Природа творения и роль Израиля в ней

Природа творения и роль Израиля в ней

December 30, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments
 

Комментарии

128.СКАЗАЛ РАЗУМ: Для того, кто смотрит невооруженным глазом, разные аспекты создания кажутся в начале разрозненными инесвязными, т.е. не связанными единой целью, а имеющими свои, отдельные цели, достигаемые самостоятельно, без связи с другими аспектами. Ведь есть так много видов неживой природы, растений и животных, и нет между ними связи и отношений, из-за которых они бы нуждались в помощи друг друга и объединялись бы общей целью. Как будто создание каждого имело свою, отдельную цель, и ей подчинены все его аспекты. Безусловно, вместе с тем во всей природе просматривается упорядоченная иерархия. Любой, кто задастся целью исследовать сущность разных созданий, обнаружит четкую градацию, начинающуюся на небесах и спускающуюся до земли. И если рассмотреть все виды, то окажется, что все они расположены один вслед за другим в четко упорядоченной иерархии.
Тот, кто углубится в мудрость, откроет, что все создания связаны друг с другом неразрывной связью, что все они необходимы для реализации смысла Творения, заложенного в него высшей мудростью,и все они объединены общей целью. Условия достижения этой цели многочисленны и связаны очень глубоким порядком – это, собственно, и есть все многочисленные части Творения. Поэтому все они соотносятся друг с другом в порядке, установленном высшим замыслом, и все вместе дадут прекрасный плод, достойный быть результатом всего Творения267. И идея эта очень глубокая, так как мудрость, необходимая здесь, широка до бесконечности – знать роль всех сущих и их участие в достижении общей цели. И сказали мудрецы (Авот, конец главы 6): <Все, что создал Святой, благословен Он, в Своем мире – создал для славы своей>. Необходимо, однако, понять сущность этой славы, поскольку и это – понятие новое, как и остальные нарицательные имена, относимыек Творцу268. И когда поймешь это имя269, то можешь понять и роль каждого создания в восполнении этой славы: почему каждое из них необходимо для ее восполнения и как все они объединяются этой целью270. А пока нам достаточно знать общее правило – что все элементы Творения, без сомнения, связаны между собой и объединены общей целью. Следовательно, настоящий смысл их раскрывается не в обособленном существовании каждого согласно его природе, а в их связях друг с другом и объединении для достижения общей цели. И только в этом их восполнение, так как это именно то, что необходимо для достижения цели, ради которой они созданы, – той всеобщей цели, которую мы уже упоминали.
И заметь, что даже в действии (т.е. в объектах Творения, а не в его законах) зло проявляется в мире только в отдельных составляющих, до того, как они объединены в нечто целое, инет совершенной вещи, в которой присутствовало бы зло271. И это безусловно так, поскольку известно нам, что все сделанное Творцом хорошо, а всякий видимый недостаток любого из элементов восполняется другим элементом, для этого предназначенным. И недостаток существовал только потому, что не были выполнены все условия восполнения предмета, в котором он присутствовал, если же все условия выполнить, то останется только добро. И само действие подтвердит верность этого положения. А в конце концов подтвердится это по отношению к всеобщему действу- всему круговороту нашего мира.272 Тогда осуществится обещанное (Йешаягу 12:1): <Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня>. Тогда будут завершены все части действа, и окажется оно только истиным добром. И поэтому следует сказать, что сначала Святой, благословен Он, приготовил природу такой, как мы объяснили – все виды в соответствии с их сущностью, каждый сам по себе, согласно иерархии. И в таком состоянии существуют смерть и ущерб, поскольку ущерб находится в каждом виде по отдельности, в соответствии с их сущностью. А их соединение вместе и объединение общей целью является исправлением для всех, поскольку таким образом они выходят из-под власти зла и избавляются от него. И мы уже упоминали этот момент: <Все, что создал Святой, благословен Он – создал для славы своей>273. А слава в том, чтобы Всевышний возрадовался всем творениям своих рук, и тогда Он как будто <сможет> одарить их своим добром274. И все правление Его направлено только на то, чтобы привести все к полному исправлению, так чтобы зло перестало существовать. Но плод этот появится только как результат соединения всех действий275. И выходит, что когда разные виды существуют сами по себе, вне связи друг с другом, то существуют смерть, унижение и ущерб, а в их соединении коренится исправление и избавление от зла.

129.СКАЗАЛА ДУША: Слова твои ясны и понятны сердцу. Но ты все еще не объяснил важность Израиля, как обещал, и пока я не вижу связи с этой темой.

130.СКАЗАЛ РАЗУМ: Я уже объяснил смысл изменений,происходящих во влиянии Всевышнего на этот мир276, которые, в свою очередь, вызывают изменение следствий, т.е. событий, происходящих в мире. Однако первопричина всего этого и смысл изменений во влиянии связаны с Израилем, и сейчас я объясню это. Святой, благословен Он, относится к Израилю, как отец к сыну,как мужчина к жене своей юности, т.е. к нам обращены все Его желания, как сказано (Песнь Песней 7:11): <Я для друга моего, и ко мне [обращено] его желание>, и также (Псалмы 40:6): <Чудеса Твои и замыслы – для нас>, и также сказано (Ваикра 26:9): <И обратился к вам… и умножил вас>. Это значит, что Святой, благословен Он, как будто жаждет насладиться созданием и радоваться ему, как сказано (Псалмы 104:31): <Возрадуется Всевышний делам своим>. И когда Он в самом деле обращается к ним, то из-за любви к ним и радости, которую они Ему доставляют, Он как будто думает о них, и не перестает нести им благо, и умножать их, и постоянно обновлять для них Свое добро, влияя на них по-разному, но всегда самым подходящим образом для их исправления и блага, как отец, обращающийся с любовью к своему сыну. И главное из всех созданий – Израиль, поскольку их жаждет Создатель, как сказано в <Песни Песней>: <Я для друга моего, и ко мне его желание>, а остальные создания зависят от них277. Потому что если обратится Всевышний к Израилю с любовью, то постоянно будет обновлять блага, одно за другим, для всего мира, блага истинные и совершенные278.
Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано(Берейшит 6:6): <И опечалился в сердце>, поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние иисчезает успех[27*]. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это – причина всякого прекращения влияния.
И знай, что на самом деле предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и злодеев278*. И учат нас этому мудрецы в Мидраше (Берейшит Раба 3:10): <В начале создания мира предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и дела злодеев>. И так сказали [мудрецы] (Берейшит Раба 8:4): <Что сделал Святой, благословен Он? Отдалил от себя пути злодеев, взял в помощники милосердие, и так сотворил мир>. Это значит, что все создание мира было основано на предвидении будущего, поскольку знал Всевышний все, что должно произойти, и готовил порядок, необходимый для всех будущих событий. И когда предвидел деяния праведников – радовался, и родился из этого порядок доброго влияния. А от предвидения дел злодеев родилось отсутствие влияния и разрушение. С тех пор это стало законом управления. Поскольку деяния праведных вызывают радость Его, благословен Он, и это источник всех благ, а дела злодеев как будто печалят Его сердце, а это – источник всех зол.
Заметь: если бы Господь, благословен Он оказывал влияние на мир в соответствии с делами злодеев279, мир не смог бы существовать280. Однако Он, оттолкнул дела злодеев которые не вечны, а обречены исчезновение и связал Свое влияние с делами праведных, им уготовано существовать вечно, и силой этих дел Творец создал мир и поддерживает его. И еще установил Создатель закон, в силу которого добро неизбежно побеждает, вплоть до полного исчезновения зла из мира.
И выходит, что на самом деле весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Всевышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них281. Таким образом, Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него. И сейчас мы больше не будем углубляться в эту тему. Нам необходимо знать то, что мы уже упомянули в начале: от того, что Он, благословенный, обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же – от того, что Он отворачивается от них.
И это, собственно говоря, все, что нам нужно знать о создании зла. Теперь же объясним порядок, который установил Господь, благословен Он, для его исправления и удаления из Творения, дабы исправить все сущее, вплоть до полного исправления, которое произойдет в будущем.
Прежде всего необходимо знать, что несмотря на то, что Всевышний создал возможность разрушений в мире, Он сделал это не для того, чтобы сохранить их навсегда, а, напротив, для того, чтобы очистить от них мир и привести его к полному исправлению. И потому постановил Всевышний, что разрушение не будет приводить к полному прекращению существования объекта, не оставиво нем даже памяти, а будет таким, чтобы его можно было исправить; таким, чтобы даже разрушенное создание смогло существовать до тех пор, пока не вернется в прежнее состояние, как выздоровевший больной282. И ты увидишь истинность этого во всем происходящем в мире. Разрушение не способно уничтожить добро, но может только повредить ему, затем же разрушение исчезает, а добро возвращается в прежнее состояние. Даже смерть, самое глубокое из всех разрушений в мире, не является окончательной, ведь существует воскрешение мертвых. Несмотря на то, что тело возвращается в прах, луз (небольшая кость в затылке) сохраняется в любом случае (см. Ваикра Раба 18:1) для того, чтобы из него восстановилось все тело. И тем более то, что не так глубоко, как смерть, является не полным уничтожением, а разрушением, которое можно исправить.
Так и Израиль в изгнании опускается до состояния праха, как сказано про него (Эйха 3:6): <Во тьме оставил меня, как умерших навеки>. И вместе с тем написано (Ваикра 26:44): <И несмотря на это, когда будут они в земле врагов своих, не станут Мне отвратительны и не отвернусь от них окончательно>[28], и написано также (Малахи 3:6): <Потому что Я, Всевышний, не изменяю[29], и вы, сыновья Яакова, не исчезнете>. Это значит, что Святой, благословен Он, никогда не разочаровывается в творениях своих рук отвергая их от себя. И хотя Творец допускает их порчу, это не значит, что Он оставляет их совсем, оттолкнув двумя руками. Он лишь допускает, чтобы они терпели лишения, поскольку известно Ему, что в конце концов это пойдет им только на пользу. Поэтому Он всегда поддерживает их существование, хотя и закаляет в горниле испытаний многочисленными и тяжелыми страданиями. А потом они снова распустятся, подобно лозе, и зацветут, как земля, дающая всходы, и как сад, взращивающий свои семена[30].А доказательством этому могут послужить сами семена, которые разрушаются в земле, но не исчезают бесследно, а снова прорастают из праха. Следовательно, Господь, благословен Он, не создал для своих творений полного уничтожения, а создал только разрушение, которое можно исправить. Это то, о чем мы уже говорили раньше: что Создатель не отождествляет имясвоего совершенства[31] с уничтожением и злом. Напротив, свойство совершенства – поддерживать все хорошее, и даже при всех недостатках, которые есть во время разрушений, Он не покидает их, простираясь[32] над ними, дабы поддержать добро, чтобы оно не прекратило свое существование.
И это наглядно видно на примере человека, в соответствии с тем, что мы объясняли выше, проводя параллель между состояниями человека и отношением Всевышнего к миру. Когда человек умирает, душаоставляет его, а тело, становясь прахом, возвращается в землю, как это было изначально. И параллель ясна: ведь человек, с одной стороны, построен из тьмы телесности – темное тело, возникшее от сокрытия лица Его, благословен Он, как мы объясняли283, а с другой стороны – из духа, оживляющего и очищающего тело, и дух этот – порождение света лица Всевышнего, которому предназначено восполнить недостатки созданий. Пока Всевышний относится к человеку в соответствии с этим порядком, человек живет в этом мире. Однако когда Творец отвернетот него свой свет, оставив только тьму, которая заложена в природе человека, – тогда душа покинет тело, и тело останется подобным мертвому камню, а затем и вообще рассыплется из-за того, что Всевышний отвернул от него Свое лицо. Об этом написано так (Псалмы 104:29): <Когда сокроешь лицо Свое от них, придут они в ужас, заберешь дух их – погибнут и в прах вернутся>. Однако поскольку Создатель, благословен Он, не скроет лицо своей доброты навсегда (ибо некий отблеск Его света будет проникать в тьму сокрытия все время, пока существует мир), то и тело также не прекратит свое существование совершенно, и душа не покинет его окончательно. Вот какое знание получили [от предыдущих поколений] наши мудрецы: вместе с костями в могиле остается некая жизненность, названная мудрецами <дух кости>, и он поддерживает мертвых для будущего воскрешения, так, чтобы восстав, не оказались они новыми созданиями, но теми, которые однажды уже жили и умерли. И сказано об этом у пророка Йешаягу (58:11): <И напоит твою душу во время жажды, и укрепит кости твои>.

131.СКАЗАЛА ДУША: То, что ты говоришь, очевидно; ведь в самом деле, не может быть такого, чтобы Создатель стал презирать деяние рук своих! Он сохранит все доброе, а зло удалит в круговороте событий.

132.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь обратимся к порядку исправления мира284. Как ты уже слышала, в начале, когда создал Всевышний влияние, необходимое для существования природы, а прекращению этого влияния еще только предстояло возникнуть285, – уже тогда Его истинным намерением было, чтобы влияние это не было вечным и прекратилось со временем286.Мы уже объясняли это287. Однако при создании исправленного влияния, которое будет вечным288 и породит следствия, необходимые для мира, истинным намерением Творца было отдалить от него уже существующее зло. Как ты видишь, это намерение противоположно первому289. И то, что Творец перевернул Свое намерение и пожелал приносить и поддерживать добро, и защищать добро от зла – основа для существования такого явления, как исправление Творения.
И создал Господь, благословен Он, все качества и ступени этого влияния, каждую ступень с соответствующим ей исправлением, и единственное Его намерение – на каждой ступени порождать только добро и удалять с нее зло, то есть то отрицание, которому изначально предопределено падение, и так на каждой из ступеней290. Таким образом Творец постепенно подготовил все ступени своего влияния. И на каждой из ступеней необходимо было сделать одно и то же, а именно: а) перевернуть намерение, обратив его к одному только исправлению – порождению созданий; б) отдалить от данной ступени уже существующее <прекращение>, дабы оно не уничтожило влияние снова291. Однако полностью уничтожить зло Всевышний тоже не собирался, но только отдалить его так, чтобы оно существовало все время, пока будет необходимо для созданий. И поддержание зла происходит только силой Всевышнего, благословен Он, поскольку Он один создает добро и зло, просто просто поддержка зла – это явление более низкое относительно Его влияния и провидения292.
И выходит, что прежде всего упорядочил Всевышний все ступени своего влияния в соответствии с тем, что необходимо для существования мира, ступень за ступенью, а затем соотнес с этим создание зла во всех его деталях и аспектах293.Зло содержит в себе все детали, параллельные положительному влиянию, поскольку для каждого компонента положительного влияния создана и его <отмена>. И от каждой из частей положительного влияния отдалена ее отмена294, но не уничтожена совершенно. Вместе с тем все виды отмены, относящиеся ко всем компонентам положительного влияния, по сути являются одним и тем же – общим злом295. И любое зло соотносится только с самым низким уровнем каждого из компонентов влияния Всевышнего. Поэтому, например, когда исправляется высшая ступеньвлияния Творца, благословен Он, то его отмена изолируется и удаляется от него, и хотя и не уничтожается совсем, но может осуществиться только на самом низком уровне, соотносимом с этим влиянием. Когда, в свою очередь, исправляется вторая ступень, то отдаляется и ее отмена, и все ее существование остается возможным только в самом низу. Однако поскольку сама вторая ступень по сути своей ниже, чем высшая, то зло на этой ступени ближе к осуществлению, чем на высшей ступени296. А на третьей ступени – еще ближе, и так далее, до самой последней из ступеней297.
Поэтому скажем так: как только захотел Святой, благословен Он, исправить влияние совершенно, упорядочил добро и зло, каждое в особом порядке.И порядок добра постепенно исправляется, ступень за ступенью, а зло с начала исправления находится в подвешенном состоянии298, пока не опустится на самую низкую ступень, где окажется весь порядок зла со всеми его деталями. Ведь с самого начала существовало намерение принизить существование зла таким образом, чтобы не было его нигде, кроме самой нижней ступени создания. И само принижение зла – это одно из величайших исправлений, которое уже есть в мире, поскольку благодаря этому добро всегда на порядок сильнее зла299. И ради этого в самом начале установления порядков Всевышний отставил порядок добра в одну сторону – чтобы исправить его, а порядок зла – в другую сторону, чтобы принизить его, ступень за ступенью. Потому что по мере исправления порядка добра порядок зла опускается все ниже и ниже, и когда порядок добра достигнет совершенства, зло окажется уничтоженным окончательно, а мир будет исправлен как следует. И это дает нам возможность понять фразу <наполнюсь ее разрушением>, сказанную Йехезкелем (26:2), которую упомянули мудрецы наши (Мегила 6а)300. В этом – общий смысл служения человека, поскольку Всевышний создал добро и зло, и принижение зла зависит только от усиления добра, или наоборот, упаси Господь! И Святой, благословен Он, указал нам те действия, которые усиливают добро и из которых само собой следует принижение зла и всех его порядков, в результате чего мир будет совершенно исправлен.

133.СКАЗАЛА ДУША: Слова твои ясны мне, и порядок этот, основанный на глубокой мудрости, помогает понять качества Всевышнего, благословен Он, так чтобы происходящее в мире не выглядело случайностью301, а было понятно, что все устроено в глубокой мудрости ради достижения совершенной цели.