Поколение, которое полностью виновато и полностью оправдано

Поколение, которое полностью виновато и полностью оправдано

September 21, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

«Сегодня Б-г Вс-сильный Твой повелевает тебе исполнять все установления и законы эти. И храни и исполняй их всем сердцем твоим и всей душою твоею…»

Это глава содержит короткий перечень благословений за то, что народ будет соблюдать заповеди и длинный перечень тяжелых и даже страшных предсказаний, что произойдет с ним, если законы Вс-вышнего не будут соблюдаться.

Многие авторитеты Торы считают, что все эти ужасы относятся к прошлому. А почему можно быть столь уверенным, что не предстоит новое изгнание и новые беды – пусть они обрушаться на наших врагов. То, что перечислено ниже уже было и больше не будет. "Пошлет Б-г на тебя проклятия, смятение и несчастье во всяком начинании руки твоей, какое ни станешь ты делать, пока не будешь истреблен, пока не погибнешь вскоре за злые дела твои, за то, что оставил ты Меня" (Дварим 28:20). "Сыны твои и дочери твои будут отданы народу другому и глаза твои смотреть будут в мучительном ожидании по целым дням и нет силы в руке твоей (Дварим 28:32).

Почему есть такая уверенность, что это не повторится и никогда больше не будет нового изгнания?

Суд небес – это не просто. Если земные судья учитывают только факты и обстоятельства дела, то Небесный Страж порядка смотрит в сердце и учитывает все намерения, все движения души и все причины, приведшие человека и народ к несоблюдению закона.

Примером может служить история с царем Ахавом. Царь Ахав, уставивший всю территорию северного царства идолами хвастался тем, что дождь продолжает идти, хотя сказано"и замкну небеса и не будет дождя, и земля не даст свои плоды…" Этим он доказывал свою правоту и подкреплял свое мнение, что каждый волен поступать как он хочет и поклоняться кому он хочет. Лишь бы государство процветало. Вс-вышний же не посылал все наказания, описанные в Торе, потому что проявлял милость. Ведь распространение идолопоклонства происходило по инициативе Изевель, жены Ахава, привезенной им из Цидона. Да, люди обязаны были противостоять распространению чужеземных богов на Святой Земле, но они были четвертым и пятым поколением после отделения северного царства. Первое поколение отделившихся десяти колен стремилось ходить в Храм, но царь Йероваам поставил заслоны и казнил всех, кто пытался пробраться по тропам, чтобы показаться перед Лицом Вс-вышнего на праздники. Власть обладает огромной силой и огромным влиянием на людей. Она указывает цели и воспитывает, и противостоять ей очень трудно. Слуга Ахава Авадья прячет сто пророков Вс-вышнего в пещере и приносит им пищу. Только он один. И не говорит никому – иначе выдадут. И Вс-вышний не посылает наказания до тех пор, пока Элияу аНави не пробуждает меру суда и строгости! А Вс-вышний постоянно призывает его вернуться к милости и посмотреть на ситуацию с точки зрения причин происходящего, а не с точки зрения конкретной ситуации, когда северное царство погрязло в идолопоклонстве.

Как ни парадоксально, ответственность на всех жителей северного царства была возложена, когда царь Ошеа (6в до э.э.) снял заслоны и засады, а люди, отвыкшие приносить жертвы в Храме Вс-вышнему и предпочитавшие воскурять на высотах, кто-кому не пошли в Храм. После этого пришел Тиглат Пеласар, а затем и Санхерив и уничтожили северное царство, угнав его жителей в изгнание.

Сегодня многие спрашивают, почему государство, в котором не соблюдается закон Торы, продолжает существовать. Но возвращение на Святую Землю не обусловлено праведностью народа. Наши мудрецы периода Талмуда рассматривали предсказание пророка Йехезкиэля: "Не найдешь ты более явного признака окончания изгнания еврейского народа, чем цветение Земли Израиля, ибо сказано (Йехезкель, 36:8): "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они" (Санедрин 98а). Объясняет Раши: "Когда Земля Израиля даст обильные плоды, приблизится время освобождения еврейского народа, и это самый явный признак начала нового времени".

Т.е. земля готова дать свои силы народу еще до того, как он вернется. Кто возвращается? Вернутся праведники? Из изгнания праведников возвращается очень мало. Плененные младенцы, с которых нечего спросить, возвращаются в Землю Израиля. И даже, если они люди религиозные – в отношении всех законов, касающихся проживания в Земле Израиля, Храма и создания государства, а главное смысла и желания исполнять эти законы – они плененные младенцы. Потому что тяга к святости за пределами Земли Израиля была полностью утрачена ими. Это и есть "поколение, которое все виновно" или "поколение которое преисполнено заслуг". Как известно, Машиах должен прийти в поколении "которое полно заслуг", или "которое все виновно". Это не "или" "или", а "и" одновременно (так объясняет рабби Ашлаг, правда в отношении изучения Торы, а не ситуации возвращения в Землю Израиля, но понятие "поколение, которое одновременно полно заслугу и которое все виновато – это понятие он вводит). Вина есть, но ее нет, потому что с кого спрашивать – с младенцев? Вина есть, но ее искупили все те, кто остался в чужой земле и не добрался до Израиля. Настоящие плененные младенцы, которых не удалось выкупить, но они искупили других. Это уникальная ситуация. Раньше не было таких поколений.

Больше не предвидится изгнание.

Каковы же пути исправления?

Вернуться ко Вс-вышнему всем сердцем

По любви без наказаний, потому что наказания бесполезны.

Следует понять, что Вс-вышний хочет от нас и исполнить Его Волю. Заявление, что Он хочет от нас исполнения заповедей, мало помогает. Рав Кук как-то в полу-шутку ответил одному знатоку галахот: "рав хорошо знает Галаху, но не знает волю Вс-вышнего". Это шутка, потому что Галаха и Воля Вс-вышнего, неизменная вечная, – это одно и то же. Рав Кук хотел сказать, что для того, чтобы понять как правильно действовать по Галахе, нужно понять ее смысл.

А для этого, надо не только учить Тору, но и иметь чистое сердце. Так как все, даже Тору, человек воспринимает в «меру своей испорченности». Так например, мы прекрасно знаем, что важнейшая заповедь – проживание в Земле Израиля, ее завоевание и преобразование. Но если у нас нет достаточной любви к Земле Израиля, мы начинаем придумывать множество причин, почему эту заповедь не обязательно исполнять сегодня. Мы прекрасно знаем, что самая большая обязанность защищать евреев, но почему-то начинаем выдумывать тысячу причин, почему не следует служить в армии. А ведь тем самым мы нарушаем заповедь «не стой на крови ближнего своего». Многие удивятся: постойте, постойте, но ведь «не стой на крови ближнего своего» обязывает спасать человека, если он тонет… Нет, не только… Если кто-то уйдет с поста и евреи из-за этого, не дай Б-г, погибнут – разве он не нарушил заповеди «не стой на крови ближнего своего»? Есть запрет покупать что-либо у народов, проживающих на земле и не подчиняющихся еврейской власти. «Аль теханем» – не дай им зацепиться за Землю. А что делаем мы? Покупаем у них и даем им работу. Как только приходит седьмой год начинается оптовая закупка арабских овощей и фруктов. Да лучше есть плоды седьмого года, выращенные с запретом, чем закупать у арабов. Ведь покупать у евреев, которые не соблюдают седьмой год запрещено мудрецами, а запрет покупать у арабов – вытекает непосредственно из Торы. Все знают, что выгонять еврея из собственного дома в Земле Израиля противоречит принципам Торы и тем не менее многие авторитеты не говорят религиозным солдатам: не принимайте участия в выселении поселенцев из домов»

В поколении "полностью виноватом и преисполненном заслуг", а иными словами, полностью запутавшемся, как младенцы, с которых даже не спросишь, есть один выход – очистить сове сердце и сделать шаг навстречу Вс-вышнему, Его Воле.