71659492

Спор мудрецов Талмуда

September 19, 2012 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

(трактат Рош а-Шана 26а)

 

В Торе сказано: «В седьмом месяце, первого дня месяца, будет у вас отдых, день трубления, когда (Всевышний) вспоминает (все ваши дела), день собрания (молитвы) будет у вас» (Ваикра, 23:24). Первый день седьмого месяца принято называть Рош а-Шана, начало года. В этот день был сотворен человек, в этот день он согрешил, и в этот день он раскаялся, и в этот день был помилован. С тех пор этот день стал днем суда, днем раскаяния и прощения для всех людей. В месяце тишрей (седьмой месяц, считая от нисана) все сыновья Израиля обязаны слушать трубление в шофар – полый рог кошерного животного. Исполнение этой заповеди позволяет обрести человеку духовный потенциал на весь год. Звук шофара пробуждает в душе стремление приблизиться к Всевышнему, а это само по себе дает способность выбрать правильный путь и идти по нему. Если человеку удается мысленно приблизиться к Творцу, у него появляется желания избавиться от всех плохих качеств, а так же в его душе рождается сожаление обо всех тех поступках, которые не следовало бы делать. Обычно для того, чтобы исполнить заповедь трубления в шофар, берут бараний рог. Но мудрецы Талмуда задались вопросом о том, допустимо ли трубить в коровий или бычий рог в Рош а-Шана. Раби Йосей утверждал, что, трубя в коровий рог, или вслушиваясь, как другой трубит в него, человек исполняет заповедь, а другие мудрецы говорили, что – нет. Они исходили из того, что в день, когда Всевышний вспоминает прошлое, и ждет от человека раскаяния, и устранения от плохих дел, неуместно использовать коровий или бычий рог, который напоминает о грехе золотого тельца. Ведь этот грех – корень всех грехов сыновей Израиля. «Обвинитель не может стать защитником» – говорили мудрецы Торы. По этой же самой причине первосвященник в Йом Кипур не должен заходить в святая святых в одеждах, украшенных золотом. Он обязан снять их, и остаться только в белых одеждах: когда он приближается к Всевышнему, ничто не должно напоминать о грехе золотого тельца.

 

Раби Йосей возразил мудрецам: но ведь первосвященник приносит все жертвы во дворе Храма в Йом Кипур в одеждах, украшенных золотом, и только в святая святых он заходит в белых одеждах. На что мудрецы ему сказали: «Так ведь мы и говорили, что в святая святых не может обвинитель стать защитником, а вне святая святых это правило не действует. А трубление в шофар – оно производит такое же влияние на душу человека, как будто он зашел в святая святых. Поэтому и для трубления в шофар нельзя воспользоваться коровьим рогом, напоминающим о грехе золотого тельца».

 

Но что же это за принцип: «обвинитель не может стать защитником?». В самом деле, ведь после того, как человек нашел в себе силы исправить свои плохие дела, его раскаяние становится его заслугой. Он смог понять, что поступил плохо и нашел в себе силы преодолеть дурное желание – это ли не заслуга? Вот и получается, что исправленный грех на суде Всевышнего засчитывается в плюс.

 

Да, но остается вопрос, почему же человек все-таки согрешил, почему изначально не выбрал хорошую дорогу? Этого вопроса может избежать только тот, кто полностью устранился от всех грехов и направил на служение Всевышнему все свои силы, включая и те, которые когда-то толкнули его на нарушение заповедей. Двор Храма, где приносятся жертвы, соответствует такому уровню диалога с Всевышним, когда человек может сказать: «смотри, я преодолел грех, и это моя заслуга». Святая святых соответствует такому уровню диалога, когда Небеса могут спросить человека: «А почему же ты все-таки согрешил? Ведь изначально тебе была дана чистая душа, стремящаяся только к хорошему. Как же ты загрязнил ее плохими мыслями и намерениями?». И мудрецы и раби Йосей считали, что на этот вопрос человеку очень трудно ответить. И не стоит первосвященнику, призванному в Йом Кипур держать ответ за весь народ, заходить в святая святых в золотых одеждах. Ведь это может быть воспринято Небесами, как желание напомнить о том, что сыновья Израиля преодолели все свои грехи, и это должно быть засчитано им в заслугу. Тогда Всевышний спросит: почему же они грешили? И в день суда будет трудно ответить на этот вопрос.

 

Мудрецы и раби Йосей разошлись только в одном. Мудрецы считали, что звук шофара производит на душу человека такое же действие как посещение святая святых на первосвященника. И всякий, кто слышит звук шофара в рош-ашана, он как будто стоит в святая святых. А раби Йосей считал, что трубление в шофар нельзя приравнять к пребыванию в святая святых. Поэтому допустимо воспользоваться для исполнения этой заповеди коровьим или бычьим рогом.
Когда один человек спорит с мудрецами своего поколения, галаха устанавливается в соответствии с правилом «если один возражает нескольким мудрецам, принимается мнение большинства».

 

Таким образом, трубление в шофар приравнивается к посещению Святая святых. И еще один вывод: в Йом Кипур не достаточно стремиться к тому, чтобы освободиться от всего дурного. Человек должен стремиться достичь такого уровня, когда он сможет сказать: все те силы, которые привели к греху, я использовал на исполнение заповедей и приближение к Всевышнему.