Сокрытие и освещение лица Всевышнего – корни существования души и тела

Сокрытие и освещение лица Всевышнего – корни существования души и тела

December 30, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments
 

Комментарии

76.СКАЗАЛ РАЗУМ: После того, как нам стала известна сущность человека и его природа, как души, так и тела, в разные периоды и времена, отведенные ему145, необходимо понять, как Всевышний управляет человеком, его телом и душой в эти периоды146.

77.СКАЗАЛА ДУША: Это, безусловно, разумный порядок – всякий вопрос должен получить свой ответ в нужное время и в нужном месте. Теперь продолжай.

78.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сущности бывают материальные и духовные, и посмотри, насколько они различны. Безусловно, все материальное низменно по отношению к духовному, которое возвышено и достойно. Посмотри, сколько света в духовном, и сколько тьмы и недостатка в материальном. Таким образом, перед нами два вида созданий: созданные сильным светом и широким влиянием и созданные слабым светом и ограниченным влиянием. Два этих качества – качество создания светом и качество создания ограничением света – есть порождения доброты Всевышнего и ее сокрытия соответственно147. И знай, что вся жизнь духовных созданий проходит в святости, а все занятия материальных – обыденны, низменны и презренны. Следовательно, весь труд человека под солнцем – пустая суета, и нет превосходства человека над животным. Еда, питье и торговля (т.е. все, чем в материальном мире отличается человек от животного; здесь, очевидно, имеется в виду также любая производственная деятельность – прим. переводчика) – все это занятия низменные и недостойные. Другими словами, все материальное и его природа – тьма, а не свет, плод того, что Всевышний скрыл Свое лицо от мира и не изливает на него свет святости своей, а напротив, ведет человека через хаос и низменными путями. А духовное – это путь проявления света лица Его, который Он изливает на них в святости. И знай теперь, что две эти противоположности – основы и корень правления Всевышнего над всеми созданиями. С одной стороны – сокрытие лица, когда Всевышний отстраняется и не раскрывает великолепие славы своей, а с другой – освещение лица Его.
Различия, которые проявляются в правлении Всевышнего над созданиями, проявляются и в самих созданиях148. Грубые и темные создания созданы в сокрытии лица Всевышнего, т.к. Он не осветил их лицом святости. Однако достойные, духовные создания созданы освещением лица Его. И на этой основе построено соединение души и тела. Тело и все его пути – плод продолжающегося сокрытия лица, а душа и ее свойства – плод освещения лица Всевышнего. Сам же человек одновременно является и объектом исправления, и тем, кто исправляет. Ибо он исправляет себя своим служением, и это объясняет сказанное в писании (Ваикра 26:3): <И сделаете их>, толкуется же – <и сделаете вы [самих себя]>; и объяснили это мудрецы (Сангедрин 99б): <В руках его усилить в себе телесность или духовность>. Если следует за тем, что видят глаза его и просит сердце, – то душа, вместо того, чтобы очистить и возвысить тело, причиняет себе вред и тонет во тьме. И напротив, если преодолеет дурное начало и свернет с путей суетных на путь Торы и заповедей – возобладает душа над телом и очистит его149.
А теперь посмотри, насколько изменился мир, какая разница между первыми поколениями людей и теми, что пришли позже!150 Тот, кто понимает, чего хочет Всевышний от человека, с удивлением глядит на людей, снующих туда и назад, днем и ночью, в тяжких трудах. И ради чего? Ради еды и питья? Ради пустой суеты, ради хаотичного мира, срок которому – одна ночь: сегодня здесь, а завтра в могиле. Ведь не для этого создан человек! Не стоит ему заниматься ничем, кроме постижения славы создавшего его. Для этого он создан, и для этого даны ему разум и мудрость великая, а не для того, чтобы умножать богатство и другие пустые вещи151. Однако именно человек извратил свои дела и привел себя в нынешнее состояние. И с каждым поколением это состояние мира усугубляется. Древние были гораздо ближе к мудрости и стремились к разуму, а сегодняшний человек от разума далек и погружен в дела телесные и природные, в торговлю и ремесла, которые ничего не приносят человеку. А корень происходящего в том, о чем уже было сказано: Всевышний создал тело в сокрытии лица своего, и поэтому оно темно и грубо, а душа создана в свете и добре, поэтому она существует вечно и чиста по сути. И если человек позволяет своему телу властвовать над душой, Создатель отвечает ему мерой на меру и скрывает от него лицо Свое. Тогда удаляется человек от света жизни, мудрости и знаний, и тонет в навозе грязной материи и в суете нашего мира152.
И это именно то, что произошло с Адамом в начале и происходит со всеми его потомками до наших дней. Поскольку пошли они вслед за глазами своими и подчинили душу власти тела, то и Всевышний скрыл лицо Свое от них. Сказал Б-г Адаму: <В поте лица своего будешь есть хлеб>153 (Берейшит 3:19), и с того дня и до сих пор <весь труд человека – ради рта (как говорят по-русски, ради желудка – прим. переводчика), а душа не насыщается> (Коэлет 6:7), мудрость же уходит от человека все дальше и дальше.
Это важнейшее правило: все мысли и устремления человека заключены в тех рамках, которые определяет его разум. Посмотри на ребенка, который не знает, что такое мудрость, и не стремится к ней вовсе! Напротив, любой ребенок стремится убежать из школы, даже не подозревая, что есть нечто ценное, кроме той чепухи, которой он занят. А с ростом сознания и расширением его границ появляются у человека стремления более верные, и так продолжается по мере его развития. Так устроен род человеческий: когда разум их находился под влиянием света – не находили душевного равновесия ни в чем, кроме мудрости и того, что на самом деле является добром. А когда разум не просветлен – не знают другого добра, кроме земной суеты154. Это и есть зло, произошедшее после греха Адама: ушел свет от рода человеческого, и погрузился он в грубую материальность. Всевышний исправил это по отношению к Израилю во время дарования Торы155, но они снова разрушили все грехом золотого тельца и последующими своими преступлениями. И остался мир погружен во тьму, в воображаемую реальность природы.
Иначе происходит с человеком, который подчиняется власти души. Ему Всевышний открывает Свое лицо, и поднимает его на уровень высших ангелов – серафим, потому что праведники выше ангелов-служителей. Такими были люди поколения, <познавшего истину>, которые стояли на горе Синай. И так будет в будущем, в то время, о котором сказано (Йоэль 3:1): <Изолью дух Мой на всякую плоть>.
Бывали различные уровни добра, которого удостаивался Израиль и весь мир на протяжении истории. Иногда добра больше, иногда меньше, по-разному в разных поколениях. Такие поколения, как поколение Моше, поколение Давида, поколение Шломо и другие, им подобные, заслуживали добро, заключавшееся в том, что лицо Всевышнего освещало их, в соответствии с возвышенностью их душ, которая в свою очередь определялась их делами.
Как видишь, если понять в деталях сущность души и тела и их состояния в периоды сокрытия и освещения лица, сами собой станут понятны общие правила и принципы отношения Всевышнего к миру и образ Его правления – иногда добром, иногда злом156. И тогда увидишь, сколько мудрости откроется нам в правлении Всевышнего, и насколько важен и велик человек, от поступков которого зависит весь мир157 и все происходящее от начала и до конца!

79.СКАЗАЛА ДУША: Действительно, твое понятное и логичное объяснение открывает великую мудрость того, как Всевышний правит миром, и того, как вещи связаны между собой – сотворение человека и все, что с ним происходит, с сотворением мира и всего его содержимого.

80.СКАЗАЛ РАЗУМ: Добавлю тебе, что если еще больше углубиться в тонкие моменты строения души и тела, поймешь по-настоящему, насколько все зависит от двух упомянутых качеств – освещения и сокрытия. Поскольку и душа, и тело во всех тонкостях и проявлениях следуют своим источникам. И этой причины будет достаточно для объяснения всех их аспектов158. Более того, в этом заключался замысел Всевышнего: показать оба этих качества посредством души и тела.159 Следовательно, тело не только появилось как результат сокрытия, но и отображает сокрытие всем своим строением и деталями, и так же душа от начала и до конца отображает раскрытие160. И это исключительное свойство всего образа человека161, о котором сказано (Берейшит 1:26): <По образу нашему, подобно нам> – т.е. образ человека отображает весь спектр качеств управления Всевышнего.
И пойми, что сущность тела – тьма, и даже достигнув высшей ступени, тело будет отличаться от души. А суть отличия в том, что сущность души – благородная, несущая свет, и в ней открывается лицо Всевышнего. Тело же само по себе темное и происходит от сокрытия162, хотя и будет очищено, насколько это возможно, т.е. до минимально возможной разницы между душой и телом. Но в любом случае душа останется душой – т.е. созданием, не имеющим отношения к ущербу, а тело, напротив, ущербно по природе своей, хотя и достигает очищения, насколько это возможно.
И еще обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых свое предназначение. Глаз видит, а не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа – хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из ее частей – вся душа163, и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии лица, а душа – в его освещении. Увидь нечто очень важное. Ты уже слышала, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде <более> или <менее>. Но когда Всевышний не хочет действовать в Своем совершенстве, есть у него разные пути, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку хотела высшая мудрость в самом созданном показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: <Сделаем человека по образу нашему, подобно нам>, – т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека. Например: глазу человека соответствует око Всевышнего, с помощью которого Всевышний наблюдает за всеми обитателями земли, дабы судить дела их. Как сказано (Берейшит 18:21): <Спущусь и посмотрю>, и выучили отсюда мудрецы (Сангедрин 6б), что судья судит только на основании того, что может увидеть его глаз. Ухо человека соответствует тому, что Всевышний слушает молитвы и восхваления, произносимые людьми, как написано (Шмот 2:24): <И услышал Всесильный их крик>. И сказали мудрецы (Авот 2:1): <Знай, что есть над тобой глаз видящий и ухо слышащее>. Есть у человека уста – соответственно устам Всевышнего, которыми Он говорит в видениях пророков и доносит великолепие своего голоса до могучих ангелов, исполняющих Его слова. И так любую часть тела можно объяснить соответственно качествам, в которых Творец проявляется по отношению к созданным. И в теле человека есть правая и левая сторона, за счет удвоения большинства органов: два глаза, два уха, две руки, две ноги. Так и качества Всевышнего двойственны: то милость, то наказание; справа – заслуга, слева – обязанность. Это и есть путь, избранный Всевышним после того, как Он ограничил совершенство, приравнивающее все к добру164. И как органы человека различаются по своей функции, так и все события, происходящие с человеком в период сокрытия, различаются в зависимости от тех причин, которые вызывают их к жизни, то, что мы видим день за днем.
А вот власть совершенства едина – вести всех, имеющих недостатки, к их восполнению, и оно не разделяется само по себе165, а одинаково восполняет всех нуждающихся в совершенстве. И то же касается души, созданной в свете совершенства Всевышнего. И знай, что это намерение – возвысить и душу и дать ей власть над телом, дабы очистить его – имеет своей целью вызвать ответное действие со стороны Творца, – чтобы и Он ответил той же мерой, открыв Свое совершенство и исправив все недостатки мира. Тело же, когда оно властвует над человеком, должно быть готово к расплате. Поскольку в такой ситуации и Всевышний скроет Свое совершенство, оставив мир и человека под властью колеса, оборачивающегося то так, то иначе, как все преходящее, которому время приносит то одно, то другое. Поэтому есть в теле все, чему следует быть в колесе, которое вращается в мире, когда совершенство скрыто, для того, чтобы, возобладав над душой, тело навлекло на себя все выше сказанное166. А в душе, напротив, есть все, что необходимо для совершенства, т.е. способность восполнить все недостатки, дабы пробудить аналогичное влияние сверху, если только удостоится этого человек и увенчает ее царским венцом167, подчиняясь только душе, ее мудрости и ее закону, который есть само добро.
Это168 великолепно объяснено в мидраше Рашби (Зоар, Пинхас 257:2): <Нужно знать, что Он называется мудрым всеми видами мудрости>. Кроме того, что учат здесь знающие истину [Каббалу] своими святыми путями, из простого смысла этого высказывания мы выучим то, что объяснили ранее, то есть что у Творца много нарицательных имен, но они не соответствуют Его сущности, поскольку конкретными именами возможно назвать только Его проявления в создании, а не Его самого. Следовательно, все качества Творца, упомянутые нами ранее, отражают не сущность Его, а проявления в созданном, и об этом сказано (там же): <Во имя созданий, которые создаст в будущем>. И это очевидно, поскольку не имеется в виду, что нечто обновится в самом Творце – в Нем не может быть никаких изменений, и с самого начала Он мог создать все169! И качества всегда относятся к созданным, а не к Нему самому, и далее сказано: <Подобно этому создал душу> – т.е. сущность души отражает совершенство Творца, которым она была создана. <Также Господин мира… все имена Его – виды сфирот170, и как у Господина мира нет имени… и также нет его у души>. И ты должна очень внимательно изучить это, чтобы ясно понять сущность тела и души и все связанное с этим. Всевышнему, в его совершенстве, нельзя приписать какое-либо имя или эпитет, совершенство Его недоступно для нас, и мы не можем назвать по имени непостижимое. Ведь имя определяет его носителя, а мы не можем определить то, что нам неизвестно. И хотя мы постигаем отдельные качества славы Всевышнего – Милосердие, Власть, Силу, Правосудие, Гнев и т.д., – все они постигаются нами через Его действия, в отличие от пророков, которые постигали те же качества в корне, предвидя их следствия171, благодаря тому, что Он, благословенный, давал им это постичь. И в соответствии с качествами славы Его, которые мы постигаем, называем мы Его именами: Милосердный, Властелин, Сильный, Судья и т.п.. И несмотря на то, что Он, благословенный, ничем не ограничен, качества, существующие по воле Его, существуют в угодных Ему пределах. И поэтому одно качество называется милосердием, а другое – властью, одно – силой, а другое – любовью, и так далее. И милосердие – это только милосердие, а власть – это только власть. И милосердие, и власть существуют только в тех пределах, которые были угодны Ему, благословен Он, и так же все остальные качества. И не подумай, что совершенный Создатель наделен этими силами в их границах! Все это существует исключительно по воле Его, и Он может изменить это в любой момент. Более того, не может быть никаких границ Его совершенства. Просто когда Он желает действовать в рамках этих качеств, мы относим к нему соответствующие имена. И когда мы скажем, что Он – милосердный, это не значит, что такова Его сущность, как если бы речь шла о человеке, для которого быть милосердным – свойство души. О Творце ни в коем случае нельзя думать, что Его качества проявляют Его сущность хотя бы в каком-то смысле. Сущность Творца непознаваема абсолютно. И когда назовут Его милосердным – значит, что воля Его проявится в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным, соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем – Милосердный. Сущность же Его, простая и совершенная, несомненно, выходит за пределы всех этих понятий. И мы обязаны верить в это полной верой172.
В том же ключе рассмотрим теперь взаимоотношения души и тела. Тело состоит из отдельных частей и органов, имеющих определенное ограниченное назначение. Душа же по сути своей едина, она находится вне любых рамок, ограничивающих тело, и образ действия души разительно отличается от образа действий тела, даже в том, что касается чувств. Однако, поскольку душа находится в теле, он осуществляет все его действия: она слышит телесными ушами, видит телесными глазами, поэтому говорят о душе, что она видит, слышит и т.п., хотя это и не характеризует образ действий собственно души. Хотя видит именно душа, а не пассивное тело, и, следовательно, душа видит именно то, что видит человек, это не значит, что таков образ видения души. У души есть свои пути, совершенно не похожие на телесные, и пути эти человек, находящийся в теле, просто не может себе представить. И лишь в силу того, что душа подстраивается под устройство глаза и его механизм зрения, мы говорим, что душа <видит> – и то же самое относится ко всем остальным функциям. В целом это можно сформулировать так: душа – совершенно особенное создание, далекое от всех путей тела, однако она создана со способностью осуществлять все, что присуще органам тела в соответствии с их природой. Душа подстраивается под все физические законы, совершая упомянутые действия, поэтому все они относятся к душе. Это аналогично отношению совершенства Всевышнего к конкретным качествам, существующим по воле Его. В самом совершенстве нет ничего похожего на эти качества, хотя таковые и существуют по воле Его и определены этой волей. И поскольку Он, совершенный всеми видами совершенства, действует согласно качествам, мы называем Его соответствующими именами и относим к нему как сами эти имена, так и качества. Хотя Он в совершенстве Своем прост и не имеет отношения ни к одному из этих путей.

81.СКАЗАЛА ДУША: Великолепная параллель, как для души, так и для тела, и это открытые ворота для понимания всего, что касается человека, во все периоды его существования173.