Сказано в Пасхальной Агаде: «Если бы Ты приблизил нас к горе Синай, но не дал бы нам Торы, то и того нам было бы достаточно». В чем ценность предстояния пред горой Синай без дарования Торы? Объясняет Абудрагам, основываясь на словах наших мудрецов, благословенна их память: когда народ Израиля приблизился к горе Синай, он очистился от скверны. Вот почему мы говорим: «…и того нам было бы достаточно». Речь идет о духовной ступени, имеющей самостоятельную ценность, – явление Шхины еврейскому народу, выражение высшей святости.
В Торе сказано: «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: в день, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хореве» (Дварим, 4:9). Поясняет Абудрагам: «Чтобы не забыли мы предстояние пред горой Синай, чтобы не устранили его из сознания нашего, и чтобы глаза наши и сердце наше пребывало там во все дни».
Рамбан (в примечаниях к Сефер ѓа-мицвот) пишет, что этот стих Торы намекает и на то, что нам нельзя забывать также громы и молнии, и звуки шофара, которые сопровождали предстояние пред горой Синай. Он подчеркивает величие самого предстояния, еще до того, как Всевышний заговорил с народом. И в молитве на Рош Ѓа-Шана мы произносим: «При громе и молнии явился Ты им, под звуки шофара показался Ты пред ними». Эти слова свидетельствуют о том, что это были не просто «декорации», а неотъемлемая часть самой сути дарования Торы. В другом месте (в комментарии на Шмот, 20:17) Рамбан пишет: «…ибо для того, чтобы испытать вас, явился вам Господь. Вот почему в Писании сказано: великое благо сотворил вам Господь, явив вам славу Свою, чего не сделал Он ни для одного из народов мира. Испытать вас – отплатите ли вы Ему добром за то благо, что Он совершил для вас, избрав вас народом Своим… И сказал Господь: “Только вас признал Я из всех семейств земли, потому и взыщу Я с вас за все грехи ваши” (Амос, 3:2), ибо все народы не обязаны Мне так, как вы, – ведь с вами Я говорил лицом к лицу на горе Синай». Испытанием служило само предстояние пред горой Синай, сама встреча со Всевышним «лицом к лицу». Вот как сказано об этом в молитве: «Ибо в свете лика Твоего даровал Ты нам Тору жизни» и в Теѓилим (105:4): «Вопрошайте Господа и силу Его, ищите лика Его непрестанно». Тора – это «встреча» со Всевышним лицом к лицу. Существует множество ступеней близости ко Всевышнему; о народе Израиля сказано: «Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе» (Дварим, 5:4), что свидетельствует о высшей степени близости. В этом и состоит внутренняя суть предстояния пред горой Синай, благодаря которой сыны Израиля очистились от скверны и хранят эту чистоту до сегодняшнего дня.
Перед чтением Торы в синагоге мы произносим благословение: «…Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору». Но ведь мы знаем, что Всевышний пытался вручить Тору другим народам, а они отказались. В чем же тогда выражается наша избранность? Именно в том, что Всевышний даровал нам Тору в свете лика Его, «лицом к лицу», в той особой силе, что была сокрыта в предстоянии пред горой Синай, – именно в этом выразилась наша избранность, которая отличает нас от всех других народов.
Когда сыны Израиля возложили на себя бремя Торы, все их грехи были прощены, будто они никогда и не грешили. Поэтому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что в Шавуот есть особая заповедь радоваться, в дополнение к обычной радости праздника, – ведь в этот день были прощены все наши грехи. В этот праздник мы радуемся двойной радостью: от дарования Торы и от прощения грехов.
Праздник Устной Торы
Шавуот – это праздник Устной Торы: он принадлежит мудрецам Торы всех поколений. В этот праздник в каждом поколении снова и снова повторяется дарование Торы. Такова особенность этого дня, в который много лет назад была дарована Тора на горе Синай. В Шавуот мы празднуем не одноразовое событие, которое произошло и закончилось, а самую суть дарования Торы, которая возобновляется снова и снова каждый год.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Рош Ѓа-Шана, гл. 4, ѓалаха 8), сказано: «В связи со всеми жертвами упоминается грех, а в связи с жертвой праздника Шавуот грех не упоминается. Сказал Святой, благословен Он, народу Израиля: поскольку вы возложили на себя бремя Торы – Я отношусь к вам так, будто вы никогда не грешили». Поясняет рабби Давид Френкель, автор комментария Корбан ѓа-эда: «В связи со всеми жертвами в Торе сказано: “И приготовьте козленка одного в грехоочистительную жертву”, а в связи с жертвой праздника Шавуот сказано: “И приготовьте козленка одного в жертву”. И это потому, что каждый год праздник Шавуот подобен тому дню, когда мы стояли пред горой Синай и получали Тору. Та действительность, которая возобновляет дарование Торы каждый год, приводит и к тому, что каждый год искупляются все грехи человека».
Каждый раз, когда мы читаем в Торе стих: «Все, что говорил Господь, сделаем и будем послушны» (Шмот, 24:7), мы заново получаем Тору. И для каждого человека есть свое дарование Торы. Говорят наши мудрецы, благословенна их память, что в этот день Тора была дарована не только всему народу Израиля, но и каждому еврею в отдельности. Сказал рав Йосеф (Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 68б): «Если бы не этот день (дарования Торы) – сколько людей по имени Йосеф есть на базаре?» (то есть благодаря дарованию Торы я отличаюсь от других людей). Из этого следует, что дарование Торы индивидуально для каждого еврея.
Опасность, которую таит в себе день дарования Торы
В Гемаре (трактат Шабат, 129б) сказано, что если бы народ Израиля не согласился принять Тору, мир возвратился бы в состояние первозданного хаоса.
Народ Израиля принял Тору добровольно. Принятие Торы должно быть продиктовано свободой выбора – ведь только в условиях свободы выбора имеют смысл слова сынов Израиля: «Сделаем и будем послушны». Поэтому во время дарования Торы была необходима свобода выбора.
Однако в свободе выбора кроется и опасность. Ведь народ Израиля мог бы и отказаться от Торы, и тогда мир возвратился бы в состояние хаоса. И об этом сказано: «Так сказал Господь: как союз Мой с днем и с ночью, не установил Я законов неба и земли» (Ирмеяѓу, 33:25).
И поскольку в день дарования Торы миру угрожала реальная опасность, эта опасность возвращается каждый год в праздник Шавуот. Уникальность этого дня двойственна: он способен принести миру как великую опасность, так и великую святость.
Подготовка к дарованию Торы
Перед описанием дарования Торы в книге Шмот (гл. 19) подробно описывается подготовка к этому событию. Цель этого – научить нас чему-то важному. Подготовка к дарованию Торы – это тоже Тора. Изучение Торы – занятие первостепенной важности в течение всего года, однако в дни, предшествующие празднику Шавуот, оно приобретает дополнительное значение. В эти дни мы должны готовиться к дарованию Торы. Вот почему с начала месяца сиван мы не произносим траурную молитву таханун, подобно тому, как не произносят таханун в молитве минха накануне Шабата, когда уже начинает сиять субботний свет. В эти дни начинает проявляться свет Торы, как во время дарования Торы свет Торы начал сиять за день до этого. И поэтому в дни, предшествующие празднику Шавуот, мы должны приумножить изучение Торы.
Перевод Ханы Ар-Шалом