Распад общества

Распад общества

October 24, 2006 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments
Истории Всемирного Потопа предшествует рассказ о Ноахе и его семье, а также описание того, как развратилась вся земля из-за развращенности людей, населявших её. В чём же заключалась «развращенность», порча нравов, приведшая к столь масштабному бедствию? Следует также найти объяснение тому факту, что рождение детей Ноаха упоминается в начале истории потопа заново, хотя о них рассказывалось несколькими стихами ранее – в конце главы Берейшит.

Анализируя историю Ноаха с самого её начала, мы видим, что само имя Ноах означает, как объясняет его отец Лемех, – «этот утешит нас после работы нашей и после труда рук наших над землею, которую проклял Б-г». Тора говорит нам, что Ноах создал семью в возрасте 500 лет. Несмотря на то, что в те времена люди жили по 700-800 лет, возраст Ноаха всё же был весьма солидным. Сразу после перечисления детей Ноаха (все там же, в конце главы Берейшит) Тора описывает, как знатные люди, «сыны могущества» («бней элоким») стали силой брать себе понравившихся им дочерей простых людей. Рассмотрев все эти различные фрагменты, мы получим следующую общую картину.

Поскольку Ноах медлил и не спешил заниматься продолжением человеческого рода, другие сделали это за него – порочным способом, развратившим весь мир. Мужчины из высших слоев социальной иерархии использовали свою власть и силой брали молодых девушек (см. Рамбам, Законы Царей 4:4). Практика потакания своим низменным инстинктам привела к тому, что мужчины стали насиловать замужних женщин, расцвели гомосексуализм и скотоложество (см. Мидраш Танхума на Берешит 33). Мидраш пишет, что всё общество, увидев поведение высших классов, взяло с них пример и стало поступать по принципу «каждый делает то, что ему нравится». Когда развратились люди, то же самое произошло и в мире животных – виды стали скрещиваться между собой.

С рождением скромного Ноаха, который был способен восстановить гармонию между человечеством и миром, вновь затеплилась надежда на возвращение к состоянию, напоминающему Ган Эден. Однако к тому моменту, когда у Ноаха родились дети, человечество испортилось до такой степени, что своим поведением вынудило Всевышнего уничтожить весь мир. Глаголы с корнем «нах» («пожалел, раскаялся») несколько раз используются при описании решения Всевышнего стереть с лица земли всё живое. С другой стороны, Ноах отличался от других людей, так как он нашёл расположение в глазах Всевышнего – его имя и слово «расположение» (хэн) происходят от того же корня.

Расположение, которое снискал Ноах в глазах Создателя, спасло его и его семью от гибели вместе с остальным развратившимся человечеством. Однако он уже не был способен вернуть мир к состоянию Ган Эдена. Это задача была отложена до того времени, когда избранный народ овладеет Землей Кнаан, отобрав ее у развращенных потомков Хама, сына Ноаха. Когда этот избранный народ начнет действовать в соответствии с заложенным в нем потенциалом святости, исполнятся слова пророка Йехезкеля: "Эта земля опустошенная станет, как сад Эденский; и эти города – разрушенные, и опустошенные, и уничтоженные – будут укреплены и населены" (36: 34-35).