, что она(*1) тоже смогла что-то разглядеть, когда Всевышний открыл ей глаза:
«И открыл ей Всесильный глаза, и увидела она колодец воды» (Берейшит 21:19). Можно пойти еще дальше и сказать, что если Всевышний «открывает глаза», то и осёл может увидеть ангелов. Вспомните рассказ про Бильама. Кажется, что именно на это намекает мидраш, который, объясняя, почему Авраам не берёт с собой отроков (Ишмаэля и Элиэзера), к тексту Торы «сидите здесь с ослом» прибавляет: «Так как вы похожи на осла – то и сидите с ослом». Конечно, в свете того, как ведут себя сейчас потомки Ишмаэля, мы бы и не то про них сказали. Но, поверьте, мудрецы просто так слов на ругательства не тратили. Другой Мидраш описывает происходящее так:
«Авраам увидел над горой облако, которое стоит над горой, не двигаясь.
(Облако символизирует Шхину – прояление Божественного в нашем мире). Он спросил Ицхака: "Ты видишь?" И тот ответил: "Да, конечно, вижу". Это то облако, на той горе, где примерно через тысячу лет начнут приносить жертвоприношения в Храме. Когда же Авраам спросил своих спутников: "Юноши, а вы видите?", – они ответили, что ничего не видят, только пустыню». Речь идёт здесь о конкретной проверке на уровень и остроту духовного зрения: кто видит – идёт дальше.
Важно отметить, что Авраам видит Место (облако, Шхину) сам, без того, чтобы Всевышний открывал ему глаза, в отличие от начала главы, где сначала Б-г открывается Аврааму, т.е. инициатива идёт сверху. Далее мы видим, что после того, как Авраам преодолевает сам момент Акеды (*2) – «связывания Ицхака на жертвеннике», его зрительные способности ещё больше усиливаются: он видит ягнёнка в кустах, который поджидал его на этом месте с 6 дней Творения.
А как же тогда этого ягнёнка-то никто не съел за это время?
Да попросту не мог его увидеть никто до этого. Даже Авраам.
И снова Авраам видит сам. И сам принимает решение, как поступить. Он берёт ягнёнка, приносит его в жертву, затем выбирает подходящее имя для Места. И снова, заметьте, в названии звучит тема видения:
«И нарек Авраам имя месту тому: “Бог увидит”; а ныне о нем говорят: “На этой горе открывается Бог”».
И только после этого праотец Авраам получает все замечательные награды.
Подытоживая, скажем, что в результате невероятного уровня самопожертвования (помните, мы спрашивали – разве может быть что-то большее, чем то, что сделал Авраам, заключив Союз?) Авраам прыгает выше своей головы, и вообще выше любой головы. Что позволяет ему и в плане «способности видеть» подняться выше даже высочайшего уровня, когда открывается Божественное присутствие. На уровень, когда видят всё время, и Божественное присутствие видят каждый раз, когда поднимают глаза…
Этот уровень является отличительной чертой пророчества Моше, который мог входить в состояние непосредственного контакта с Божественным присутствием по своему желанию. В отличии от всех других пророков, которые поднимались до уровня пророчества, но сами в контакт не входили – только ждали, когда Шхина раскроется им.
Все мы с нетерпением ждём того времени, когда вернётся к нам настоящее зрение, когда мы сами увидим, где Это Место и что нас ждёт там с шестого дня творения.
1) Агарь- служанка Авраама, ставшая по просьбе Сары его женой и родившая Ишмаэля, от которого произошла впоследствии арабская нация.
2) Акеда переводится на русский язык как «заклание Ицхака», хотя дословно это слово означает «связывание». Объяснение этого – тема отдельного урока.