Сам с собой

Сам с собой

September 2, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

"Возлюби ближнего своего как самого себя". Из этой заповеди вытекает, что не научившись любить себя, человек не сможет любить другого. Значит Тора призывает прежде всего любить самого себя!

Но хорошо ли специально обращать внимание на собственную персону и потакать своим прихотям, даже если ты ставишь перед собой цель научиться давать благо другому? Конечно же Тора не призывает человека благоговеть перед самим собой и ублажать свои тело и душу, придаваясь чувственным или интеллектуальным удовольствиям.

Любовь к себе понимается гораздо глубже, чем забота об услаждении плоти и приятном проведении времени. Для того, чтобы понять к какой любви призывает Тора попытаемся ответить на один из самых сложных вопросов на свете: "а что такое я?" "Вайецер Ашем Элоким эт аАдам" – и сотворил Бог Всесильный человека – удвоение буквы йод в слове вейацер намекает на то, что в человеке заложены два начала, между которыми идет постоянная борьба (Брахот, 61а).

Но с чем идентифицируется "я" – с добром или злом, эгоизмом или альтруизмом, с силой воли или со слабостью? Рассказывают (Шабат, 119а), что в субботу из синагоги домой еврея провожают два ангела – один черный, а другой белый. Если в доме все готово к субботе – белый ангел говорит: "Пусть всегда будет так", – и черный отвечает: "Амен". А если нет – то черный ангел говорит: "Пусть всегда будет так", – и белому не остается ничего другого как сказать: "Амен".

Легко представить себе, что речь идет не только о субботе, а о любом поступке: человек помог другому и белый ангел говорит пусть всегда будет так, обидел кого-то – и черный ангел говорит пусть всегда будет так. Я – т.е. сам человек находится посередине между черным и белым ангелом, между хорошим и плохим.

Я – свобода выбора, я – умение выбирать, я – способность склонить себя и весь мир к добру и благу, я – способность заставить даже дурные потенциалы приносить пользу и служить хорошему началу (заставить черного ангела ответить "амен").

А может быть это не так? Может быть "я" человека как раз идентифицируется с той стороной человека, которая постоянно призывает его думать только о себе, заботиться о собственных удовольствиях, благосостоянии и богатстве не считаясь с другими и не испытывая ни к кому любви и сострадания?

Нет, это не так. Когда человек поступает плохо, неразумно, жестоко, мы говорим "он не в себе", "он вышел из себя". Это выражение указывает на то, что в психологии людей личность друга или близкого человека отождествляется с положительным и добрым началом. Человек как правило не хочет отождествлять себя со своими дурными устремлениями – он предпочетает по крайней мере в какой-то степени считать их не своими, а чужими, навязанными ему кем-то желаниями. Речь не идет о злодеях, которые погрязли во зле и утратили способноть выбирать. Сама по себе свобода выбора – не данная раз на всегда константа, а функция зависимости настоящего состояния от предыдущего.

Рав Деслер разъясняет, что человек устроен так, что он пугается преступления, но совершив однажды недоброе дело, он теряет это врожденное чувство страха. Если же повторить преступление дважды или трижды, оно начнет казаться правильным поведением. В Пиркей Авот этот принцип выражен правилом: "Заповедь влечет за собой другую заповедь, а преступление влечет за собой преступление".

Задача еврея – научиться поступать правильно и сделать положительное естественным для себя: каждый шаг в хорошую сторону позволяет белому ангелу делать добро постоянным сущностным свойством человека, а каждый шаг в плохую сторону дает возможность черному ангелу привносить в человека тот яд, который в будущем в похожей ситуации заставит его склониться в плохую сторону. А там с плохой стороны самому же человеку плохо: "Сатан – дурное начало, соблазняющее человека, свидетельствующее против него и наказывающее его". Человек по своей сути – добро, потому что он отличается от всех творений тем, что он неограничен, а безгранично только доброе желание – все остальное ограничено теми или иными рамками (Кант, Основы метафизики).

Воевать с черной стороной и любить белую и приближаться к ней – в этом и только в этом любовь к себе. В этой войне человек создает себя. Сказал Илель: "Если не я себе – то кто мне?" Любить себя для Илеля означает исправлять себя, делать добрее, честнее, умнее. Все эти качества нужны человеку, не для того, чтобы преуспеть или возгордиться, а чтобы давать благо другому и поэтому Илель продолжает а если я для себя – то зачем я (делаю то, что я делаю) (Пиркей Авот).

"И остался Яаков один и боролся с ним человек до восхода". Если Яаков был один, то с кем же он боролся? С самим собой – с той стороной своей личности, которую он не желал сделать сущностной, а воспринимал, как то, что он предпочитал бы оставить во вне, а не пусть глубоко внутрь. Дурное начало – незнакомец-двойник Яакова, набирающий силу в темноте. "Пусть всегда человек опирается на свои хорошие желания и с их помощью объявляет войну дурным своим желаниям" (Трактат Брахот).

Так же нужно относится и к другому: любить в нем то хорошее, что есть в нем и помогать развиться и занять главенствующее место светлой стороне ближнего и ненавидеть то дурное, что живет в нем, постоянно стремясь подчинить двойник невидимку и заставить его отвечать амен. Ненавидеть в человеке дурное – это не значит ненавидеть самого человека. Царь Давид сказал: "Любящие Всевышнего, возненавидьте зло" (Теиллим, 97:10). Зло, а не злодеев.