temple

Самое главное – оплакивать Храм

July 7, 2011 Автор: рав Шмуэль Элиягу - No Comments

          Главный смысл периода, называемого «меж теснин» (от 17 тамуза до 9 ава) – оплакивать разрушение Храма.

Святой Аризаль писал в своей книге Шаар ѓа-каванот: «В дни “меж теснин” – это двадцать один день между 17 тамуза и 9 ава – очень праведный обычай для каждого человека, обладающего [праведной] душой, – сидеть в скорби и трауре начиная от полудня в каждый из этих дней и оплакивать с истинной горечью разрушение Храма. Именно после полудня – потому, что в это время пробуждается [Божественное качество] Суда, и в этом заключается тайный смысл сказанного: “Уже распростерлись вечерние тени” (Ирмеяѓу, 6:4). Именно поэтому Храм был сожжен после полудня. И обычай этот приносит большую пользу душе человека».

Нет нужды напоминать об обычае читать полуночную молитву Тикун хацот – о нем знают все. В каждую ночь есть заповедь оплакивать разрушение Храма, а тем более, ночами периода «меж теснин», когда следует увеличить скорбь. Об этом сказано: «Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем» (Йешаяѓу, 66:10). На основе этого стиха учат наши мудрецы, благословенна их память (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 30б), что скорбь и плач по Иерусалиму – именно они приведут, в конце концов, к построению Иерусалима. «На основе этого сказали [мудрецы]: каждый, кто скорбит об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости; а тот, кто не скорбит об Иерусалиме, не увидит его радости». Если Храм еще не построен – вероятно, это означает, что мы не до конца осознаем его ценность, что боль от его отсутствия не так глубоко проникает в наши сердца. А пока мы не станем стремиться к построению Храма искренне и всей душой, он не будет отстроен заново. Как же следует скорбеть по-настоящему о разрушении Иерусалима? Как просить и молить о том, чтобы Иерусалим был возрожден, чтобы был отстроен Храм?

 

Ключ к Избавлению – молитва о возрождении царства и построении Храма

Молитва – это истинный ключ к построению Храма. Вот почему мы молим Всевышнего об Избавлении круглый год. Три недели «меж теснин» предназначены для более углубленного изучения смысла Избавления, для того, чтобы мы осознали его ценность, возжелали его и прониклись болью оттого, что оно задерживается; чтобы «оплакивать с истинной горечью разрушение Храма». Помимо ценности, которую имеет этот плач для всего народа Израиля, говорит Аризаль, он приносит большую пользу душе каждого человека.

Об этом говорят не только мудрецы каббалы. Обязанность оплакивать разрушение Храма упомянута и в Гемаре (трактат Рош ѓа-Шана, 30а). Там сказано, что человек должен требовать у Всевышнего построения Храма. Об этом написано (Ирмеяѓу, 30:17): «А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, – сказал Господь, – ибо назвали тебя отверженным: “Это Сион, никто не требует его”». А в Мидраше говорится: «Рабби Шимон бар Йохай учит: о трех вещах забудут [сыны Израиля] – о Небесном царстве, о царстве дома Давида и о построении Храма. Сказал рабби Симон бар Манасия: не увидит Израиль признаков Избавления, пока не вспомнит об этих трех вещах и не станет просить о них» (Ялкут Шимони, Шмуэль 1, 8:106). Ради исправления этого греха великий каббалист рабби Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) написал в своей версии траурной молитвы Таханун слова, которые мы произносим в молитве Таханун в Йом Кипур: «Восставали мы против Небесного царства, восставали мы против царства дома Давида, забыли мы о Храме – и обо всем этом мы просим Тебя».

 

Требование возрождения Сиона – исцеление от всех недугов

Выше мы привели стих из книги пророка Ирмеяѓу (30:17). Из этого стиха наши мудрецы выводят еще одну очень важную идею: если мы не требуем возрождения Сиона, на нас обрушиваются многочисленные беды, тогда как молитвы и настойчивые просьбы о возрождении Сиона и построении Храма влекут за собой исцеление и удачу. «А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих».

В Мидраш Теѓилим (17) рассказывается об эпидемии, которая обрушилась на народ Израиля в дни правления царя Давида. Во время этой эпидемии погибло 70 тыс. человек! После эпидемии пророк Гад сказал царю Давиду: «Взойди, поставь Господу жертвенник на гумне Аравны Йевусея» (Шмуэль 2, 24:18). Сказали об этом наши мудрецы в Мидраш Теѓилим: «Притча: чему это подобно? Человеку, который бил своего сына, и сын знал, за что отец бьет его. Побив его, сказал ему отец: пойди и сделай то, что я повелел тебе несколько дней назад, но ты не исполнил моего повеления! Подобно этому, все многие тысячи людей, умерших во время эпидемии в дни Давида, пострадали именно потому, что не требовали построения Храма. А если так тяжко были наказаны те, в чьи дни Храм не был отстроен и не был разрушен, то что и говорить о нас – ведь в наши дни Храм существовал и был разрушен, а мы не скорбим о нем и не просим милости! Нам тем более полагается наказание за это».

Поэтому наши мудрецы постановили, чтобы народ Израиля молился ежедневно три раза в день, прося Всевышнего: «Пожалуйста, возврати свою Шхину в Сион и храмовое служение в Иерусалим!» Мы просим Его об этом как в молитвах, так и в «Благословении после трапезы». На основе этого написал рабби Йосеф бар Хаим Яавец: «Наиболее вероятная причина всех уничтожений, которым подвергались евреи, – недостаток скорби по Иерусалиму».

 

Полуночная молитва Тикун хацот рабби Иеѓуды Птая, мир ему

Мой отец и учитель, благословенна его память, рассказывал: когда фашисты, да будет проклято их имя, пытались войти через Египет в Землю Израиля, многие уже знали об ужасных преступлениях, которые они совершали в концлагерях Европы. Однажды ночью адмор из Гур вышел на улицы Иерусалима, будучи охвачен скорбью из-за величайших бедствий, постигших народ Израиля. По воле Всевышнего он проходил мимо синагоги Эзры-книжника и услышал громкий плач, доносившийся оттуда. Адмор вошел в синагогу и увидел там рабби Йеѓуду Птая, благословенна память праведника, который сидел на полу, читал молитву Тикун хацот и безудержно рыдал, оплакивая разрушение Храма, убийство праведников и изгнание Шхины.

И вдруг адмор из Гур увидел, что ученики рабби Йеѓуды поставили перед ним два стакана, в которые стекали потоки слез, льющиеся из глаз их учителя, и стаканы эти были полны. Адмор преисполнился изумления и произнес: «Если бы в еврейском народе было еще несколько праведников, которые так оплакивают разрушение Храма, то Катастрофа не могла бы произойти».

 

Сам Всевышний оплакивает поруганную честь народа Израиля и разрушение Храма

Из слов наших мудрецов мы понимаем, как велика ценность этого плача и какое огромное действие он оказывает в высших мирах. Мудрецы говорят, что Сам Всевышний оплакивает разрушение Храма. Сказано (Ирмеяѓу, 13:17): «Если же вы не послушаете этого, то будет душа моя плакать втайне из-за гордости [вашей]». Мудрецы Талмуда толкуют этот стих (трактат Хагига, 5): «У Святого, благословен Он, есть место, где Он плачет, и место это зовется “Втайне”. А что означают слова “из-за гордости вашей”? Сказал рав Шмуэль бар Ицхак: из-за гордости Израиля, которая была отнята у него и отдана идолопоклонникам. Рабби Шмуэль бар Нахмани сказал: из-за гордости, которая была отнята у Небесного царства».

Вопрошают мудрецы: разве Всевышний может печалиться? Ведь сказал рабби Папа: «У Всевышнего нет печали, и об этом сказано: “Cила и радость в обители Его” (Диврей ѓа-ямим 1, 16:27)». Мудрецы Талмуда объясняют: снаружи Всевышний демонстрирует силу и радость, но внутри у Него – великий плач о разрушении Иерусалима и о гордости Израиля, которая была отнята у него и отдана идолопоклонникам. В тот час, когда был разрушен Храм, Всевышний тоже рыдал и кричал от ужаса. И об этом сказано: «И Бог, Господь воинств, призвал в тот день плакать, и сетовать, и вырвать волосы, и препоясаться вретищем» (Йешаяѓу, 22:12). И ангелы служения тоже плакали, и об этом сказано: «Вот сильные их кричат на улицах, ангелы мира горько плачут» (там же, 33:7).

В одну из ночей праздника Шавуот, когда рабби Йосеф Каро, благословенна память праведника, изучал тайны Торы, ему было сказано, что Шхина охвачена ужасной печалью, которую невозможно описать словами. «Если бы вы могли представить себе одну стотысячную долю той печали, в которой пребываю Я, то никогда радость не селилась бы в ваших сердцах и улыбка – на ваших устах, от мысли, что из-за вас Я попрана и брошена в прах» (свидетельство рабби Шломо Алькабеца).

 

Для чего нужен Храм?

Глаза и сердце Всевышнего находятся в Храме.

Многие из нас молятся каждый день о построении Храма. В сердце они чувствуют, что Храм очень важен, но не всегда сердце открывает им, зачем нужен Храм. Особенно в свете того, что арабы упорно не хотят уступать нам Храмовую гору, а народы всего мира поддерживают их. Почему нельзя быть хорошим евреем без Храма? Почему без него невозможно молиться и изучать Тору?

Мы можем дать на эти вопросы лишь частичный ответ, используя выражение, к которому прибегла Шхина. Мы способны представить себе всего лишь «одну стотысячную долю» ценности Храма. И хотя это всего лишь малая толика, это не освобождает нас от обязанности изучать труды наших мудрецов, повествующие о важности Храма, потому что изучая их, мы начинам сильнее стремиться к построению Храма.

Приблизить нас к осознанию важности Храма могут, например, слова, которые сказал Всевышний царю Шломо. Из них нам становится ясно, что более всего Всевышний желает построения Храма. Вот почему Он плачет и скорбит, когда Храм разрушен. Вот что сказал Всевышний царю Шломо после того, как тот возвел Храм: «Услышал Я молитву твою и моление твое, которым ты молил Меня; посвятил Я этот дом, который ты построил, пребыванию имени Моего там вовеки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Млахим 1, 9:3). Половина из 613 заповедей Торы связана с этим местом. Половина Торы посвящена описанию служения в Храме. А значит, это очень важно.  

 

Храм – врата Небес

Если мы хотим углубиться еще немного в понимание значимости Храма, стоит обратить внимание на то, что даже наш праотец Яаков сначала не осознал до конца всей важности этого места, хоть и направлялся туда из Харана, и хотя знал, что именно там молились его праотцы. Только после того, как ему явился Всевышний, Яаков сказал: «Как ужасно место это! Это не иное что, как дом Божий, а это врата небесные» (Берешит, 28:17).

Яаков называет это место «вратами». Ворота делают только там, где есть непреодолимые стены. Только тот, у кого есть ключ, может отпереть ворота, войти внутрь и подняться по лестнице, которая «поставлена на земле, а верх ее касается неба». Только тот, кто осознает важность этого места, удостаивается того, чтобы его молитвы были приняты на Небесах. Тайну, которая была раскрыта Яакову, раскрывает царь Шломо всему народу Израиля во время освящения Храма. Он говорит: «И когда возвратятся к Тебе всем сердцем своим и всей душой своей в стране врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратись к стране своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к дому, который построил я имени Твоему, тогда услышь с небес, с места обитания Твоего, молитву их и моление их, и отомсти за них» (Млахим 1, 8:48-49).

 

Разрушение Храма – закрытие ворот

Когда Храм был разрушен, небесные врата затворились. Наши молитвы больше не достигают Небес. Вот что говорит рабби Эльазар в Гемаре (трактат Брахот, 32): «Со дня, когда был разрушен Храм, встала железная стена между народом Израиля и его Отцом небесным. И об этом сказано: “И ты возьми себе железный противень, и поставь его, как железную стену, между собой и городом этим” (Йехезкель, 4:3)». Молитвы не могут проникнуть сквозь эту железную стену. «Со дня, когда был разрушен Храм, затворились врата молитвы. И об этом сказано: “ Даже если вопию я и взываю [о помощи], не дает Он дойти молитве моей” (Эйха, 3:8)» (Вавилонский Талмуд, трактат Бава мециа, 59а).

Сегодня главной целью арабской борьбы является Храмовая гора. Они стремятся затворить перед нами врата Небес. Арабы знают, что если эти врата будут хоть чуть-чуть приоткрыты, наши враги утратят свое положение в Земле Израиля. В святой книге Зоѓар сказано, что в дни Машиаха народы мира будут прилагать большие усилия, чтобы осквернить Иерусалим, затворить его врата.

Рабби Эльазар пишет, что в дни Машиаха неевреи станут хоронить своих усопших именно там, где стоял Храм, – для того, чтобы создать препятствие изобилию жизненности, которая спускается в мир в этом месте. И в наши дни, к нашему великому стыду и ужасу, они именно так и поступают! Хотя Храмовая гора принадлежит Государству Израиль, мы позволяем им хоронить своих мертвых в этом святом месте и его окрестностях, при том, что они преследуют лишь одну цель – осквернить Храмовую гору и помешать народу Израиля получить оттуда благословение для всего мира.

Возникает вопрос: как же мы все-таки существуем, если врата молитвы заперты? Ответ на это дается в Гемаре, в том же месте: «Хотя врата молитвы заперты, врата слез не заперты». Тот, кто со слезами молит Всевышнего отстроить заново Храм, способен преодолеть все препятствия.

 Храм – проводник духовного изобилия

Храм можно сравнить с воротами, сквозь которые идет двустороннее движение. Божьи ангелы поднимаются и спускаются в них. Через эти ворота на Небеса возносятся наши молитвы. И через них же спускается в мир духовное изобилие. Тора и пророчество. Благословение и исцеление. Жизнь и мир. Вот почему Санѓедрин заседал в одной из палат Храма – Палате тесаных камней. Ибо наиболее полно можно изучать Тору только в Иерусалиме. Ведь сказано: «Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господне» (Йешаяѓу, 2:3).

Тора, которую изучают в Иерусалиме, так светла и лучезарна, что благодаря ей все народы мира станут следовать путями добра и справедливости. Эта Тора заставит все народы мира стремиться к святости. «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина [всех] гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его”. Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяѓу, 2:2-4).

Коѓаним, служащие в Храме, обучают народ Израиля Торе. Вот что сказано в Торе о коѓаним, которые оставляют свои семьи и ходят по всей Земле Израиля, чтобы обучать народ: «Говорит он об отце своем и о матери своей: ,,не видал я их”, и братьев своих не узнавал, и сыновей своих не признавал; ибо соблюдают они речение Твое, и завет Твой хранят. Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиль; возлагают курение пред Тобою и всесожжение на жертвенник Твой» (Дварим, 33:9).

 

Храм – место пророчества

Мы знаем, что пророчество существует только в Земле Израиля. Но и в самой Земле Израиля есть место, где пророчество проявляется сильнее всего. Это Иерусалим и Храм. Вот почему Храмовая гора называется «гора Мория». Раши в комментарии на трактат Таанит говорит, что слово «Мория» напоминает слово ѓораа – повеление. Все Божественные повеления нисходят с этой горы. Она является основой связи между Всевышним и миром. Поэтому наш праотец Авраѓам видит издалека гору Мория в виде облака, соединяющего небо и землю.

Вот что сказали наши мудрецы, благословенна их память, о пророчестве: «Если [в Писании] упомянуто имя пророка и имя его отца, то ясно, что речь идет о пророке, сыне пророка; если упомянуто только имя пророка, без имени отца, то ясно, что речь идет о пророке, который не был сыном пророка; если упомянуто имя и пророка и название города, то ясно, что он пророк из этого города; если упомянуто только имя пророка, без упоминания города, то ясно, что это – пророк из Иерусалима» (трактат Мегила, 15).

 

Храм – источник света для всего мира

Храм – источник духовного света и изобилия для всего мира.

Изобилие, которое исходит от Храма, предназначено не только для народа Израиля. Если бы народы мира знали, какое великое благословение приносит Храм всему миру, они бы храниили его как зеницу ока и не разрушали бы его. «Сказал рабби Йоханан: горе идолопоклонникам, ибо они даже не знают, что утратили. В то время, когда существовал Храм, жертвенник искупал все их грехи. А теперь – кто искупает их грехи?» (трактат Сукка, 55б).

«Сказал рав Хисда: с того дня, как был разрушен Храм, дожди исходят не из “сокровищницы доброй”, о которой сказано: “Откроет Господь для тебя сокровищницу Свою добрую, небо, чтобы дать дождь земле твоей в свое время” (Дварим, 28:12)». «Когда народ Израиля исполняет волю Всевышнего и живет на своей земле, дожди исходят из “сокровищницы доброй”. А когда [большинство] народа Израиля не живет на своей земле, дожди исходят не из “сокровищницы доброй”» (Бава батра, 25).

Жизненная сила для всего мира: поскольку на горе Мория Всевышний вдохнул жизнь в Адама, первого человека, и дал ему живую душу, от которой получили жизненную силу все души на земле, это место является источником жизненной силы для всего мира. На Храмовую гору запрещено вносить труп; на ней также нельзя находиться человеку, оскверненному «трупной нечистотой». На нее нельзя вносить любой предмет, который связан с уменьшением жизни, ибо испокон веков жизненная сила поступает в мир через это место. «Трупная нечистота» исмаильтян, захороненных у Храмовой горы, создает препятствие для поступления жизненности в мир. Построение Храма возвратит миру это изобилие жизненности.

Благословение для всего мира: в годы расцвета своего царства царь Шломо был самым богатым человеком на земле. «И превосходил царь Шломо всех царей земли богатством…» (Млахим 1, 10:23). В книге Коѓелет (2:4-6) Шломо повествует о том, что он создал благодаря мудрости, которую получил от Всевышнего: «Большие я делал дела: строил себе дома и насаждал для себя виноградники. Я устроил себе сады и парки и насадил в них все деревья плодовые. Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья». Раши от имени Мидраша задает вопрос: как Шломо мог посадить в Земле Израиля «все деревья плодовые»? Ведь в каждой стране произрастают разные виды деревьев. Некоторые виды растут только в странах с холодным климатом, некоторые – с теплым. Отвечая на этот вопрос, Раши объясняет: «Ибо Шломо знал в мудрости своей, [как располагаются] жилы земли – на жиле, ведущей в сторону земли Куш, сажал душистый горошек; на жиле, ведущей в сторону земли Харуви, сажал рожковое дерево. А все жилы Земли Израиля сходятся в Сионе, который является основой земли, и об этом сказано: “От Сиона, совершенства красоты…” (Теѓилим, 50:2); так объясняет выражение все деревья плодовые Мидраш Танхума».

Неживая природа также черпает свою жизненную силу от Камня основания, расположенного на Храмовой горе. Золотые и нефтяные жилы также выходят из Храмовой горы и приносят благословение всему миру. Благодаря силе, что сокрыта в Храмовой горе, осуществилось обещание, данное Всевышним нашему праотцу Авраѓаму: «И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные» (Берешит, 12:2-3). Построение Храма возвратит миру это благословение, которое является корнем всех благословений в мире.

Исцеление для всего мира: Всевышний создал Адама, первого человека, «здоровым», и тот прожил почти тысячу лет, а мог бы прожить и больше. Только согрешив, Адам был приговорен к смерти, и срок его жизни начал сокращаться. Адам был создан на том самом месте, где позднее был расположен храмовый жертвенник. Человек способен исправить грех Адама, воссоздав жертвенник, который предназначен для того, чтобы удлинять дни жизни человека и давать ему исцеление.

Описывая Третий Храм, пророк Йехезкель говорит о Божественности, в изобилии исходящей из Святая Святых, будто из сада Эдена. Божественность течет в виде четырех потоков, благодаря которым произрастает Древо жизни. Тот, кто отведает его плода, станет бессмертным. «И вот вода вытекает из-под порога Дома, к востоку, ибо Дом обращен на восток, и вода стекает из-под правой стороны дома к южной стороне жертвенника… И над потоком, по берегам его, с одной и с другой стороны, поднимутся всякие деревья с [плодами] съедобными, не увянут листья на них и не исчезнут плоды их, каждый месяц созревать будут новые плоды, ибо воды из Храма для них текут; и будут плоды их для еды и листья их – для лекарств» (Йехезкель, 47:1, 12). Построение Храма возвратит здоровье всем творениям, населяющим мир.

Мир для всего мира: в пророчествах Йешаяѓу и Михи говорится, что в дни Машиаха народы всего мира будут стекаться в Храм. «…и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Это произойдет после того, как все народы взойдут в Храм – средоточие мировой справедливости. Построение Храма повлечет за собой прекращение войн и установление мира во всем мире.

Раскаяние всего мира: согласно Ѓалахе, все грешники приходили в Храм и приносили искупительную жертву, и их грехи прощались им. Наши мудрецы говорят, что иногда грешники приходили в Храм против своей воли. «Заставляли их, пока не говорили они: я хочу». Однако когда грешники видели и ощущали святость Храма, в глубине их душ пробуждалось ракаяние. И об этом сказано: «Раскаяние в сердце человека лучше, чем сто ударов палками». И тогда грешник говорил «я хочу» уже без вынуждения, чистосердечно.

Так будет и во времена Машиаха. Все, созданные из плоти и крови, воззовут ко Всевышнему и назовут Его по Имени, раскаятся в грехах и приблизятся к Нему. И все это благодаря святости и чистоте, исходящей из Храма. «И волк будет жить [рядом] с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол [будут] вместе; и маленький мальчик [будет] водить их» (Йешаяѓу, 11:6). Будь то описание будущей действительности или притча, ясно одно: жажда убийства, свойственная четвероногим или двуногим зверям, исчезнет, сотрется с лица земли, как она исчезает из сердца грешников, приходящих в Храм.

Мудрость всего мира: Храм построил царь Шломо. Он был самым мудрым из всех людей, живущих на земле, и неслучайно Храм построил именно он. С того места, где расположен Храм, началось Сотворение мира, а «Господь мудростью основал землю» (Мишлей, 3:19). Царь Шломо более всех людей на земле постиг мудрость, посредством которой Всевышний создал мир. Поэтому сказано, что «мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта» (Млахим 1, 5:10). Вот почему к Шломо стекались мудрецы всего мира, чтобы учиться у него мудрости.

Во время своего расцвета весь народ Израиля подобен Шломо. «…ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: как мудр и разумен народ, этот великий народ» (Дварим, 4:6). Построение Храма приведет мудрость в мир.

Храм – средоточие мировой красоты: поскольку Храм олицетворяет собой Божественное изобилие, он является также и воплощением красоты всего мира. «Десять мер красоты спустились в мир. Девять из них достались Иерусалиму, а одна – всему миру»; «Кто не видал здания Храма, построенного Иродом, никогда в жизни своей не видал прекрасного здания» (Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 4). Наши мудрецы называли Храм «красотой мира». Построение Храма возвратит в мир истинную красоту.

Храм – песнь мира: когда царь Давид собирался строить Храм, он созвал двадцать четыре тысячи песнопевцев и четыре тысячи музыкантов, чтобы они пели и играли музыку в Храме. «И из них, чтобы наблюдать за работами в Доме Господнем, – двадцать четыре тысячи, а надсмотрщиков и судей – шесть тысяч. И четыре тысячи привратников, и четыре тысячи славящих Господа на инструментах, сделанных мною для прославления» (Диврей ѓа-ямим 1, 23:4-5). Когда Храм будет восстановлен, эти песнопевцы будут петь песни, которые вознесут людей на ступень пророчества. «И когда заиграл музыкант, был на нем (на Элише) дух Господень» (Млахим 2, 3:15).

Мир во всем мире: пророчество: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» связано с Храмом. Туда будут совершать паломничество все народы мира, чтобы учиться у еврейского народа канонам истинного правосудия и справедливости, и вся их жизнь будет построена по этим канонам. Построение Храма принесет мир всему миру. Тот, кто истинно желает мира, желает построения Храма.

Справедливость для всего мира: в современном мире часто встречается вопиющая несправедливость: сильные угнетают слабых, ибо так повелось испокон веков. Во времена Машиаха, когда будет отстроен Третий Храм, в мире воцарится справедливость. «И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам» (Йешаяѓу, 2:4). Благодаря народу Израиля все народы узнают, что такое истинная справедливость, и будут строить свою жизнь в соответствии с ней.

Благословение для растений и животных: в современном мире природные ресурсы используются неразумно и безответственно. Люди уничтожают леса ради сиюминутной выгоды. Широко распространены издевательства над животными. Когда будет построен Третий Храм, в мире воцарится справедливость для всех. «Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса» (Теѓилим, 96:12). Деревья запоют и животные возрадуются, когда будет построен Храм. Если мы желаем истинной справедливости – мы желаем построения Храма.

Трепет народов мира перед народом Израиля – благодаря Храму: мудрецы Талмуда разъясняют смысл названия «Мория»: «Что такое гора Мория? Разошлись во мнениях по этому вопросу рабби Леви бар Хама и рабби Ханина. Один сказал: это гора, с которой пришли указания (ѓораот) народу Израиля; второй сказал: это гора, с которой пришел трепет (мора) к идолопоклонникам» (трактат Таанит, 16а). Раши в комментарии на это место Талмуда объясняет слово «трепет»: «Когда они (идолопоклонники) слышат великие вещи о народе Израиля и Иерусалиме, и их охватывает трепет».

Качеством сеять трепет в сердцах народов мира обладал Ковчег завета. «И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего» (Бемидбар, 10:35). Ковчег завета расположен в самом сердце Храма. Поэтому все народы, которые видели великие деяния Шломо и Храм, возведенный им, были охвачены трепетом. «Не верили цари земли и все жители Вселенной, что враг и неприятель войдет во врата Иерусалима» (Эйха, 4:14). Построение Храма возвращает народу Израиля утраченную честь.

Возрождение царства Израиля – благодаря Храму: возрождение царства Израиля также произойдет благодаря Храму. В субботнем гимне Леха доди, который написал великий каббалист рабби Шломо Ѓа-Леви Алькабец, сказано: «Храм Царя – город царский», чтобы мы осознали, что Храм – это не только место, где служат Всевышнему посредством молитвы и жертвоприношений. Храм – это город царский. Тот, кто хочет править народом Израиля, должен править и Храмом. Поэтому Иерусалим был как городом царства, так и городом Храма – по сути, это одно и то же.

Когда Менаше, царь-нечестивец, хотел воцариться над народом Израиля, он воздвиг идола в Храме. Так Менаше овладел главным проводником Божественного изобилия. И он правил еврейским народом пятьдесят лет! В наши дни ишмаэлиты поступают точно так же. Мы тоже должны учиться у Менаше. Тот, кто хочет править еврейским народом, должен прежде всего завладеть Храмовой горой. Но не так, как это сделал Менаше, который залил Землю Израиля реками еврейской крови. Мы подразумеваем власть, движимую любовью, подобно власти царя Шломо. Его Храм был «внутри застлан любовью дочерей Иерусалима» (Шир ѓа-ширим, 3:10). Храм, построенный без применения железных орудий, – ведь из железа куют оружие, которое сокращает дни человека.

Власть народа Израиля на Храмовой горе не похожа на власть Тита и Веспасиана, которые разрушили Храм. Их власть была полна жертв. Сотни тысяч людей заплатили за нее своими жизнями. Она несла в себе страдания и смерть, грабеж и нищету. Такой же была власть Навухаднецара, разрушившего Первый Храм. В дни его правления люди не улыбались. Все были охвачены горем – таково разрушение Храма.

Со слов рава Мордехая Элияѓу, благословенна память праведника

Меж теснин

Все ѓалахические законы, касающиеся дней «меж теснин» (от 17 тамуза до 9 ава), призваны оживить в наших сердцах скорбь о разрушении Храма, дабы мы не забыли о нем. Ведь если в эти дни мы будем вести себя, как в течение всего года, – как мы сможем оплакивать разрушение Храма? В свитке Эйха (1:3) сказано: «Все преследовавшие его настигли его меж теснин». Раши поясняет: «Меж теснин – от 17 тамуза до 9 ава». Однако сказали наши мудрецы, что дни эти несут в себе добро для народа Израиля.

Почему же эти дни, полные скорби и боли, несут в себе добро для нас? Потому, что они заставляют нас молиться от всего сердца о построении Храма и о приближении Избавления. А искренняя молитва – ключ к Избавлению.

Изгнание – скорбны дороги Сиона

Далее в свитке Эйха сказано: «Скорбны дороги Сиона, ибо нет идущих на праздник» (там же, 4). Этот стих говорит о том, что после разрушения Храма евреи не совершали паломничества в Иерусалим на праздники. В Мидраше сказано, что дороги, по которым не идут путники, не едут повозки и колесницы, постепенно зарастают сорняками. На что это похоже? На лицо скорбящего, которое покрывается щетиной, ибо он, будучи в трауре, не бреет бороды. Дороги, заросшие сорняками, – один из признаков изгнания, который был свойственен Земле Израиля все годы, пока евреи пребывали вдалеке от нее.

Изгнание – отдаление от Торы

Ниже в свитке Эйха говорится: «И ушло от дочери Сиона все величие ее» (там же, 6). «Все величие ее» – это дети, изучающие Тору. Ибо когда народ Израиля не учит Тору, это приводит к разрушению Храма. А один из признаков изгнания – это отдаление от изучения Торы. «Царь ее и сановники ее – среди чужих народов; не стало Торы» (там же, 2:9).

Изгнание Шхины

Раввинские суды в Израиле и во всем мире прилагают огромные усилия, чтобы добиться развода для агунот – женщин, мужья которых исчезли, не дав им гет. Это величайшая заповедь.

Великий мудрец Торы и каббалист рабби Хаим Йосеф Давид Азулай усматривает намек на эту заповедь в стихе 1:4 свитка Эйха: «Печальны девы ее – горько и ей самой»[1]. Если дочери Израиля агунот – сама Шхина пребывает в глубокой печали. Мы должны помнить, что причиной Избавления служат не только наши страдания, – страдает и сама Шхина. И ее страдания вызваны нашими страданиями. Шхина страдает, когда мы недостаточно изучаем Тору, когда Земля Израиля пребывает в запустении, когда мы погрязаем в грехах.

Полуночная молитва Тикун хацот

Особенно важно в эти дни читать полуночную молитву Тикун хацот. Ее нужно произносить с горькими рыданиями, исходящими из самого сердца, осознавая всю глубину скорби Шхины от разрушения Храма и изгнания народа Израиля.

Один мудрец, праведный и святой, рабби Яаков Муцафи, не проводил ни единой ночи без того, чтобы прочитать Тикун хацот. Читая эту молитву, он заливался горькими слезами. Перед этим он надевал саван, который приобрел для самого себя к тому дню, когда придет его час перейти в мир иной, и саван этот был насквозь мокрый от его слез.

Когда рав Яаков Муцафи умер, члены похоронного общества Хевра кадиша, не зная великой ценности этого савана, сказали: «Мы похороним его в другом саване, потому что этот не льняной, а хлопковый». Близкие усопшего ответили им: «Хоть этот саван и хлопковый, он ценнее льняного, ибо нет ценности выше, чем слезы этого великого праведника, когда он оплакивал разрушение Иерусалима!»  


[1] Данное толкование основано на созвучии слов «печальны» (нугот) и агунот.