Пост Гедалии является одним из четырех постов, установленных нашими пророками и мудрецами в память о разрушении Первого Храма и изгнании еврейского народа со своей земли. Разрушение Иерусалима и Храма происходило в несколько этапов, и посты были установлены в соответствии с этими этапами катастрофы.
10 Тевета армия вавилонского царя начала осаду Иерусалима; 17 Тамуза были пробиты стены Иерусалима, и враги ворвались в город; 9 Ава был разрушен Первый Храм. После разрушения Иерусалима и Храма в Иудее все еще оставалась горстка евреев. Наместником над ними вавилонский царь назначил Гедалию, сына Ахикама. Он объединил вокруг себя немногих евреев, остававшихся в Иудеи; к нему же стали понемногу стекаться те евреи, которые бежали раньше и скрывались в соседних странах во время изгнания народа в Вавилонию. Однако в первый день месяца Тишрей Ишмаэль, сын Нетании, убил наместника Гедалию, и после этого разбрелись кто куда даже те немногочисленные евреи, которые до сих пор оставались в Земле Израиля. Так катастрофа стала полной…
Позднее, когда был установлен постоянный календарь, пост перенесли на 3-й день Тишрея, так как на первый день месяца всегда выпадает Рош а-Шана. И говорят наши Мудрецы (трактат Рош а-Шана, 18б), что этот пост был установлен в память об убийстве Гедалии подобно тому, как был объявлен постом день разрушения Храма, "дабы научить тебя, что смерть праведника подобна сожжению дома Всевышнего". В особенности – смерть того праведника, который был последней опорой еврейского присутствия в Земле Израиля…
Трагедию эту усугубляет тот факт, что вина за смерть Гедалии лежала не на внешних врагах, а на другом еврее. Не менее ужасно и то, что вся эта драма разыгралась в 10 дней раскаяния – те дни, когда люди должны переосмысливать и исправлять свои дела.
Пророк Захария говорит, что в будущем все четыре траурных дня, связанных с разрушением Храма, превратятся в дни веселья и радости: "Так сказал Б-г Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого месяца, пост седьмого месяца и пост десятого месяца будут для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими; правду и мир любите" (Захария, 8:19).
Есть дни, обладающие особой силой. Если мы того достойны, эти дни становятся днями радости, а если мы, не дай Б-г, не достойны этого, эти дни становятся для нас тяжелыми днями траура. Десять дней между Днем Суда и Днем Искупления – лучшее время для того, чтобы исправлять и улучшать. Но если мы недостойны, эти же дни становятся пиком разрушения.
Да будет воля Всевышнего, чтобы наступающий год стал для всего еврейского народа годом избавления и спасения, и чтобы свет веры и свет Торы освещал весь еврейский народ.