Создание зла и его границы

Создание зла и его границы

December 30, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments
 

Комментарии

96.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сейчас нам необходимо понять первое состояние человека, состояние, в котором он пребывает в этом мире, в то время, когда на нем лежит обязанность служения. Что такое служение в общем, мы уже определили. Это устранение всякого присутствующего в создании недостатка, того самого зла, которое существует сейчас и в будущем прекратит свое существование. И именно на человеке лежит миссия постараться устранить зло сначала в себе, а затем и во всем Творении, насколько это в его силах190. Как сказали мудрецы (Сангедрин 37а): <Обязан человек сказать: для меня создан мир>. И еще объяснили мудрецы в мидраше (Ялкут Шимони, Ошеа, 532) слова пророка (Ошеа 14:2) <потому что споткнулся ты в грехах своих>: <Сказал раби Симай: "притча о камне, возвышающемся на пересечении дорог, о который спотыкаются люди. Сказал Царь: ‘стачивайте его понемногу, пока не придет срок и Я не уничтожу его совершенно’ ">191. Теперь необходимо разъяснить подробности этого служения и то, каким путем человек и мир придут к исправлению.
Первым делом надо прояснить концепцию существования зла в этом мире, которое, собственно, и является причиной существования служения; понять его границы, сущность и последствия, которые оно вызывает, в чем его великая сила, что ее подтачивает, как сказали мудрецы, и что устранит это зло из мира. Посмотри, сущность зла совершенно нова, Всевышний по воле своей привнес ее в мир, дабы испытать ею человека и создать возможность служения. Прежде не было даже намека, не существовало ничего похожего на зло, ведь Всевышний – абсолютное добро и совершенство. Все добро, даже если оно вновь созданное, непосредственно относится к Всевышнему и соответствует Ему192. А зло, напротив – совершенная противоположность Всевышнему, и не было ничего подобного злу до тех пор, пока Он не создал его волей своей. И только силой своих неограниченных возможностей мог создать Всевышний то, что является Его полной противоположностью и не имеет к Нему никакого отношения, показав тем самым, что возможности Его не ограничены ничем. И это то, что имеет ввиду пророк (Йешаягу 45:7), сказав: <Образующий свет… и сотворивший зло. Я – Б-г, делающий все это>. Однако, создавая зло, Он, Благословенный, создал его с тем, чтобы уничтожить. И создал его в тех рамках, с той природой и законами, которые были желанны Ему, поскольку в любом случае зло было создано только для того, чтобы принести добрый плод праведникам, отплатить им добром.

97.СКАЗАЛА ДУША: Необходимо добраться до самой сути этого явления, поскольку вижу я, что узнаю из этого много нового.

98.СКАЗАЛ РАЗУМ: Безусловно, но прежде я хочу представить тебе одну фундаментальную идею.

99.СКАЗАЛА ДУША: Говори.

100.СКАЗАЛ РАЗУМ: Ты должна знать, что все, что существует и происходит, не может существовать или происходить без постоянного влияния Творца, и от этого влияния зависит рождаемая им сущность. Понятие это прекрасно объяснил великий учитель Рамбам в своей книге <Путеводитель растерянных> во многих главах 2-й части, в частности, в 12-ой, на примере влияния звезд, которое, как нам известно, порождает все, что есть в нашем нижнем мире. Так сказали мудрецы (Берейшит Раба 10:6): <Нет травинки внизу, у которой не было бы покровителя на небе, который бьет ее, говоря: "Расти!">; и как приводит далее Рамбам в своем объяснении. Однако звезды влияют в соответствии с законом, заложенным в них Творцом, и распространяют только то влияние, которое получают от Него. Ибо только Всесильный, благословен Он, – источник всего проливающегося на мир изобилия и влияния. И объяснил Рамбам, благословенна память его, в 12-ой главе, что <источник живой воды>, упомянутый Йермиягу (17:13), а также <с тобой источник жизни>, как сказал царь Давид, – это изобилие бытия [проистекающее от Творца]. Суть же этого учитель [Рамбам] сформулировал так: <Теперь, когда ясно нам, что Он вне всякого тела и все сущее – дела рук Его, мы можем сказать, что мир постоянно возобновляет свое существование благодаря волеизъявлению Творца и от Него проистекает всякое изменение в этом мире. Скажем также, что влияет Он своей мудростью>, смотри там.
Вместе с тем, как ты уже слышала, ни одно из действий, которые совершает с нами Создатель, не является чем-то присущим Его природе, проявлением Его простой сущности193, которая выше всех благословений и восхвалений, поскольку Он, Благословенный, возвышен над всем, что относится к созданным. Все это явления, которые Всевышний породил по своей воле и желанию, представляющие собой разные способы влияния, с помощью которых Он пожелал воздействовать на мир в порядке, установленном Его мудростью. И все они относятся к сотворенной реальности, которую задумал Всевышний. И выходит, что как причины, так и следствия созданы волей Творца194. Причины – это способы влияния и их пути, а создания – их следствия. И создал Благословенный способы влияния в соответствии с видами творений, которые Он хотел создать, поскольку каждый способ влияния порождает одно, соответствующее ему создание. Это очевидно, ведь излияние мудрости – это одно, излияние могущества – другое, излияние богатства – третье, и так во всем.

101.СКАЗАЛА ДУША: Разве Всевышний не мог создать все одним видом влияния?

102.СКАЗАЛ РАЗУМ: Под <влиянием> (<волеизъявлением> или <излиянием>, перевод приведенного в оригинале слова может меняться в зависимости от контекста – прим. переводчика) мы имеем в виду то, что спускается от Всевышнего к созданным и воздействует на них. Поскольку мы не можем различать эти виды влияния с точки зрения субъекта действия (ибо не знаем, каким образом действует Всевышний), то можем рассуждать только с точки зрения подвергающихся воздействию. И если приходит от Творца к созданию могущество – говорим, что это было влияние могущества, т.е. Творцу было угодно проявить влияние, порождающее могущество. Если же придет мудрость – значит, это влияние мудрости, и это просто [24].
Но вернемся к теме добра и зла. Мы видим рождение добра и зла в этом мире. Какие влияния, по-твоему, их создают?

103.СКАЗАЛА ДУША: Разве это не очевидно? Излияние добра порождает добро, излияние зла – зло.

104.СКАЗАЛ РАЗУМ: Две вещи скажу тебе. Во-первых, от Святого, благословен Он, не проистекает зло, потому что Он – источник добра, а из источника добра не может исходить зло.

105.СКАЗАЛА ДУША: Если так, откуда берется зло? Ведь написано: <Делающий мир и создающий зло> (Йешаягу 45:7).

106.СКАЗАЛ РАЗУМ: Написано <сотворивший зло>, а не <делающий зло>. Он сотворил саму сущность зла, без этого его бы просто не было, но Он не совершает его прямым действием[25].

107.СКАЗАЛА ДУША: Как же тогда зло совершается?

108.СКАЗАЛ РАЗУМ: Написано (Псалмы 30:8): <Господь, по воле своей поднял Ты меня на вершину силы; когда скрыл Ты от меня лицо Свое, пришел я в ужас>. И также (Псалмы 104:29): <Сокроешь лицо Свое – придут в ужас [созданные]>. И Моше, учитель наш, сказал (Дварим 31:17): <И скрою лицо Свое от них, и станут [они] добычей>. Это значит, что добро Всевышний совершает прямым влиянием добра, а зло – не что иное как отсутствие этого влияния, прекращение его в большей или меньшей степени. Волеизъявление добра необходимо для всего, что является благом для создания; если это волеизъявление прекратится совсем, создание прекратит свое существование, а если волеизъявление, не прекратившись совсем, потеряет свое совершенство – в создании возникнет недостаток. Например: если влияние, поддерживающее жизнь, совершенно – создание живо и здорово. Если прекратится – создание умрет. А если не прекратится совсем, но перестанет быть совершенным, то создание не умрет, но заболеет, и жизнь его будет мучительна. И это очевидно. Выходит, неверно было бы сказать, что добро и зло – это два вида влияний, как ты думала. Это порождения влияния и его отсутствия, полного или частичного195.

109.СКАЗАЛА ДУША: Это во-первых196, а что ты мне собирался сказать во-вторых?

110.СКАЗАЛ РАЗУМ: Если внимательно разобраться в сущности вещей, то увидишь, что всякое зло – это отсутствие соответствующего добра. Если взять все существующие явления, называемые добром, и дать им определения, а затем так же определить все явления, называемые злом, мы увидим, что любое зло – отсутствие добра197. Поэтому нельзя сказать, что есть два вида влияния. Есть влияние и его отсутствие, полное или частичное.

111.СКАЗАЛА ДУША: Если так, наш мир, который очевидно является сплетением добра и зла, создан двумя путями: влиянием и отменой влияния.

112.СКАЗАЛ РАЗУМ: А разве это удивительно? Ведь это очевидно и не подлежит спору! Все хорошее рождается от влияния Всевышнего, а плохое – от его отсутствия и недостатка. И раз уж мы видим добро и зло, понятно, что Всевышний создал два явления: проявил волю свою, и сдержал ее проявление, и так создал два упомянутых творения.

113.СКАЗАЛА ДУША: Одного только я не могу понять. Когда ты говоришь, что влияние порождает создания – это хорошо; но как порождает их отмена влияния198!? Из отсутствия не может родиться сущность! И тогда неизбежно одно из двух: или Святой, благословен Он, создал зло положительным действием, или зла просто не может быть.

114.СКАЗАЛ РАЗУМ: Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, сотворил мир, то следует понимать, что сначала были сотворены общие законы, а затем их частная реализация, т.е. сначала сама природа, а затем составляющие ей объекты199. И когда Святой, благословен Он, пожелал создать природу, сочетающую в себе добро и зло, то сначала изъявил волю свою, создав природу, и это является добром. Однако Он отстранил часть проявленной воли, а именно позитивные ориентиры и предпосылки совершенства, которые делали свойства этой природы добром. И недостаток проявленной воли внес в природу отсутствие добра, которое и является злом… Ведь природа, несомненно, терпит разрушение из-за отсутствия постоянного влияния Творца. И после того, как появились две стороны в общих законах природы, эти стороны реализовались в конкретных объектах: одни были следствием добра, другие – зла. И хотя сами объекты были созданы соответствующим влиянием (ведь мы уже слышали в начале, что ничего не происходит без такового) – влияние, создавшее объекты, было вторичным по отношению к созданию природы200, уже несущей в себе жизнь и смерть. Поэтому новое влияние должно было воспользоваться всей природой, взяв для построения объектов как добро, так и зло.
Обрати внимание, мы не говорим, что проявленная воля была отменена совсем, поскольку тогда все прекратило бы свое существование. Это то самое отсутствие, которое, как я уже говорил, ничего не может создать. Суть в том, что влияние прекратилось частично, потеряв некоторые аспекты совершенства, но не более того. Это подобно человеку, который заболел, но не умер. Так и природа немного испортилась от частичной отмены влияния, и образовалось зло, которое есть разрушение совершенства природы. Как видишь, аксиома наша осталась неизменной – Святой, благословен Он, делает только добро, а зло возникает как недостаток Его волеизъявления[25*].

115.СКАЗАЛА ДУША: В конце концов я поняла, каким образом зло существует, теперь необходимо дополнить нашу тему и понять границы зла.

116.СКАЗАЛ РАЗУМ: Однако прежде тебе необходимо понять нечто очень важное201. Несмотря на то, что Всевышний всегда мог создать все то, о чем мы говорим, поскольку в Нем никогда ничего не изменяется, неверно было бы считать, что все существовало в потенциале и не хватало только реализации. Это одна из ошибок тех, кто считает мир первичным202. Истина же в том, что все, касающееся Всевышнего до сотворения мира, непостижимо совершенно, и невозможно отнести к нему ни одно из существующих сегодня понятий. Также невозможно говорить о потенциале и его реализации, с вытекающей отсюда связью между этими понятиями. Он сам создал и потенциал, и реализацию. Он сам создал мир и всех, кто его населяет – сначала потенциально, а затем реализовал потенциал, создав тем самым само понятие потенциала и реализации. Первое речение из тех, которыми был создан мир, создало его потенциально, а затем потенциал реализовался. На это намекают учителя наши (Рош а-Шана 32а): <Берейшит ["в начале"] – тоже одно из речений>, и это первое речение отличается от всех остальных тем, что содержит в себе весь мир потенциально. Однако когда потенциально природа была создана, она уже содержала в себе все упомянутые нами свойства влияния, а затем все реализовалось в соответствии с потенциалом.
И хочу я еще углубить твои знания203, сообщив тебе главный закон существования мира во все времена. Корень всего – это желание Всевышнего излить добро Свое на созданных, которых Он пожелал создать204. И для этого Он создал свет и влияние, от него исходящее, соразмерно созданиям, которые хотел создать. И пожелал Создатель, который есть сама святость и источник святости, чтобы влияние это было святостью, исходящей от Него, благословен Он, и порождало только святость, как в случае ангелов, в которых нет ничего, кроме святости. Так и создание этого влияния преследовало только одну цель – излить святость на созданных205, дабы они насладились ею, и ничего больше206.
Однако поскольку была воля Его на то, чтобы существовал наш низменный мир, постановил Он, чтобы Его влияние было более низкого порядка, чтобы оно могло породить вещи низменные и материальные. И это несомненное принижение для Его влияния, ведь не для этого оно создано. Следовательно, то, что мы видим сегодня – создание вещей низменных и материальных – это принижение самого влияния Всевышнего, которое вынуждено скрываться в одеянии несвойственного ему образа действий, ведь оно – от Всевышнего, который является источником совершенства и святости. Однако так задумал Создатель – скрыть Свое влияние во тьме до срока, когда оно вырвется из одежд, скрывающих его, и останется ясным в соответствии со своей сутью, так что все Творение станет свято.
Все время служения человека влияние скрыто этими одеждами207, а когда закончится время служения – сбросит их. Однако много кругов предстоит пройти для достижения цели. И выходит, что смена периодов208 в мире зависит от образа влияния Всевышнего, образ же этот меняется, ступень за ступенью, до тех пор, пока не проявится в сути своей, и тогда все происходящее с созданными будет святым из святого.
Обобщим: Господь, благословен Он, создал влияние, исходящее от Него к созданным, суть которого – излияние святости Его на создания. И также создал пути для этого влияния, которые малы и низменны по сравнению с самой его [влияния] святостью, и создал в этом влиянии недостатки и нарушение порядка209. Это связано с раскрытием единства Его, о котором мы говорили раньше210. Сокрытие лица порождает все недостатки в порядке Его влияния, а при освещении лица в будущем слетят все сковывающие его одежды. И мы еще будем говорить об этом в дальнейшем.
Сейчас нам необходимо только знать, что все изменения в самом влиянии созданы исключительно волей Всевышнего, и это главное, что сформировало мир. И только после всей описанной выше подготовки был сотворен наш низменный мир – мир, построенный на всех этих основах и включающий все эти элементы, и переходящий из одного состояния в другое, как постановила воля Всевышнего.

117.СКАЗАЛА ДУША: Действительно, это введение очень важно. Важно знать все приготовления, предшествовавшие появлению нашего мира, ведь именно они придали ему все необходимые качества. А теперь заверши тему.

118.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы уже говорили, что зло было создано в границах, отведенных ему волей Всевышнего. Несмотря на то, что Всевышний привнес в мир уничтожение для сущих, оно касается только сущностей несовершенных, совершенных же сущностей смерть не касается, и они вечны. И поэтому сейчас есть смерть, а в будущем ее не будет. Ведь сейчас созданное несовершенно и подвластно смерти, а в грядущие времена обновятся земля и небо, достигнув совершенства, и смерти не будет.
И выходит, что первичное влияние породившее существование природы и нарушения порядка разрушающие природу, не являлось влиянием порождающим совершенные сущности211, подобно обновленным небесам и земле в грядущие времена, которые будут вечны. А было влиянием порождающим только несовершенные вещи и поэтому несло в себе исчезновение необходимое для появления разрушений в природе. Второе влияние создало объекты природы, сочетающие в себе добро и зло. Оно же отделило зло212, дабы последнее не уничтожило все сущее. Волей Всевышнего зло заключено в установленные ему рамки и поставлено в зависимость от слова Его, так чтобы оно не набрало силу, способную уничтожить создания, а находилось в пределах, соответствующих созданиям; и также чтобы зло усиливалось, когда необходимо, и ослабевало в другое время. Всему свое время – так постановила высшая воля. Теперь все сущее содержит в себе недостатки и разрушение, но не настолько, чтобы они сразу могли вызвать полное уничтожение. Однако их достаточно, чтобы возобладать в конце концов и уничтожить сущее, поскольку в нашем мире все смертно213. Следовательно, мера наличия недостатка выверена в точной пропорции, известной высшей мудрости.
Обрати внимание, что высший замысел, проявив первое влияние, изначально намеревался создать смерть, поэтому и было первое влияние несовершенным, дабы зло и смерть могли появиться в мире, а вовсе не из-за недостатка возможностей. И новые небо и земля, которые должны быть созданы в будущем, могли быть созданы такими изначально. Творец создал их несовершенными только потому, что хотел, чтобы они были подвержены уничтожению. Однако второе влияние, давшее жизнь созданным, включало в себя намерение защитить их от смерти, отодвинув ее до назначенного срока. И поэтому, не уничтожив смерть совсем, это влияние ограничило зло и заключило его в границы, определенные волей Творца в соответствии с желаемыми свойствами мира, и это будет так до прихода часа, когда Он уничтожит все зло в мире, оставив создания вечными и совершенными214.
А теперь припомни то, что уже было сказано ранее: основа всех проявлений Всевышнего – два качества, сокрытие и освещение лица, и они порождают совершенство и недостатки, а те215, в свою очередь, – добро и зло. Однако зло рождается от необычайно сильного сокрытия лица, т.е. от максимально сильного сокрытия Всевышнего (чего нельзя, например, сказать о сокрытии, создавшем тело человека – прим. переводчика). Поскольку, решив создать человека с душой и телом, как мы это видим сегодня, Всевышний уравновесил оба качества – сокрытие и освещение, пользуясь ими вместе, так, чтобы все качества человека могли реализоваться, принося добро: как сильные, так и слабые, как достойные, так и постыдные, – все, что необходимо для достижения конечной цели216.
И здесь нам потребуется еще одно уточнение. Сам по себе недостаток совершенства – это еще не зло, поскольку может быть несовершенство, которое, не будучи абсолютным добром, тем не менее не является и злом. Например: ангелы, безусловно, имеют недостатки, поскольку они не совершенны абсолютно, ведь абсолютно совершенен только Господь, благословен Он, да и среди ангелов есть деление на ступени и уровни. Ангелы второй ступени еще менее совершенны, чем стоящие на первой, и тем не менее недостатки ангелов не велики настолько, чтобы появилось в них настоящее зло. Нет у ангелов ревности, ненависти, дурного начала, ангелы не спят, не устают, не болеют и не умирают. Люди ниже ангелов и еще менее совершенны, и недостаток в людях велик настолько, что появляется в них зло: дурное начало, болезни, смерть. Недостаток в животных еще больше. У животных нет разума и речи, они грязны и противны. А есть еще вредители [бесы], ангелы смерти и духи нечистоты – и это уже настоящее зло. Они прямо противоположны добру и совершенству, и Всевышний не связывает с ними Свое имя, как сказано (Берейшит Раба 3:6): <Святой, благословен Он, не связывает Свое имя со злом>. Однако именно цепь недостатков – это то, что создает зло. Добавление недостатка к недостатку в конце концов рождает настоящее зло. А ведь пока Святой, благословен Он, не построил систему влияния на созданных, не могло быть и речи о недостатках; но когда создал то, что создал, появился порядок, который в развитии своем порождает зло. Ведь если существует недостаток, то в конце концов появится настоящее зло217.
И еще одно из фундаментальных понятий, созданных Всевышним – это мера и размер. Ведь в простоте Его нет места ни мере, ни размеру. А когда желание Всевышнего установило закон постепенности218 – дал Он меру всему в мире, и расположил в ступенчатом порядке, одно ниже другого, от первого и до последнего. И каждой ступени отмерил, сколько недостатка там будет, а сколько останется от добра и совершенства. И согласно этой мере определяются законы и характер каждой ступени, и порождения ее, и каждый получает положенное ему, и находится на своем месте.
И вот, когда Святой, благословен Он, пользуется одновременно двумя качествами – сокрытием и освещением, – появляются тело и душа. Тело ниже души и имеет недостатки, у души отсутствующие. Однако этого еще недостаточно для появления в нем зла219. Но поскольку Всевышний хотел создать зло, которое было бы полной противоположностью Его совершенству, сокрыл Он лицо Свое сокрытием большим, чем мы можем себе представить, таким сокрытием, при котором света нет вообще. И из этого сокрытия возникло <уничтожение> и был создан <убийца>220. Следовательно, обобщенное определение зла – это когда Он, благословенный, отводит правую руку свою [меру освещения] от управления миром и правит <тяжелой рукой>, силой тьмы сокрытия. И заложил Он в эту чуждую Ему природу все возможные виды отсутствия добра, и это – качества суда, созданные для того, чтобы привлечь к суду все, что способствует сокрытию, и злодеев221. Однако гнев Всевышнего длится мгновение222, а глубок ровно настолько, чтобы появились аспиды [огнедышащие змеи] Геинома, дабы наказать злодеев по мере их злодейства.
Затем Творец вернул лицо Свое, чтобы произвести на свет создания223, которые будут существовать, хотя и будут подвластны смерти. Он, Справедливый, держит путь к исправлению, а не к искажению, и повернул лицо Свое, и осветил им мир, который решил создать. И если бы свет был велик224, то рожденные создания были бы совершенны и существовали вечно. Но не сделал Он так, а создал создания существующие, но не вечные. Однако постановило высшее управление, чтобы все созданное во славу Его продвигалось к полному совершенству, ради того, чтобы осветить мир светом огромным и мощным, который породит бытие вечное и совершенное. А зло, которое создал, уберет с земли. И более того, поймут все живущие, что и своими действиями в прошлые времена [времена тьмы] Творец нес им только добро, это смысл слов пророка (Йешаягу 12:1): <Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня>225.

119.СКАЗАЛА ДУША: А теперь повтори вкратце то, что ты объяснял так долго.

120.СКАЗАЛ РАЗУМ: Таков общий принцип: желая создать природу, состоящую из добра и зла, так, чтобы объекты этой природы представляли собой сочетание обоих начал, Творец, благословен Он, излил влияние, рождающее присутствие добра в природе, и добро утвердилось в ней. А затем Он лишил это влияние совершенства, полностью скрыв лицо Свое, и так в природу были заложены все виды недостатков. Затем снова вернул свет лица своего, дабы произвести создания – т.е. объекты природы, состоящие из сплетения в одно целое добра и зла. Создания эти пребывают в состоянии, известном нам сегодня: существуют, но подвержены смерти, т.е. не вечны. А в конце концов Всевышний мощным светом устранит смерть из природы, и останутся создания совершенными и вечными.
А теперь я объясню тебе сущность человека с точки зрения существования зла.

121.СКАЗАЛА ДУША: Говори, я слушаю.

122.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сначала предисловие, необходимое нам для понимания этой темы.

123.СКАЗАЛА ДУША: Говори.

[25*]. Всевышний не создает зло позитивным действием, а только тем, что создал препятствие и частичное ограничение для излияния добра, из этого следует появление ущербного волеизъявления, из которого, в свою очередь, развивается зло. Безусловно, что ограничение – это тоже действие Всевышнего. Однако утверждение, что Всевышний не создавал волеизъявления зла, учит нас тому, что суть Творения – это только добро и милость, а на втором этапе созданы отстранение и сокрытие добра (<одежда>, как говорит Рабейну далее) -как временные средства, дающие злу возможность появиться. В конце концов, однако, Творение вернется к первоначальному состоянию посредством отмены вышеназванных ограничений и распространением изобилия совершенства без всяких препятствий. И см. в следующем пункте о том, что именно это указывает на единство Всевышнего.
Это открывает нам также сущность нашего служения: на нас возложена обязанность устранить препятствия и покровы (которые по сути своей – зло), и подготовить самих себя и все Творение для восприятия изобилия добра, как говорит Рабейну выше (п. 96): <Что такое служение в общем…> и т.д.