В Индии до сих пор проживает уже немногочисленная на данный момент еврейская община «Бней Исраэль».
Каким образом их предки попали в Индию — не совсем ясно. По этому поводу в общине существуют два предания. Согласно одному из них, они попали в Индию около 1700 лет назад, видимо, из Йемена или из Южной Аравии. Согласно другому — они потомки евреев, бежавших после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. от репрессий Тита. В обоих преданиях присутствует мотив бегства от преследователей на кораблях и рассказывается, что недалеко от Бомбея произошло кораблекрушение, и большая часть пассажиров погибла. Немногие спасшиеся поселились в окрестностях города.
В результате трагедии ни книги, ни документы,ни предметы культа не сохранились, но, несмотря на это, члены общины всегда ревностно берегли свою принадлежность к еврейскому народу. Уже сам факт, что они называют себя «Бней Исраэль», а не «иудеи», говорит в пользу древности их происхождения: о том, что в Индии они оказались еще до того, как изгнанников из Иудеи стали называть по стране их происхождения. Хотя существует вероятность и того, что подобное «самоопределение» создавало четкую дифференциацию между ними и иудеями во времена исламских репрессий по отношению к последним и избавляло их от преследований.
В любом случае, евреи общины «Бней Исраэль» придерживаются правил иудаизма в том объеме, который сохранился в их традиции. Не совсем ясно, какие отношения существовали между «Бней Исраэль» и другой еврейской общиной — «Евреи из Кучина».
В 1831 году Индию посетил раввин из Цфата Давид де-бейт-Гилель. И надо сказать, что в своих путевых заметках он очень нелестно отзывался об этой общине: «Есть в Индии иудеи, называющие себя «Бней Исраэль», около 600 семей, живущие обособленно в своих селениях и по обычаям многих народов. Они совершают обрезание и освящают Йом Кипур… но других обычаев Торы Моше у них нет… и нет среди них ни левитов, ни коэнов. Мне еще не приходилось встречать общину с таким количеством невежественных людей, прилюдно нарушающих субботу». По его мнению, эта община является потомками одного из местных племен, когда-то принявшего иудаизм..
Другое мнение сложилось у путешественника Исраэля-Биньямина из Молдовы, посетившего эту общину в 1848 году: «У меня нет никаких сомнений, что «Бней Исраэль» не только евреи, но и прямые потомки десяти утерянных колен».
Спустя 12 лет, в 1860 году, общину посетил известный путешественник раби Яаков Сапир Алеви, кстати, тоже уроженец Цфата. Свою позицию по поводу происхождения «Бней Исраэль» он сформулировал предельно четко: «Из всех их обычаев и верований отчетливо видно, что они из семени дома Израилева, как и все евреи, разбросанные по миру, и они («Бней Исраэль») не смешались с другими народами и до сих пор не сочетаются с ними браком… и неизменно трепетно относятся к исполнению обычаев и предписаний». Раби Яаков Сапир Алеви также подтверждает, что члены общины соблюдают субботу «и отдыхают от всяких трудов своих рук», и дает описание некоторых из их обычаев: «Когда они обривают голову, то оставляют по краям длинные пейсы… они, как и весь остальной еврейский народ, верят в приход Машиаха, знают о существовании других евреев, Земли Израиля и Иерусалима… и по приходе Машиаха соберутся со всеми остальными евреями в Иерусалиме».
На сегодняшний день около 6000 евреев общины «Бней Исраэль» проживают в Израиле. Однако Главный раввинат до сих пор не пришел к какому бы то ни было решению по поводу их еврейства.
По материалам сайта
Дети "Бней Исраэль" в еврейском учебном
центре