355

Подготовка к принятию Торы

June 7, 2003 Автор: рав Йосеф-Дов Соловейчик - No Comments

Тора заповедует нам считать дни после Песаха и, отсчитав семь недель, праздновать Шавуот в память о даровании Торы на Синае. Этот счет выражает не только наше стремление к Торе, но и нашу внутреннюю подготовку к ней, постепенный переход – уже после собственно Исхода – к тому состоянию, когда мы способны принять Тору.
Когда на горе Синай народу Израиля была предложена Тора, его ответом было: "Все, что сказал Господь, мы будем соблюдать и постигать" (Шмот 24:7). Отдав предпочтение соблюдению закона Бога перед его постижением народ Израиля показал, что он клянется в своей абсолютной и безусловной верности еще даже до того, как ему стало известно детальное содержание Торы или стало понятно значение входящих в нее заповедей. Израильтяне приняли на себя бремя избранного народа без предварительных размышлений и критических оценок. В других областях жизни такого рода обязательство показалось бы нам скоропалительным и безрассудным. При этом известно, что евреи – народ не легковерный, зачастую они склонны к сомнениям и бунтарству, и убедить их в чем-нибудь не так-то просто. В Торе недаром говорится о нас как о народе "жестоковыйном", т.е. необычайно упрямом. Чем же объяснить единодушный незамедлительный ответ "Мы будем соблюдать"?

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего

Как гласит Тора, только человек, в отличие от всех творений Господа, создан по образу и подобию Божьему. В чем же заключается это уникальное свойство? Какой дар отражает образ Божий, что служит источником достоинства человека и обеспечивает его привилегии? Маймонид, как и некоторые другие средневековые философы, считал самой отличительной особенностью человека его "логос", т.е. склонность к логическому мышлению, способность приобретать знания. Но если именно способность мыслить выделяет нас из всего сущего, то как Всевышний мог потребовать от человека подчинения предписаниям, многие из которых непонятны ему, а некоторые просто противоречат здравому смыслу? Если достоинство и природа человека коренятся в разуме, то как же может Господь требовать от нас выполнения того или иного установления, выходящего за рамки человеческого понимания? Ведь просить человека поступать вне рамок рассудка – означает, казалось бы, предложить ему стать чем-то меньшим, чем человек!
Ответ на эти вопросы можно попытаться найти в Каббале, эзотерической части иудаизма. Она считает, что исключительный дар, который выделяет человека из прочих творений, есть не рациональный разум, а "рацон эльйон" – "высшая воля". Именно эта воля принимает решения, никак не согласуя их с интеллектом. Она составляет стержень духовной личности и определяет индивидуальность человека. Прагматический же разум – "рацон тахтон" – это воля низшего порядка, "практическая воля", и она занимает среди составляющих личности подчиненное положение.

"Рацон эльйон" и "рацон тахтон" – две воли, два пути найти решение

Главные решения, определяющие жизнь человека, принимаются спонтанно и неожиданно, как реакция на исходящий откуда-то изнутри и несформулированный приказ; они не обязательно диктуются соображениями или условиями внешнего порядка, и далеко не всегда на них можно воздействовать прагматическими доводами. Решения, связанные с выбором веры, спутника жизни, определение будущей профессии, разрешение серьезных экономических и военных проблем, вообще большинство кардинальных жизненных поворотов происходят интуитивно, без всякой помощи рассудка. И лишь потом, позже, мы обращаемся к практическому разуму для того, чтобы оправдать выбранное решение, очистить от противоречий и наметить путь его реализации. Только второстепенные технические решения (конечно, количественно они охватывают основную массу жизненных ситуаций) принимаются после длительного обдумывания. Наш разум по природе своей осторожен и медлителен в расчетах типа: "что найдешь" – "что потеряешь". Принятие решения на уровне рассудка по сути своей сводится к уравновешиванию доходов и расходов, взвешиванию альтернатив и оценке последствий. Это трудоемкий и длительный анализ. А "рацон эльйон", напротив, интуитивен, активен, динамичен, страстен. Его прозрения вдохновлены Божественным дыханием, неотъемлемым даром каждого человека. Это не выбор из множества вариантов, а дилемма: либо решение принимается, либо человек отказывается от самого себя. Только "рацон эльйон" в силах изменить само направление жизни человека; не будь его, великие умы никогда бы не сделали своих революционных открытий во всех областях нашей жизни. Конечно, наука нам нужна, она позволяет проникнуть в тайны природы; конечно, мы пользуемся логикой, чтобы получить рациональные объяснения и понятия, но в поисках ответа на основные жизненные вопросы мы полагаемся на внутреннее озарение.
Таким образом, существует две воли: "рацон эльйон", ничем не мотивированная воля, возникающая из непознаваемых, идущих изнутри указаний, и "рацон тахтон", воля, прагматически мотивированная разумом или практическими соображениями. И только во Всевышнем, говорят каббалисты, эти две воли сливаются в абсолютном единстве, только в Нем не существует никаких противоречий. Человеку же Бог дал их раздельными, одна – постижима для нас, другая – нет. Часто они оказываются в противоречии, они сталкиваются и противоборствуют, и человеку приходится выбирать ту из них, с которой он себя отождествляет. Остаться верным своему внутреннему свету или подчиниться практическим соображениям с учетом всех "за" и "против" – вот дилемма, с которой мы сталкиваемся ежедневно. В нашем утилитарном, прагматическом мире человек должен суметь жить, руководствуясь "рацон эльйон", для которого житейский успех, прогресс, денежные доходы и прочие подобные соображения несущественны; и наоборот, преобладают те идеалы, которые подчас кажутся непрактичными.

Принятие Торы евреями не было рациональным решением

Когда Бог на горе Синай предложил евреям Тору, они не стали просить показать им какую-нибудь заповедь для примера, не настаивали на том, чтобы увидеть что-либо из предлагаемого своими глазами, не предложили принять Тору на тридцатидневный испытательный срок. Это было бы расчетливым и практичным подходом к делу. Как описано в Мидраше, сначала Бог предложил Тору другим народам – Эсаву, Аммону, Моаву и Ишмаэлю, но те дали осторожный ответ, подошли к этому предложению прагматически, взвесив ценность Торы в свете социальной, культурной и экономической полезности – и, в конце концов, отвергли ее. Ответ евреев был: "Будем соблюдать и постигать", что означало: "Мы решили принять на себя эти обязательства и, приняв их, постичь их разумом". Это решение представляло собой скачок веры, интуитивное постижение истины и непреложности.

Религиозные обязательства евреев далеки от расчетливости

Религиозный еврей изначально отдает себя целиком исполнению двух безоговорочных обязательств, и в обоих случаях такая отдача не поддается рациональному обоснованию. В своей личной жизни он обязуется подчинять себя дисциплине всеохватывающих заповедей (из которых даже те, которые в иудаизме традиционно попадают в раздел "мишпатим" – "заповеди, обосновываемые разумно", – нашем современном мире тоже зачастую встречают сопротивление). Мы упрямо и преданно соблюдаем эти предписания, вопреки снисходительному отношению окружающих и скрытым насмешкам наш нашим образом жизни. Мы настаиваем на том, что наше восприятие Господа как Законодателя – самое правильное, и на том, что соблюдение заповедей очищает и возвышает нашу жизнь.
Второе религиозное обязательство соблюдающего закон еврея – его обязательство перед исторической судьбой своего народа. Мы верим, что несмотря на весь наш горький исторический опыт, несмотря на катастрофические бойни и враждебное отношение всего окружающего мира, мы непреклонно движемся к Божественному избавлению ("геула"), и хотя оно может медлить, мы верим, что в конце концов надежды нашего народа исполнятся. Мы не поддаемся отчаянию и упорствуем в своей иррациональной вере.
Оба эти религиозных обязательства есть проявление веры, выходящей за рамки логики и практических соображений. В наши дни подобного же типа вера нужна для поддержки Государства Израиль, вопреки окружающей его всеобщей ненависти, ибо наша борьба за это государство, на самом деле, совершенно непрактична и требует готовности, далекой от расчетливости.

Роль интеллекта немаловажна, но он подчинен озарениям веры

То, что мы отдаем "высшей воле" главенствующую роль в человеке, не означает, что мы тем самым принижаем интеллект. Действительно, Тора велит человеку добиваться с помощью разума господства над природой и противостоять болезням и нищете. И Талмуд с его тончайшими нюансами использует логический анализ для отыскания основополагающих принципов и для приложения их к самым различным ситуациям. Более того, подчеркивание роли интеллекта всегда было отличительной чертой еврейской жизни. Но интеллект обязан отдавать себе отчет в существующих для него ограничениях. Он подчинен озарениям веры. Интеллект осуществляет классификацию и приложение тех основных истин, которые провозглашает "рацон эльйон". Это утверждение Каббалы выражает основной подход иудаизма к жизни. Жизненные цели исходят изнутри, а интеллект очищает их от противоречий, планирует их осуществление и формулирует их логическое оправдание. Вне "рацон эльйон" евреи не могли бы выжить.

 

 

 

Морис Оппенхеймер.
"Шавуот