24 тевета 1837 года земля задрожала, и рабби Исраэль знал, что и на этот раз, как прежде, ему придется начать все сначала.
Основной ущерб землетрясение нанесло Цфату, и хотя в это время рабби Исраэль жил в Иерусалиме, однако, получив страшные известия о том, что происходит в Цфате, рабби Исраэль понял, что должен взять на себя тяжкий труд по восстановлению еврейской общины, которая была так дорога его сердцу, и которую он возглавлял в течение 30 лет. Однако на этот раз, как ему стало известно несколько позже, все было гораздо сложнее: удар, что обрушился на Цфат, был крайне жесток, и рабби Исраэль, тут же бросившись на решение неотложных проблем, не мог заглушить в себе тревожные мысли о собственной ответственности за трагедию, постигшую город, и о том, насколько верным было его давнее решение сосредоточить ашкеназскую общину Земли Израиля именно в Цфате.
Два года спустя, в возрасте 70 лет, скончался рабби Исраэль. Так подошла к концу его жизнь, полная борьбы, успехов и поражений, семейных трагедий и тяжких испытаний, которые он выдержал с честью и мужеством. Наверное, ярче всего проявилась в его личности чистая и простая вера, которая помогала ему на протяжение многих лет не склонять головы ни перед жестокими и разнузданными местными правителями, ни перед тяжелой действительностью, которая снова и снова ставила перед ним труднейшие задачи.
Путь в Землю Израиля
С первым человеком, оказавшим глубокое влияние на его внутренний мир еще в детстве, он был почти незнаком. Его дед, рабби Азриэль, покинул свой родной город Шклов, дом и семью, в 1772 году – когда младшему из его внуков было всего 2 года – и направился в Землю Израиля. Его восхождение в Святую Землю имело целью выяснить, возможно ли воссоздать там ашкеназскую общину, и с течением времени рабби Азриэль стал считаться одним из провозвестников восхождения ашкеназских евреев (прушим) в Землю Израиля, которое состоялось лишь спустя 35 лет. Рабби Азриэль пробыл в Земле Израиля совсем недолго, и по пути домой в Литву умер, находясь в Измире. Повзрослев, его внук, который со временем стал известен как рабби Исраэль из Шклова, считал себя продолжателем дела, начатого дедом, который указал ему путь всей его жизни – путь к Земле Израиля.
И в обществе второго человека, сформировавшего его духовный мир, рабби Исраэль провел не так много времени. В йешиву своего учителя и духовного наставника, Виленского Гаона, он прибыл только в 1796 году и оставался там всего 6 месяцев. Но в эти полгода рабби Исраэль приник к своему великому учителю и его учению и очень быстро стал одним из его ближайших учеников, в кругу которых Гаон говорил о том, чего не упоминал в беседах с другими своими приверженцами. Позднее рабби Исраэль поведал, что в последние 20 дней жизни Гаона не отходил от его смертного одра и все это время изучал с ним глубинные тайны Торы, которые озарили всю его последующую жизнь.
После кончины Гаона рабби Исраэль остался в Вильно и вместе со своим товарищем рабби Менахемом-Мендлом из Шклова прилагал усилия к тому, чтобы издать те труды Гаона, которые еще не вышли в свет. Наряду с этим он начал углубленно изучать заповеди и законы, связанные с Землей Израиля, что станет главной областью его ѓалахических исследований в будущем. Этим законам – как он позднее рассказал в предисловии к своему труду Пеат ѓа-шульхан – он также учился у своего великого учителя.
Некоторое время спустя после смерти Виленского Гаона рабби Исраэль возвратился в Шклов и стал раввином и духовным руководителем местных евреев. Он пребывал на этом посту около 10 лет. Все эти годы он точно знал, что настанет день, когда на него возляжет ответственность за то, чтобы осуществить несбывшуюся мечту его деда рабби Азриэля и его наставника Виленского Гаона, которые страстно мечтали поселиться в Святой Земле. И вот, в 1809 году до рабби Исраэля дошли слухи о том, что две первые группы учеников Гаона успешно поселились в Земле Израиля, и он взял всю свою семью, включая и престарелого отца, и направил свои стопы в Землю Обетованную. Он знал, что лишь пребывая в ней он сможет полностью осуществить свои планы: содействовать укреплению возрождающегося ашкеназского ишува и углубленно исследовать ѓалахические законы, связанные с Землей Израиля.
«Даже в разрушении ее нет земли, что могла бы сравниться с ней»
Рабби Исраэль с семьей прибыли в Землю Израиля осенью 1809 года, а несколько месяцев спустя направились в Цфат, чтобы – подобно многим другим ученикам Виленского Гаона – обосноваться там. Приобщиться к особой святости Цфата рабби Исраэль мечтал многие годы, и впоследствии не раз выказывал глубокую преданность этому городу, особенно после землетрясения, разрушившего город за два года до его смерти.
Когда рабби Исраэль приехал в Цфат, там жили 150 литовских евреев; кроме того, там была древняя сефардская община, а также хасидская община, которая обосновалась в городе начиная с 18 века. Во главе литовской общины стоял сначала товарищ рабби Исраэля, рабби Менахем-Мендл из Шклова. Материальное положение членов общины было крайне тяжелым. Отсутствие постоянной материальной поддержки, которое привело к тому, что община была вынуждена бороться за свое существование, а также стремление ашкеназов вести самостоятельный образ жизни, независимый от прочих общин, заставили руководителей общины понять, что у них нет иного выхода, кроме как направить в Литву посланника, который сумел бы организовать систему постоянной денежной поддержки, что позволит ашкеназской общине Цфата продолжить свое существование.
Для этой роли был необходим опытный, надежный и уважаемый человек, обладающий влиянием в обществе. Выбор очень быстро пал на рабби Исраэля, и он был вынужден спустя всего несколько месяцев после прибытия на Святую Землю возвратиться в одиночестве Литву.
Рабби Исраэль вез с собой послание евреев Цфата, которое волнует наши сердца и сейчас, 200 лет спустя:
«Как прекрасна жизнь в Земле Благодатной! Как велика наша любовь к земле нашей! Как великолепна благодать святости ее, как прекрасно жить в ней и путешествовать по ней, селиться в ней и возрождать ее, как прекрасны спокойствие и целостность ее! Даже в разрушении ее нет земли, что могла бы сравниться с ней, даже в запустении ее нет ей подобных… Хороши камни ее и прах ее, хороши ее урожаи, ее фрукты и овощи, хорош ее чистый воздух, хороша мудрость Торы ее, хороши многочисленные заповеди ее, хороша чистота святости ее… Земля, чьи мертвые воскреснут первыми, когда настанет воскресение мертвых, чья Тора восславлена множеством восславлений, чья Тора возвышена множеством вознесений, – кто сможет описать все царское величие ее?»
Во время исполнения своей миссии посланника, которое длилось в общей сложности около трех лет, рабби Исраэль побывал, кроме прочего, в Константинополе, Варшаве, Минске и Вильно, где ему удалось, невзирая на бесчисленные препятствия, организовать постоянную денежную помощь возрождаемуся ашкеназскому ишуву в Земле Израиля.
В 1812 году, находясь в Минске, он сумел выпустить в свет свой первый труд Ткилин хадатин – комментарий на трактат Шкалим Иерусалимского Талмуда, упоминающий также толкования Виленского Гаона на данный трактат. Рабби Исраэль неслучайно избрал для своего исследования именно Иерусалимский Талмуд: он чувствовал, что еврейские мудрецы на протяжении поколений уделяли недостаточно внимания Иерусалимскому Талмуду и заповедям, связанным с Землей Израиля.
Первый удар: эпидемия
После трех лет скитаний рабби Исраэль возвратился в Цфат, к своей семье, однако ему и теперь не пришлось насладиться спокойной жизнью.
Несколько месяцев спустя он был вновь вынужден взять в руки посох скитальца, спасаясь, как и все жители Цфата, от эпидемии, охватившей весь город. Рабби Исраэль и его семья отправились пешком из Цфата в Иерусалим, останавливаясь на ночлег в разных городах и селах. О невзгодах и лишениях, которые они испытали в этом нелегком пути, мы узнаем из предисловия к его книге Пеат ѓа-шульхан, где он, кроме прочего, подводит итог своей жизни и описывает страдания, выпавшие на его долю.
Во время эпидемии умерли его жена, четверо из его детей и муж одной из дочерей. Жену он был вынужден похоронить в пути, подобно праотцу Яакову, похоронившему Рахель по дороге в Хеврон:
«В пути умерла краса дома моего, жена моя с юности моей, скромная и богобоязненная… И похоронил я ее в пути, в святом городе Шфараме, да будет он отстроен вскорости, в наши дни. А когда я со своими оставшимися в живых домочадцами достиг святого города Иерусалима, то и там увидел я ужас и тьму, и там смерть посетила дом наш… И я лежал на крыше и плакал, и извивался от страданий, и молил Отца Небесного, а моя маленькая дочка, скромная Шейнделе, лежала больная рядом со мной. И слезы текли из моих глаз от всего, что приключилось со мной, и велико, как море, было страдание мое».
Во время эпидемии, моля Всевышнего о спасении своих родных, рабби Исраэль дал клятву, что если спасется от смерти, то напишет всеобъемлющий труд о трактате Зраим Иерусалимского Талмуда. Это и есть его знаменитый труд Пеат ѓа-шульхан, который повествует о заповедях, связанных с Землей Израиля. Однако по окончании эпидемии рабби Исраэль вновь взвалил на свои плечи заботу об общине, и ему пришлось отсрочить исполнение клятвы на несколько лет.
После окончания эпидемии рабби Исраэль возвратился в Цфат и стал восстанавливать из руин ашкеназскую общину при помощи средств, поступающих из-за границы.
Потоп и восстание
В 1813 – 1837 г.г. рабби Исраэль вел в Цфате активную и разветвленную деятельность. Ему нередко приходилось бороться как с природными катаклизмами, так и с результатами творений рук человеческих. Так например, в 1819 году он был брошен в тюрьму после убийства Хаима Фархи, еврейского вельможи из Акко, который до тех пор самоотверженно защищал евреев Галилеи перед турецкими властями. Для того чтобы добиться освобождения из тюрьмы, рабби Исраэлю пришлось вновь раздобыть значительные денежные суммы из-за границы.
Зима 1825 года поставила перед рабби Исраэлем задачу иного рода: в тот год шли особенно сильные дожди, и многие дома в еврейском квартале Цфата были разрушены, похоронив под своими руинами жителей. Дом рабби Исраэля, где он жил со своей второй женой и новой семьей, тоже рухнул. После того как он и его домочадцы чудом спаслись от опасности быть похороненными под руинами, рабби Исраэль решил, что пришло время исполнить свою клятву, и приступил к составлению труда о заповедях Земли Израиля. В последующие годы он прилагал наибольшие усилия к написанию этого труда, и в 1834 году книга была закончена и готова к изданию.
Он собирался напечатать книгу в типографии Исраэля Бека, основанной в Цфате двумя годами раньше. Однако беды продолжали сыпаться на головы жителей города. На сей раз это было восстание феллахов, которое охватило всю страну и лишний раз отсрочило издание книги. В ходе восстания арабы Цфата напали на еврейский квартал. Евреи бежали, и арабские мародеры безнаказанно грабили еврейские дома. Эти события также описаны в предисловии к Пеат ѓа-шульхан. Рабби Исраэль переплетает благодарственные слова Всевышнему за спасение евреев Цфата со скорбью о многочисленных разрушениях, которые переживает город:
«Ибо пришли неевреи в надел Господень, в «малые храмы» – синагоги и йешивы, и осквернили чертоги святости нашей, и побросали милые нашему сердцу свитки Торы на землю, и истязали наших праведных женщин. И наши святые тфилин и мезузы они освернили и побросали, а из свитков Торы сделали поводья для своих лошадей и сандалии для ног своих… И возрадовались они страданиям Израиля… Ибо голыми и босыми остались мы, и одолело нас горе наше… Благословен Господь, Который спас души наши, и мы должны славить Его великое и святое имя за те чудеса, что Он сотворил с нами в те дни».
Через 33 дня после бегства евреи возвратились в Цфат под защитой египетских правителей, которые вновь завладели северной частью Земли Израиля и подавили восстание. Возвратившись в город, евреи были поражены разрушениями, которые погромщики учинили в их квартале. Каждый поспешил в свой дом, чтобы узнать, какая судьба постигла его. Рабби Исраэль же первым делом направился в типографию и с горечью обнаружил, что и она была разрушена до основания. Однако хозяин типографии Бек и рабби Исраэль не отчаивались и продолжали поиски, пока не нашли страницы труда рабби Исраэля под обломками здания. Труд, спасшийся чудом, был в конце концов издан, хоть и с небольшой задержкой, в 1836 году. В предисловии рабби Исраэль, не помнивший себя от счастья, снова и снова благодарил Всевышнего.
Однако несмотря на неисправимый оптимизм рабби Исраэля год спустя на дорогую его сердцу общину обрушился еще один, самый тяжелый удар.
Четвертый удар: землетрясение
24 тевета 1837 года земля задрожала. Эпицентр землетрясения находился в Цфате, и город был разрушен почти до основания. Во время землетрясения рабби Исраэль находился в Иерусалиме. Судя по всему, это спасло ему жизнь. Его жена и дети, бывшие в то время в Тверии, также спаслись.
После землетрясения на рабби Исраэля легло самое тяжкое ярмо из всех, которые он носил когда-либо в своей жизни. Он взвалил на свои плечи ответственность за восстановление еврейской общины Цфата, которая в результате землетрясения потеряла более двухсот своих членов.
Когда до Иерусалима дошли первые сведения о землетрясении, вся еврейская община погрузилась в траур. Сефарды, хасиды и прушим собрались в синагогах, где, сидя на полу, читали свиток Эйха и траурные элегии (кинот).
Рабби Исраэль быстро оправился от потрясения и приступил к действию. Прежде всего он занял большие суммы денег у сефардской общины Иерусалима и отправил деньги в Цфат с двумя надежными посланниками. Сразу после этого он направил срочное послание в еврейскую общину Амстердама с просьбой незамедлительно выслать деньги для помощи пострадавшим от землетрясения. Вот его слова:
«Ибо страждут они от голода и жажды, дождь поливает их и снег засыпает их, и нет у них дома, и негде укрыться им в этот час бедствия… О горе! Этот остался без жены, а эта – без мужа, эти – без детей, а дети – без родителей… Обязан я исполнить свой долг и вдохнуть жизнь в эту святую паству, излечить и поддержать больных и сломленных, спасти здоровых, одеть и обуть их».
Иерусалим – спасение наше
В конце послания рабби Исраэль, по своему обыкновению, находит, несмотря ни на что, повод для оптимизма, хоть и осторожного. Он пишет о иерусалимской общине прушим, которой он за несколько месяцев до землетрясения в Цфате пытался помочь построить синагогу. Он отметил, что, возможно, именно поэтому Всевышний спас его от землетрясения – дабы заложить основы помощи будущим беженцам из Цфата в Иерусалиме.
Община прушим в Цфате была почти полностью уничтожена в результате землетрясения, и большинство беженцев приехали в Иерусалим с намерением обосноваться там. Сам рабби Исраэль тоже остался в Иерусалиме, где и прожил почти до конца своих дней.
После Песаха 1839 года он отправился в Тверию на лечение. В последние дни жизни он еще успел обменяться письмами с сэром Моше Монтефиори, находившимся в то время в Земле Израиля, и намеревался встретиться с ним, чтобы попросить у него содействия в возрождении Цфата. Однако этой встрече не суждено было состояться, ибо 9 сивана 1839 года рабби Исраэль перешел в мир иной. Он был похоронен не в Цфате и не в Иерусалиме, а на древнем еврейском кладбище Тверии.
Может быть, силы изменили ему после разрушения Цфата – города, который он любил больше любого другого города на свете? Думал ли он, что его решение основать общину прушим именно в Цфате возлагает и на него ответственность за гибель двухсот членов общины в результате землетрясения? Трудно сказать.
Так или иначе, у рабби Исраэля из Шклова нашелся достойный преемник: за несколько лет до его смерти его дочь Шейндл вышла замуж за рабби Йешаяѓу Бардаки, который со временем возглавил иерусалимскую общину прушим. Ашкеназский ишув в Земле Израиля рос и креп, в том числе и в Цфате, возлюбленном городе рабби Исраэля.
Рабби Исраэль удостоился того, что его труд Пеат ѓа-шульхан был признан одной из важнейших вех в изучении ѓалахических законов, связанных с Землей Израиля. Вот его слова из предисловия к Пеат ѓа-шульхан, которые подводят итог всей его жизни:
«Земля Израиля очень мила моему сердцу, ибо ценой великих страданий досталась она мне. Вот уже двадцать семь лет как я удостоился войти в надел Господа и украсить себя пеплом его, и страдал я немало, и немало усилий приложил я, чтобы жить в ней, и много испытаний выпало на мою долю с того дня, как я возвратился в нее: ужас, мор и голод испытал я, и в темнице сидел, враги души моей обступили меня, но я удостоился неоднократного спасения и помощи; всеми силами служил я Святой Земле и жителям ее, в меру сил моих возглавлял ее чистую общину, и учил Торе многих, и заложил основы еврейскому заселению Святой Земли…»